Понимание текста, как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы, которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием воспринимаемого материала, базирующимися на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл).
Фреймовые схемы – это абстрактные жёсткие конструкции, содержащие пустые окна, многократно перезаряжающиеся информацией, так как фреймовая схема отражает стереотипную ситуацию.
Использование фреймовых схем приводит к существенной интенсификации процесса работы над текстом. Эффективность фреймовых схем обусловлена тем, что использование знаковых форм расширяет возможности мозга, так как приводит к одновременному функционированию и образный и логический компонент мышления. Фреймовые схемы используются при моделировании интерпретации текста.
Цели:
- Помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний предмета на материале описания домашней птицы.
- Привлечь внимание учащихся к тому, что отбор рисуемых деталей, их признаков зависит от основной мысли автора.
- Активизировать лексические средства, необходимые для описания предмета.
- Воспитывать у учащихся культуру речи.
Оборудование: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, текст, цветные карандаши, фреймовые рисунки, контуры рисунка «Петух».
Фреймовая технология
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
II. Вступление
– Мы сегодня будем работать по тексту Евгения Носова «Петух». Задача состоит в том, чтобы не только прочитать текст, но и объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие. Нужно понять, по возможности, все приемы писательской работы, чтобы затем, при написании сочинения воспользоваться ими сознательно.
III. Работа по тексту
– С чем ассоциируется у вас слово «петух»?
Фрейм-рисунок №1
– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь». Петух – «певец»). Объясните значения слов «петушиться», словосочетаний «встать до петухов», «ходить петухом».
Выразительное чтение текста.
ПЕТУХ
Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких
белых пестринках, а в пышном хвосте длинные,
серпообразные сине-черные перья. Держался он
гордо. Выступал вперед широкой, отливающей
бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал
лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице
делал к противнику два – три неторопливых шага,
будто предоставлял ему возможность еще раз
подумать. Если тот не убирался, петух
стремительно обрушивался на него. При этом он
зонтиком растопыривал на шее медно-красные
перья, низко перегибал голову. Его длинный хвост
волочился по земле, как плащ.
(Е. Носов)
1) Определите тему текста. (Петух).
2) В каком предложении заключена основная
мысль текста? (Петух был такой красивый и
смелый).
3) Какую цель ставит перед собой автор? (Дать
описание петуха).
4) На сколько частей можно разделить текст?
Почему? (В первой части дается описание
внешнего вида, а во второй – описание повадки,
поведения петуха).
5) Прочитайте первый абзац. В какой
последовательности автор описывает внешний вид
петуха? Обратите внимание на рисунок-символ.
Фрейм-рисунок №2
– Создайте «поле» описанных автором деталей.
Фрейм-рисунок №3
Работа в тетрадях. Опорный конспект (Ответ)
– Какие признаки петуха показывает автор? (Ученики красят совпадающие признаки петуха одним цветом).
Цвет: огненное, серая, белые,
сине-черные, отливающая бронзой, пестринки.
Размер: мелкие, длинные, широкая.
Форма: жерелье, серпообразные, загнутые.
Качество: пышный, гордо, острые.
Размышление о слове
Фрейм-сценарий – Слово – Значение слова – Образ – Изобразительно-выразительное средство |
а) При описании петуха автор употребляет существительное «ожерелье». Слово «ожерелье» многозначное. 1) Шейное украшение. 2) перен. Шейное оперение птицы. Прилагательное «огненное» означает «оранжево-красный цвет». «Огненное ожерелье» – метафора. В тексте употребляется в переносном значении. Петух очень красивый. Во дворе он хозяин.
б) Меня заинтересовало слово «пестринки». Спина петуха с окраской разных цветов. В «поле» автор не употребляет слово «перья». «Пестринки» – пушинки. Перья петуха разноцветные. Петух красив.
в) Серп – орудие труда. В тексте автор использует метафору «серпообразные перья». В хвосте перья длинные. В тексте есть эпитет «в пышном хвосте». Перья легкие, пушистые.
г) Словосочетание «держался гордо» используется в значении «манера держать себя». Петух самоуверенный, гордый, важный.
д) Словосочетание «отливающей бронзой грудью» означает цвет. Метафора. Петух – гордый красавец.
е) Шпоры – роговой шип на ногах птицы.
В тексте слово используется в прямом смысле,
в сочетании со словами «загнутые и острые» более
точно создает боевой дух петуха.
– Покрасьте контуры рисунка «Петух».
– Прочитайте вторую часть текста. Как удается автору описать действия петуха? Какой образ петуха создается автором во второй части текста? ( Петух – боец).
Фрейм-рисунок №4
Ответ:
– Перепишите словосочетания, построенные по
данной схеме: НАРЕЧИЕ + ГЛАГОЛ. Определите тип
словосочетания. (Стремительно обрушивался,
зонтиком растопыривал, низко перегибал).
– С какой целью автор использует в тексте глагол
«обрушивался» в сочетании с наречием
«стремительно»? (Описание рисует
стремительную силу петуха). Подберите
синонимы к глаголу «обрушивался». (Нападал,
налетал).
– Сравните предложения. Определите вид
глаголов. Почему в первом предложении
используется глагол несовершенного вида? (Для
показа характера петуха, его повадок важен и
выбор глагольных форм – именно глаголов
несовершенного вида со значением повторяющихся
действий. При употреблении глагола совершенного
вида сообщение о повадках превращается в
сообщение о конкретном событии).
а) При этом он зонтиком растопыривал на шее
медно-красные перья, низко пригибал голову.
б) При этом он зонтиком растопырил на шее
медно-красные перья, низко пригнул голову.
– Выражено ли авторское отношение? (Авторское отношение скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им).
IV. Выводы
– Проведена ли основная мысль автора через весь текст?
V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Петух».
VI. Заключение