Цели урока:
- обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Взаимодействие тел" (продолжение), научить решать задачи;
- развивающая: развить интеллект и речь учащихся, навыки самостоятельной и аналитической работы, практические умения и навыки;
- воспитательная: воспитать интерес к изучению предмета, чтению литературы и бережное отношение к оборудованию.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование:
- сообщающиеся сосуды U-образной формы,
- косточка,
- металлический брусок,
- линейка,
- барометр,
- измерительная лента.
Формы и методы работы:
1. Творческое задание;
2. Экспериментальное задание;
3. Фронтальная беседа;
4. Выполнение теста;
5. Решение задач.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Оглашение темы урока.
Тема нашего урока - подготовка к контрольной работе по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов".
Вы уже знаете о том, что такое давление, как передается давление твердыми телами, жидкостями и газами, знакомы с таким понятием, как сила Архимеда, и существованием атмосферного давления. И сейчас перед нами стоит задача подтвердить изученные законы, которыми описывается поведение твердых тел, жидкостей и газов с помощью эксперимента.
4. Творческое задание.
1. Фабрика наглядных пособий приняла заказ на изготовление прибора для измерения давлений больших или меньших атмосферного. Изготовьте этот прибор и напишите инструкцию по его эксплуатации.
5. Фронтальная беседа
Давайте вспомним основные определения.
- Что такое давление твердого тела?
- Как найти давление столба газа или жидкости на дно и стенки сосуда?
- Закон Паскаля?
- Какую силу называют силой Архимеда?
- Условия плавания тел?
6. Экспериментальные задания.
Мы повторили все, что необходимо для выполнения следующих заданий.
Определите давление, производимое куском металла прямоугольной формы (металл называется) в данном положении на поверхность стола.
Определить, с какой силой атмосфера давит на поверхность ученической парты, используя барометр и измерительную ленту.
7. Выполнение теста.
Вы знаете, что сейчас очень популярны задания в тестовом виде, причем предлагаются задания не только на знание формул и определений, но и на умение применить свои знания в конкретной ситуации. И сейчас некоторые из вас выполнят такое задание.
Тест.
1. Давление, которое оказывает твердое тело рассчитывают по формуле
а) p = F / S;
б) p = pgh;
в) P = mg.
2. Барометр - прибор для измерения :
а) атмосферного давления;
б) давления жидкости;
в) давлений больших или меньших атмосферного.
3. Манометр - это прибор для измерения :
а) атмосферного давления;
б) давления жидкости;
в) давлений больших или меньших атмосферного.
4. Глубина погружения тела увеличилась в два раза. Как при этом изменилось давление жидкости на тело?
а) не изменяется;
б) увеличивается в два раза;
в) уменьшается в два раза.
5. Глубина погружения тела увеличилась в два раза. Как при этом изменилась сила, выталкивающая тело?
а) не изменяется;
б) увеличивается в два раза;
в) уменьшается в два раза.
6. Объем погруженной части тела увеличился в 2 раза. Как при этом изменилась сила Архимеда?
а) не изменяется;
б) увеличивается в два раза;
в) уменьшается в два раза.
7. Атмосферное давление измеряют :
а) Па;
б) мм. рт. ст.;
в) Н /м2.
Класс: Снежный покров выдерживает давление 2 кПа. Какой длины лыжи нужно взять лыжнику массой 80 кг на прогулку, чтобы не проваливаться в снег? Ширина лыжи равна 12,5 см.
8. Обсуждение итогов творческого задания.
9. Решение задач.
1. С какой силой природный газ давит на круглую заслонку газового крана, если давление в трубе равно 2 МПа, а диаметр заслонки равен 10 см?
Что покажет динамометр, если тело, которое к нему подвешено, полностью погрузить в воду? Масса тела 200 г, объем - 50см3, плотность воды - 100 кг /м3.
10. Обсуждение итогов экспериментальных задач.
11. Итоги урока и оценивание.
12. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.