Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Закреплять умение правильно писать безударные окончания имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах;
  • Формировать каллиграфический навык письма;
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление. Повторить изученные виды разбора слов и предложений.
  • Помочь ученикам постигнуть духовно-нравственные ценности человечества.

Оборудование: таблица падежных окончаний существительных, солнце с лучиками (каждый лучик имеет название, положительные качества человека), иллюстрации к рассказу, картинки с изображением рожиц (веселая и грустная), в приложении фотографии учеников с пожилой учительницей.

Ход урока

1. Организационный момент

В одной из деревень жил жадный старик. Жил не тужил. Было у него много денег. Но он никому никогда не помогал. Про него говорили, что он и снега зимой не даст. Но в один из обычных дней случилось у него горе, украли его богатство, деньги. Долго горевал старик, никто не мог его утешить, да и утешить его было некому. Ведь друзей у него не было. Но сегодня он решил обратиться за помощью к вам. Ему подсказали, что в 4 классе живут самые честные и добрые ученики. Давайте поможем вернуть ему богатство. А появляться они у нас будут за каждый правильный ответ на уроке. Чем лучше мы будем работать на уроке, тем быстрее соберем его деньги. За каждый правильный ответ вы будете получать слово молодец. Согласны? Ну тогда начнем наш урок.

2. Чистописание.

Для чего нам на уроке нужна минутка чистописания.

(ответы учеников)

"Е" "Ё" - родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы "Ё" две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Мы пропишем эти буквы в соединении с другими элементами.

Бе-ме-те

3.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

- На самом деле, даже похожие е и е отличаются друг от друга. Люди на земле тоже отличаются друг от друга. Бывают люди хорошие и плохие. Хорошие это те у кого много положительных качеств. Плохие с отрицательными качествами. Но мы сегодня постараемся найти в людях больше положительных качеств.

Послушайте стихотворение "Чтобы солнышко светило" С. Фурин ( читает ученица)

Чтобы солнышко светило,
Чтобы на всех его хватило,
Чтобы не было грозы,
Чтобы не было беды,
Чтобы не было войны!
Чтобы солнышко светило,
Чтобы на всех его хватило.
Чтоб на целом белом свете
Спать могли спокойно дети.
За руки возьмемся-
Встанем в круг.
Каждый человек
Человеку друг.
За руки возьмемся-
Пусть пойдет
По Земле
Огромный хоровод.

- Посмотрите на наше солнышко теплоты. ( учитель прикрепляет солнышко на доску)

Сколько у него лучиков доброты . Каждый лучик имеет свое название. Прочитайте.

(скромность, надежность, преданность, человеколюбие, терпимость, доброта, мужество, искренность, милосердие, щедрость, сочувствие, храбрость, вежливость, благородство, жалость, честность, любовь, аккуратность.)

1) Посмотрите, пожалуйста, на текст который написан на доске.

Степа считался в школе робким, даже трусливым. Но он однажды спас свою сестренку. Большая змея тихо подползла к ребенку. Степа кинулся к сестре и схватил ее на руки. Девочка была спасена.

Что вы можете сказать о Степе? Какой он? (храбрый, преданный, мужественный)

Выберите эти качества.

Каким бывает мужественный человек?

(не боится трудностей, не поддается чувству страха, не боится.)

Какие пословицы и поговорки о смелости и решительности вы знаете?

(ученики называют пословицы и поговорки)

- Отважный умирает один раз, а трус- много.

- Смелость - половина счастья.

- Смелость города берет. т. д.

А среди вас есть похожие на Степу? (ответы детей)

В предложениях найдите существительные и определите падеж и склонение.

В школе- в чем? Где? П.п. 1 скл., сестренку-кого? Р.п. 1 скл., к ребенку- кому? Д. п. 2 скл.

Выполните (звукобуквенный разбор слова змея. (работа выполняет ученик на доске)

Змея

З -(с) согл. гл.

М-(м) согл. мяг.

Е-(э) гл. безуд.

Я-(йа) гл. уд.

4 б. 5 зв.

2) Упражнение "Выбери и отгадай"

На доске слова. 1 ряд выбирает и записывает слова 1 склонения в родительном падеже.

2 ряд слова 3 склонения в родительном падеже.

Доброта, любовь, красота, нежность, скромность, фантазия, щедрость, дружба, радость, культура, верность.

Какие окончания имеет существительное 1 склонения в родительном падеже? (-и, -ы.)

В 3 склонении окончание -и.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, поклонитесь,
Не ленитесь, улыбнитесь.

3) Задание с доски. Иллюстрация "Тимуровцы у бабушки."

На доске записан текст с заданиями. Что вы должны сделать? Выписать существительные с предлогами, определить падеж и склонение. Чтение текста.

Одинокая старуха.

В нашем селе в маленькой избушке живет одинокая старушка. Ее сыновья погибли на войне.

Мы заботимся о Екатерине Ивановне. Девочки убирают комнату, ходят в магазин, готовят обед. Мальчики колют дрова, приносят воду.

Мы говорим с Екатериной Ивановной о школьных делах, слушаем ее рассказы и сказки. Она очень добрая и ласковая. Нам хорошо с ней.

  • Какие положительные качества детей вы видите ? выберите.(доброта, жалость, сочувствие, милосердие, великодушие, трудолюбие.)
  • Какие положительные качества у бабушки? (добрая, ласковая, приветливая)
  • Милосердные, великодушные люди - это хорошие люди. Такие люди бывают вместе и в горе, и в радости. Они заботятся друг о друге, помогают.
  • Как вы понимаете слово милосердие? (делать другим добро, приятное, проявлять о них заботу, оказывать им помощь.)

- Кто еще, кроме людей, способен на оказание добра, помощи? (кошки, собаки, лошади, пчелы, цветы .и т. д. Цветы дарят пчелам нектар, собака спасает хозяина.)

- Милосердие и доброта. В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З - "земля", Л - "люди", Д - "добро". Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро.

4) Выпишите существительные с предлогами , определите падеж.

Разберите 3 предложение по членам предложения. Какое это предложение, распространенное или нераспространенное?

Слово в избушке разберите как часть речи.

В избушке -сущ. ( в чем? )

Н.ф. - избушка

Ж. р. , 1 скл.

Пред. П. , ед. ч.

Вт. чл.

- А в вашей помощи нуждается кто-нибудь? (да.)

Рассказ ученика.

В нашей деревне живет ветеран труда. Крохотной девочкой она была, когда ее отца- офицера убили на войне. Трудными были послевоенные годы. Приходилось много работать, но про учебу она тоже не забывала. Пешком ходила каждый день в соседнюю школу. Училась старательно. Выучилась и стала учителем начальных классов. Всю свою жизнь отдала воспитанию детей. Проработала 39 лет. Всегда старалась помогать и родителям, и соседям, всем кто в ней нуждался. А сейчас она на пенсии. Дети давно с семьями живут в городах. Приезжают по праздникам. Но она с нетерпением ждет нас в любое время.

- Нравится ли вам бывать у Тамары Павловны? (да)

- Расскажите о ваших делах у Тамары Павловны.

Рассказ ученицы.

(Девочки убираются по дому, мальчики выполняют работу на улице. Она рассказывает нам о строительстве нашей школы, о своих учениках, учит вязать, вышивать, показывает фотографии прошлых лет. Нам интересно с ней. Она добрая, ласковая.)

Чтение стихотворения посвященное Тамаре Павловне читает ученик.

Седина у висков и в морщинках лицо,
Несмотря на года, всех прекрасно оно!
Ваши добрые, милые сердцу глаза
Никогда не потухнут, как и душа.
Сколько в жизни невзгод Вы несли на плечах,
Сколько слез и страданий, серебро на висках,
Лишь как шрам от былого оставит следы
Воспоминаний, которые цените Вы.
В благодарность примите наш низкий поклон
Знаем в этом наш долг, будет выполнен он
Дай Вам Бог в этой жизни горя не видеть.
Ну, а мы не позволим никому Вас обидеть,
Пусть неведомы будут вам зло или страх
Пусть навеки сияет блеск в ваших глазах.
(стихотворение А. Кочкарова в сокращении)

Какие пословицы о милосердии вы знаете?

  • Аллах милосерден и любит милосердных. (татарская)
  • Великодушие и доброе сердце больше всего похоже на Бога.

4. Словарно-орфографическая работа.

Фразеологизмы.

  • Гадкий утенок - человек, несправедливо оцененный ниже своих достоинств.
  • Родиться под счастливой звездой - человеку сопутствует удача, успех.

5. Закрепление.

1) Работа по учебнику упражнение 238. Прочитайте. О чем этот текст? (о солнце) Как мы можем его озаглавить? (ответы учащихся)

Какой это текст: повествование или рассуждение? Почему Солнце не только светит, но и греет?

Ответы учащихся.

(Солнце светит и греет потому, что оно само очень горячее.)

- Вот и в жизни человек может своей добротой, любовью, нежностью, вежливостью согреть близкого человека.

2) Определите падеж выделенных имен существительных. Почему у них разные окончания?

3) солнышко - разбор по составу.

Ученик выполняет на доске.

- Человек может обойтись без многого, но не без человека!

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Стихотворение читает ученица.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
Был прожит!
На свете живешь ты не зря!

6. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок.

Какие окончания имеют существительные в родительном, дательном, предложном падежах? (ответы детей)

Давайте вернем жадному старичку его монеты. Скажите, чем у старичка являются его золотые монеты? (богатством)

А для нас на уроке, что было нашим богатством? (наши положительные качества)

А какое богатство ценнее старика или наше? Почему?

Посмотрите, сколько спасибо набрал каждый, и оцените свою работу на уроке.

От 2 до 3 раз - 3., от 4 до 5 - 4, от 5 и выше - 5.

Рефлексия.

На доске две рожицы: веселая и грустная. Какую рожицу вы выберете для сегодняшнего урока. С каким настроением уходите сегодня с урока.

7. Домашняя работа. Напишите сочинение на тему: "Почему я помогаю ветерану".