Цели и задачи:
- Определить народы, каких рас заселяют территорию Африки;
- Установить причины географических различий в плотности населения, распространении рас, народов;
- Рассмотреть примеры адаптаций человека к окружающей природной среде;
- Изучить географию основных типов хозяйственной деятельности человека в Африке;
- Отрабатывать приемы работы с различными источниками знаний: текст учебника, карты атласа, текст учебной лекции и др.
- Формировать умения применять теоретические знания для приобретения новых сведений;
- Формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство толерантности, товарищества, ответственности
Тип урока: изучение нового учебного материала
Оборудование: учебные атласы для 7 класса, учебники, контур материка, раздаточный материал, учебная презентация
Структура урока
1. Мотивация. Постановка цели урока (2 мин) (Фронтальная работа) Презентация Слайд 1
Многие учёные считают Африку прародиной современного человека. В 1994 году в Эфиопии учёные установили возраст останков древнейшего человека - 5 млн. лет. Существует интересная версия о том, что около 6 млн. лет назад на прародине человечества (в Африке) произошло событие, изменившее наследственные свойства обезьян. Что же произошло?
- Вспомните, какие процессы происходили на Земле в раннюю эпоху её развития?
- Чем в геологическом плане интересен северо-восток Африки? (Проходит рифтовая зона)
- Какие полезные ископаемые залегают в этой части материка? (Урановые руды)
Рифтовые разломы, вулканизм, землетрясения могли стать причиной появления необычного человеческого предка. В результате землетрясений предположительно обнажались урановые руды. Обезьяны ходили по свежевыпавшему радиоактивному вулканическому пеплу. Радиация, как известно, влияет на наследственность. Вот почему только здесь у обезьян стало рождаться не похожее на них самих потомство. Известный учёный- биолог Илья Ильич Мечников пришёл к выводу, что человек является чем-то вроде "обезьяньего урода", как необыкновенное дитя человекообразных обезьян.
Итак, человек современного типа появился в Африке 11 тысяч лет назад. Предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы, питался растительной пищей. Именно с того момента на материке начали формироваться различные расы.
2. Актуализация опорных знаний (3 мин) (Парная работа) Слайды 2, 3
Раса - система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.
Заполнение таблицы "Человеческие расы"
Европеоидная | Экваториальная | Монголоидная |
Взаимопроверка таблицы, вывод
3. Ознакомление с новым материалом
В Африке проживают представители всех трёх рас планеты Земля и представители переходных рас.
Прием "Постановка учебной проблемы" (1-2 мин) (Фронтальная работа) Слайд 4
ПРОБЛЕМА: почему предок один, а расы разные? Можно ли это как то объяснить?
Прием " учебная лекция" (20 мин) (Индивидуальная работа) Слайды 5-14
Заполнение листа заданий "Расовый состав населения Африки" Приложение 1
Расы | Представители народов данной расы | Где проживают | Характерные внешние признаки |
Европеоиды | |||
Негроиды - | |||
Промежуточная раса | |||
План учебной лекции
- География распространения народов европеоидной расы: характерные внешние признаки; адаптации человека к окружающей среде (одежда, жилище, питание). Особенности занятий народов проживающих на территории Северной Африки
- География распространения народов негроидной (экваториальной) расы: характерные внешние признаки; адаптации человека к окружающей среде (одежда, жилище, питание). Особенности занятий народов проживающих на территории Восточной и Центральной Африки
- География распространения народов монголоидной расы: характерные внешние признаки; адаптации человека к окружающей среде (одежда, жилище, питание). Особенности занятий народов проживающих на территории Южной Африки
- География распространения народов промежуточной расы: характерные внешние признаки; адаптации человека к окружающей среде (одежда, жилище, питание)
- Вывод: таким образом, Африка - это пёстрый континент, где проживают представители всех человеческих рас
Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт так написал об Африке
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
"Чья Африка?" - спросите у меня,
И я отвечу вам: "Она моя,
До смерти, до скончания времен -
Родная мать для всех, кто здесь рожден!"
Физкультминутка (пастух-зулус) Ребята! встаньте, пожалуйста, свободно, закройте глаза, попробуйте постоять на одной ноге, досчитайте до 10, смените ногу, повторите задание еще 1 раз.
Почему зулусы в пустыне стоят на одной ноге?
4. Первичное осмысление и применение изученного материала (15 мин) (Парная работа)
4.1. Прием "Соберите кластер" (Тренинг внимания) Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Самостоятельно работая с раздаточным материалом, учащиеся должны составить схему, отражающую особенности занятий, образа жизни жителей Северной, Центральной, Восточной, Южной Африки.
4.2. Прием "Составьте картосхему" (Тренинг внимания, развитие логики)
Работая с контуром материка, учащиеся отмечают (произвольными значками, методом цветного фона), районы высокой и низкой плотности населения; используя бумагу-самоклейку (черного, синего, желтого, оранжевого, белого и др.цветов) наклеивают на контур материка в соответствии с районами проживания народов; наносят на контур районы пустынь, влажных экваториальных лесов, саванн, полупустынь и др.
4.3. Прием "Защита мини-проекта" (Развитие мышления, речи) Слайд 19
Защита составленной картосхемы
Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры.
5. Постановка д/з (1мин) Слайд 21
Параграфы 30-34
- мини-репортаж "непутевые африканские заметки" (3 дня у :. /народ, племя/)
- мини-сочинение "Самая интересная африканская страна - это :"
6. Подведение итогов урока (2 мин) Слайд 22
Давайте проанализируем урок, каков уровень выполнения поставленных целей, прокомментируйте свои впечатления, достижения, учебные умения
6.1. Рефлексия (смайлики)
6.2. Выставление отметок за урок
7. Резервные задания
1. Человек любого народа или племени имеет жилище, которое как зеркало отражает природные особенности и его образ жизни. По рисунку и описанию вы должны определить жителю, какой природной зоны оно принадлежит, и какой народ там проживает.
Расчетливые строители сконструировали свое жилище из листьев, травы и веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветки. Сначала строительницы чертят палкой круг и вгоняют в землю длинные гибкие ветви. Затем побег сгибают и вгоняют в землю на противоположной стороне. Получившиеся куполообразные или полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Если листья запачкались и начинают привлекать надоедливых насекомых, то их снимают и промывают в реке - таким образом хозяева "стирают" крышу и стены своего жилища.
Географический диктант
- Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах (пигмеи)
- Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни (туареги)
- Жители острова Мадагаскар (малагасийцы)
- Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка (нилоты)
- Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки (буры)
- Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки (африканеры)