Предпрофильная подготовка в учреждении дополнительного образования детей МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово"

Разделы: Внеклассная работа


Сектор предпрофильной подготовки в МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово" был создан в сентябре 2007 года как один из проектов по интеграции общего и дополнительного образования. Для реализации проекта по организации предпрофильной подготовки в МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово" была создана рабочая группа из числа специалистов учреждения.

Под предпрофильной подготовкой нами понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организованной деятельности, соответствующей самоопределению учащихся относительно профилей дальнейшего обучения и будущей сферы профессиональной деятельности .

Для реализации предпрофильной подготовки был разработан проект. В основу проекта была положена модель сетевой организации предпрофильной подготовки, осуществление которой предусматривалось силами нескольких образовательных учреждений Рудничного района города Кемерово на договорной основе: учреждение дополнительного образования МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района": лицей № 89, СОШ 24, 16, 34, ООШ 60 .

Целью проекта является формирование у обучающихся внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Задачи проекта:

  • выявить интересы и склонности, способности школьников и сформировать практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
  • оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
  • развивать широкий спектр познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • сформировать способность принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Была сформирована нормативная база из федеральных и муниципальных программ по предпрофильной подготовке, а также разработаны локальные акты:

  • "Положение о предпрофильной подготовке",
  • "Положение о правах и обязанностях обучающихся",
  • "Положение об ученических мастерских",
  • "Положение о портфолио достижений обучающегося",
  • "Положение о Сертификате".

В секторе предпрофильной подготовки работают 8 педагогов, из них: с высшим образованием - 7 человек, со средне-специальным - 1 человек.

Высшую квалификационную категорию имеют - 4 педагога, 1 педагог - первую и 3 педагога - вторую квалификационную категорию.

Предпрофильная подготовка по проекту начинается ежегодно в апреле с общего планирования действий и информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово" на следующий учебный год.

Формы информационной работы с образовательными учреждения района:

  1. Создание каталога образовательных программ и его распространение в ОУ района.
  2. Информирование заместителей директоров ОУ на совещаниях в ТОО Рудничного района.
  3. Презентация предпрофильной подготовки для педагогов и учащихся 7-8 классов ОУ.
  4. Дни открытых дверей.
  5. Мастер-классы.
  6. Анкетирование школьников.
  7. Распространение расписания занятий групп предпрофильной подготовки в ОУ района.
  8. Участие в школьных родительских собраниях.
  9. Реклама курсов по выбору.

В результате проведенной информационной работы в 2008-2009 учебном году были заключены договора о сотрудничестве со всеми ОУ Рудничного района. Укомплектовано 18 групп по предпрофильной подготовке, с общим количеством обучающихся - 270 человек, в 2010-2011 году таких групп было 20, с общим количеством обучающихся - 300 человек, а в 2010-2011 уже 33 с общим количеством обучающихся - 462 человека.

Основные принципы организации предпрофильной подготовки:

  • создание комфортных условий ситуации выбора;
  • обеспечение свободы выбора;
  • содействие адекватности выбора, соответствующего природным задаткам, склонностям, способностям обучающихся;
  • разработка вариативности образовательного пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей обучающегося;
  • обеспечение социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье и учащемуся;
  • проведение ранней диагностики резервов развития ребёнка.

Для подростков 10-11 классов, которые не определились с выбором профессиональной направленности, концепция предпрофильной подготовки МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово" предполагает выстраивать индивидуальный учебный план, включающий совокупность учебных предметов (курсов).

Проект предусматривает реализацию следующих дополнительных образовательных программ, которые рассчитаны на один год обучения - по 4-6 часов в неделю.

"Культура здоровья" (руководитель Ефимова Надежда Ивановна) Это "пробы" собственных умений, навыков и возможностей в медицинской сфере деятельности. Обучающиеся знакомятся с особенностями работы в лечебно-профилактических учреждениях, с основными профессионально важными качествами медицинского работника, с медицинской этикой, психологией и деонтологией, с элементами общего ухода за больным, с порядком оказания первой помощи при неотложных состояниях.

"Имидж класс" (руководитель Дубинина Оксана Дмитриевна). В результате усвоения курса обучающиеся могут научиться познавать себя, свои творческие возможности, правильно ухаживать за кожей и волосами, узнают правила пользования косметикой, технологии макияжа, правила выбора стрижки и прически, правила укладки волос специальными средствами. Курс заканчивается разработкой индивидуальных творческих проектов "МОЙ ИМИДЖ".

"Школа юного чертежника" (руководитель Михайлов Алексей Владиленович). Школа ориентирована на школьников 7-9 классов, то есть на тех, кто в основной школе только приступил к изучению черчения как предмета. Цель обучения - развитие графических способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, формирование адекватной самооценки уровня готовности к обучению профессиям инженерно-технического профиля. Обучающиеся знакомятся с общими правилами выполнения чертежей (по ЕСКД - единой системе конструкторской документации), с приемами работы с чертежными инструментами. У них развивается пространственное мышление, воображение, способность абстрагировать.

"Автодело" (руководитель Морозов Валерий Александрович). Конструкции современных автомобилей достигли такого уровня совершенства, при котором появление неисправностей, а тем более поломок, связано, главным образом, с нарушением правил технического обслуживания и эксплуатации. На занятиях обучающиеся изучают принципы действия и устройство механизмов и агрегатов машин, выполняют основные операции по техническому обслуживанию автомобиля.

"Школа экономики" (руководитель Гампель Вера Николаевна). Курс призван помочь обучающимся узнать элементарные механизмы и законы мира экономики. А потребность в экономически грамотных людях в настоящее время остра как никогда. Занятия по экономике помогают развивать логику, память, мышление, внимание, воображение, обеспечивать психологическую готовность и нравственную устойчивость к возможным трудностям, связанным с безработицей, конкуренцией, сменой работы и профессии. Дети без особого труда усваивают экономические понятия на разных уровнях - от общих представлений до осознания их сущности.

"Премудрости кулинарии" (руководитель Березуцкая Ирина Алексеевна). После освоения программы обучающиеся могут знать основы рационального питания, санитарные требования к приготовлению пищи, технологию первичной обработки продуктов, способы приготовления первых-вторых блюд, правила сервировки стола. Могут уметь приготовить суп, салат, напитки, изделия из теста.

"Креативный дизайн" (руководитель Гампель Вера Николаевна). В основу обучения положена технология мастерских. Мастерская - это нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. Кроме сообщения и освоения информации, детям передаются способы работы в создании произведений прикладного творчества.

"Основы компьютерной грамотности" (руководитель Кулькова Галина Васильевна). Занятия за компьютером - это воздействие на память, воображение, мышление, внимание. Они помогают развивать усидчивость, сосредоточенность, способствуют самоутверждению, развитию математических и естественнонаучных способностей. Обучение и формирование компьютерной грамотности способствует подготовке ребенка к работе с новыми информационными технологиями.

В 2010-2011 учебном году в учебный план учреждения введены элективные курсы по 18 и 36 часов ("Стиль и образ", "Кулинарный коктейль", "Флористика", "Фитнес"), со сроком реализации одна четверть, что дает возможность обучающимся в течение учебного года пройти "пробы" в нескольких профессиях.

Традиционной формой обучения в Доме детского творчества являются занятия. Они так же, как в любом образовательном учреждении выполняют три функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Однако отличительной особенностью занятий в воспитательно-образовательном процессе Дома детского творчества Рудничного района является то, что оно выполняет еще одну функцию - диагностическую, ориентированную на выявление готовности учащихся к практической деятельности, как в избранной сфере, так и социальном окружении.

Таким образом, грамотно выстроенный учебный процесс помогает школьнику ответить на вопросы: "Кем ты хочешь быть?" и "Каким ты хочешь быть?". В этой связи вся учебная деятельность ориентирована на личность школьника, его нравственные ценности и профессиональные притязания и является добровольной.

Для углубления и реализации этой идеи другой важной задачей занятия является его продолжение - выполнение учащимися практико-ориентированных проектов, участие в смотрах и конкурсах.

Итак, предпрофильная подготовка обучающимся в МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района" г. Кемерово дает:

  • информированность в мире профессий,
  • возможность познать себя, свои интересы, склонности и способности.
  • возможность проверить способности и склонности к профессиям по всем сферам деятельности человека,
  • самостоятельный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, а также профессии в будущем.
  • возможность пополнить Портфолио достижений и получить Сертификат.

При комплектовании 10-х профильных классов в ОУ района наряду с аттестацией рекомендовано учитывать индивидуальные дополнительные показатели образовательных достижений обучающихся в МОУ ДОД "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово".