Диаграммы. Охрана окружающей среды

Разделы: Математика


Цели:

  • Повторить понятие диаграммы.
  • Рассмотреть вопросы, связанные с построением диаграмм.
  • Рассмотреть причины, влияющие на чистоту атмосферы.
  • Наметить пути решения проблемы загрязнения атмосферы.
  • Показать связь предметов математика и экология.

Ход урока

Учитель

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на несколько вопросов. И как ни странно, вопросы эти связаны с экологией, охраной окружающей среды, охраной атмосферы. Ответить на эти вопросы нам помогут диаграммы. Итак, тема нашего урока "Диаграммы на защите окружающей среды".

Презентация.

Слайд 1

Жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера, газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры. Атмосферным воздухом дышат все живые организмы. Когда хотят подчеркнуть, что это имеет важное значение, говорят "необходим как воздух". Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут.

Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. И в течение длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на атмосферу. Однако, с течением времени, эти изменения стали нарастать и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию.

Наибольшее значение для всех живых организмов имеет относительно постоянный состав атмосферного воздуха. Выясним, какие газы входят в его состав. Для этого выполните последовательно указанные действия, соотнесите полученные результаты с данными таблицы.

Слайд 2, 3

Современный газовый состав атмосферы - результат длительного развития земного шара. Он представляет собой в основном газовую смесь двух компонентов - азота и кислорода. В норме в нем присутствуют также аргон, углекислый газ, незначительные количества аммиака, озона, и других газов. Наряду с газами в атмосфере содержатся твердые частицы, поступающие с поверхности Земли (продукты горения, вулканической деятельности, частицы почвы), и из космоса (космическая пыль), а также различные продукты растительного, животного и микробного происхождения. Кроме того, важную роль в атмосфере играет водяной пар.

Итак, основными газами, входящими в состав атмосферы являются: азот, кислород и углекислый газ. Определим, в каком процентном соотношении находятся данные газы. Для этого решите уравнение, полученный корень уравнения умножьте на 100.

Слайд 4, 5

Построим круговую диаграмму распределения газов в атмосфере.

Слайд 6, 7

Решите задачу.

Рассчитайте количество кислорода, приходящегося на 1 человека в классе.

Длина классной комнаты - 10 м

Ширина классной комнаты - 8 м

Высота классной комнаты - 3 м

Масса воздуха - 1,29 кг

В классе 25 человек

Задачу решает ученик по карточке. В конце урока рассказывает, что получилось.

Учитель.

Жизнедеятельность живых организмов поддерживается современным соотношением в атмосфере кислорода и углекислого газа. Гармоничное сочетание этих газов оказывает благотворное влияние на организмы. Как только происходит изменение этого соотношения, сразу же ощущается негативное воздействие атмосферы на живые организмы. Несколько лет назад, в районе Московской кольцевой дороги были отмечены случаи потери сознания отдельными людьми. Как только они оказывались на достаточном расстоянии от места происшествия, их состояние возвращалось в норму. Никаких отклонений не наблюдалось. Экологами были сделаны замеры загрязнения воздуха. В результате выяснилось, что кислорода содержится около 16%, что меньше положенной нормы.

Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. Естественное загрязнение атмосферы происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах, выносе в атмосферу кристалликов солей. В норме природные источники не вызывают существенных загрязнений атмосферы.

Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. В больших и густонаселенных районах первенство в загрязнении атмосферы принадлежит автомобильному транспорту. Ученики нашего класса в течение трех дней отслеживали поток машин, движущихся по улицам нашего города. В течение 5 минут в одно и то же время надо было подсчитать количество проехавших машин. Результаты этих исследование приведены в таблице.

Постройте столбчатые диаграммы интенсивности движения на улицах города.

У доски работают несколько учеников, каждый строит диаграмму интенсивности движения на отдельной улице и в каждый из трех дней.

Учитель.

Используя диаграмму, ответьте на вопросы.

  1. В какое время суток движение наиболее оживленное? Почему?
  2. Какая из улиц нашего района представляет "наибольшую опасность" в плане загрязнения воздуха?

Результаты, полученные в ходе эксперимента, заставляют жителей микрорайона задуматься над проблемами. Какие меры вы можете предложить, для улучшения экологической обстановки?

  • Запретить движение грузового транспорта по городу.
  • Переход на более экологически чистое топливо и газ.
  • Посадка зеленых растений (деревьев).

Учитель.

Как мы заметили, важное место в борьбе с загрязнениями атмосферы имеет озеленение городов и промышленных центров. Растения обогащают воздух кислородом. На деревьях и кустах оседает до 72% взвешенных в воздухе частиц пыли и до 60% диоксида серы. Зеленые растения регулируют микроклимат города и поглощают и снижают городской шум. Группа учеников нашего класса подсчитала число зеленых растений в кабинетах нашего лицея. Результаты приведены в таблице. Вам предлагается построить линейную диаграмму распределения цветов в классных кабинетах.

Каким кабинетам можно присвоить звание "Самого "зеленого" кабинета"?

Учитель.

К основным искусственным источникам загрязнения атмосферы относятся транспорт, предприятия топливно-энергетического комплекса и различные машиностроительные предприятия.

По данным ученых ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд т углерода, 190 млн т оксидов серы, 65 млн т оксидов азота,

1,4 млн т хлорфторуглеродов (фреонов), органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные (вызывающие раковые заболевания).

Слайд 8

Перед вами таблица, в которой приведены сведения о количестве выброшенных промышленными предприятиями в атмосферу отходов. Используя данные таблицы, постройте круговую диаграмму.

год Количество выброшенных отходов Сектор круговой диаграммы
1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

6 900 тыс. т

7 100 тыс. т

5 800 тыс. т

4 300 тыс. т

4 200 тыс. т

4 400 тыс.т

3 300 тыс. т

 
Всего 36 000 тыс. т 360о

100 тысяч тонн - 1о

Учитель.

Вот и подходит к концу наш урок. Однако, проблема охраны окружающей среды остается. И кому как не нам с вами приложить максимум усилий для решения этой проблемы. Ведь нам жить дальше, и наверно, не безразлично, будут ли петь птицы, расти красивые цветы. Будут ли идти грибные или кислотные дожди. Мы - это сила. К нашему голосу могут и должны прислушаться все, кому не безразлична природа.

Подведение итогов. Выставление оценок за урок.