Вовлечение учащихся в различные виды художественной деятельности - одно из условий эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей. Я работаю над темой "Эстетическое воспитание учащихся как элемент духовно-нравственного воспитания".
Веду кружки декоративно-прикладного творчества и уроки технологии.
Вся работа направлена на развитие творческого потенциала учащихся. Цель - углубление знаний, развитие интересов, способностей, умений, навыков, воспитание трудом.
На занятиях кружка декоративно-прикладного творчества и уроках технологии (модуль творческое проектирование) ребята знакомятся через практическую деятельность с искусством аппликации соломкой, флористики, лепки из соленого теста, бисероплетением, вышивкой. Каждому человеку от рождения даются какие-то способности. У одних они проявляются ярко и сразу. У других не видны. Надо много работать, чтобы понять, что же заложено в этом маленьком человеке, что может помочь ему на жизненном пути; дать направление, в котором учащийся будет развиваться, искать, реализовываться, поверив в себя, в свои возможности.
Все это вместе дает самоутверждение в жизни. Чем больше проб, тем большая вероятность правильного профессионального самоопределения, всестороннего развития личности.
Работая, я делаю особый акцент на эстетическое воспитание учащихся. Не просто эстетика для эстетики, а как часть духовно-нравственного воспитания. Создавая произведение, человек вкладывает в него душу, частичку себя. Творя прекрасное, он созидает. Созидатель не может быть разрушителем. . Создание чего-либо - это уже успех, победа. В начале трудности, которые надо преодолевать. . Получилось, справился - радость, причем радость не одного. Рады все. Сколько восторга! Вот он успех, который окрыляет, дает возможность поделиться своими умениями, оказать помощь товарищам. Такая радость приходит к каждому в процессе работы, никто не обделен. Научить общению, умению искренне радоваться не только своему успеху, но и чужому - это часть невидимой работы.
Готовое произведение - это вздох облегчения, покорена собственная вершина. Идет процесс самоутверждения. Поднимается самооценка. Растет уверенность в себе. Тема природы неисчерпаема, это наша колыбель. В минуты боли - защиты человек ищет в ней. Не каждый может стать художником, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой. Живопись растениями называется флористикой. Вот это искусство мы и познаем. Занимаемся им с 2002 года, интерес не падает, мастерство растет. Искусство не отпускает. Не помню, чтобы кто-то оставил свою работу не законченной.
Учащиеся начинают с небольших композиций, которые вырастают до больших картин.
Совершенно иное значение приобретают мох и колоски, веточки засушенных листиков из полыни и зверобоя, стружка, манка, песок, кора и лепестки цветов. Картины оживают: трепещут колосья пшеницы, раскидывают свои ветви сосны и ели, поднимается травка, золотится листиками береза, блестит водная гладь. Природа зовет, манит, околдовывает. Раскрываются души детей.
А это и есть творчество - непрерывное развитие, поиск, вкус, духовность. Появились "Донские просторы" по мотивам картины Шишкина "Рожь". Когда ее творили, то видели свой Дон и наши пшеничные просторы, и заблудившиеся ели. На картинах вырастали наши леса, перелески, ручьи, березки, которые близки каждому. Воспевали красоту своего края.
Работа в области декоративно-прикладного искусства способствует развитию эмоциональной сферы и духовности ребенка.
Учащиеся выбирают темы проектов: "Снятие эмоционального напряжения через воздействие флористического искусства", "Влияние искусства флористики на эмоциональную сферу человека", "Развивающий материал для учащихся младших классов". Уровень выбранных тем говорит о высокой, разносторонней подготовке. Во время работы:
- идет передача опыта и мастерства от старшего к младшему;
- развитие коммуникативности;
- ответственность за группу;
- взаимоконтроль;
- забота о младших;
- постепенная смена ролей.
В тему "Проектирование изделий" ввожу художественное проектирование изделий. Курс "Флористика" это взаимосвязь предметов "Технология" и "Изобразительное искусство" - 5-9 классах.
Флористическое искусство включает в себя "Икебану", "Ошебану", аранжировку цветов, искусство составления букетов и многое другое. Флористика - это живопись растениями. Прессованная, засушенная флористика (по - японски "Ошебана" - природное творчество, в основу которого положена гербаризация растений). Слияние разных культур и способов восприятия мира дало много нового, обогатило и расширило возможности передачи красоты. В этой уникальной технике флористы выполняют орнаменты, пейзажи, портреты, сюжетные картины. Флористика естественно вписывается в нашу жизнь. Ведь мы - часть природы. Не случайно в минуты отдыха или боли нас тянет к лужайке, лесу. В минуты радости нам дарят цветы. Красота растений дает заряд жизненной энергии. Картины и композиции из высушенных растений, также как из живых , создают положительное психобиоэнергетическое воздействие, на климат помещения и людей, находящихся в нем. Создание композиций, картин - увлекательнейший труд, снимающий эмоциональное напряжение и дарящий мир, богатый красками. Учащимся нравится работать над творческими проектами в искусстве флористики
Объекты труда подбираются, исходя из конкретных условий:
- возможности учащихся иметь необходимый материал для работы;
- из возрастных особенностей детей;
- веяния моды, новизны, эстетичности, полезности.
В программу входят сведения об истории происхождения искусства, о понятиях "Икебана", "Ошебана", искусстве составления букета, композиции, аранжировке цветов, форме и значении цветовой гаммы, искусстве создания картин из природного материала, о влиянии цветов и растений на человека.
В программе предусмотрена исследовательская деятельность учащихся, творческие проекты, практическая работа, индивидуальная и в бригадах.
При составлении программы учитывался региональный компонент, природа родного края, растения декоративные и лекарственные. Домашнее задание предусматривает: обращение к репродукциям картин, сбору и засушиванию природного материала, выполнению аппликаций, букетов, оформление дизайна стола, украшение дома. Содержание работы направлено на творчество - искусство составления букета, композиций, картин из прессованных цветов, картин из природного материала.
Результат этой деятельности - заинтересованность дизайном, созданием композиций, букетов, картин, оберегов. У моих учениц появляется уверенность в себе, раскрываются творческие способности, растет их активность. Эмоциональная удовлетворенность способствует саморазвитию, самореализации, самовыражению.
Результативностью этой работы являются:
- призовые места на олимпиадах, начиная с 2002 г.;
- создание открытого музея детского творчества, где находится более 40 крупных работ по флористике. Выставка в городском музее, прекрасные отзывы посетителей, родителей.
Программа творческого объединения "Донская флористика"
Пояснительная записка
Креативная флористика - это один из видов визуального искусства, где художник с помощью цветов создает эстетический образ, наполненный содержанием. Изящество, изысканность, очарование, неожиданность - и это далеко не все, что приходит на ум, при взгляде на цветочные творения.
Креативная флористика наиболее органично и естественно вписывается в сущность человеческой природы.
Потребность человека творить подарила нам несчетное количество мировых шедевров. Тяга преобразовывать существующий мир помогает людям создавать картины из образов, книги из слов, наконец, букеты из цветов. Букеты становятся гибким инструментом для выражения нашего мироощущения. Искусство флористики, - искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, одного из древнейших искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.
В наше прагматическое время, когда преобладают стрессы, большая нагрузка у учащихся, очень важно укрепить здоровье детей. Занятие декоративно - прикладным искусством, не только укрепляет, но и развивает ребенка.
Картины и композиции из высушенных растений, также как и из живых растений, создают положительное психо - биоэнергетическое воздействие на климат помещения и людей, находящихся в нем.
Влияние фитодизайна на эмоциональное состояние человека очень велико, что подтверждается научными исследованиями ученых ЦСБС для Министерства образования Р. Ф.
Фитодизайн - является универсальным и много функциональным методом, ресурсы которого необходимо широко внедрять в практику. Значительна сфера его воздействия на здоровье психическое и личное развитие.
К функциональным воздействиям фитодизайна можно отнести:
- Бактерицидное, бактериостатистическое, функциональное действие.
- Благотворное влияние на соматическое здоровье: нормализация сердечного ритма, улучшение обменных процессов, увеличение защитных сил организма, сопротивляемости к заболеваниям, особенно в период эпидемий.
- Влияние на психику человека: повышение работоспособности, выносливости к физическим нагрузкам, снижению утомляемости. Положительно влияет и эстетический аспект фитодизайна, развивают чувство прекрасного эстетического наслаждения.
- Многогранно влияние на личное здоровье учащихся, уход и работа с растениями снимает лишнее напряжение, связанное с монотонной учебной деятельностью.
Растения не только помогают сохранить здоровье, они обогащают душу, развивают творчество. Искусство флористики создает оптимальные условия для развития каждого учащегося, способствует выявлению творческих одаренных детей на ранней стадии. "Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее" П. Хилл.
Творчество - это способность применять нестандартные способы решения поставленных задач, что крайне необходимо. Искусство флористики направлено на развитие творческих способностей. Занимаясь этим искусством, учащиеся знакомятся с растениями, природой родного края. Учатся умению чувствовать, понимать и сопереживать.
Ожидаемый результат:
- учащиеся ознакомятся с историей искусства "Флористики";
- освоят умения аранжировки живых цветов;
- ознакомятся с видами букетов;
- сформируется понимание композиции;
- ознакомятся с аранжировкой сухих цветов;
- выполнят пейзажи в стиле объемной "ошибаны".
Цели:
1. Обучающая:
- получают новые знания по технологии обработки материала;
- изобретают собственные;
- самостоятельно работают;
2. Развивающая:
- развиваются:
- ощущения - зрительные, кожные, кинетические;
- восприятия - зрительное, осязательное;
- представление - визуальные, абстрактно-логические;
- воображение;
- память - тактильная, зрительная, эмоциональная, образная;
- внимание - произвольное и послепроизвольное;
- мышление;
- мелкая моторика;
3. Воспитательная:
- способствовать становлению ценностных категорий личности: трудолюбие, ответственность, деловитость, способность к разумному риску, образованность, компетентность коммуникабельность, нравственность, информированность;
- содействовать развитию уважения к истории донской земли и возрождению любви к традициям родного края.
Учебно-тематический план объединения "Донская флористика"
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Практика | Теория | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Природа донского края. | 4 | 2 | 2 |
3. | Осень в природе. | 30 | 28 | 2 |
4. | Аппликации из прессованных растений. | 20 | 18 | 2 |
5. | Картины из высушенных растений. | 60 | 56 | 4 |
6. | Аранжировка сухоцветов. | 26 | 18 | 8 |
7. | Итоговое занятие. Выставка. | 2 | - | 2 |
144 | 122 | 22 |
Литература.
- Г.Я. Федоров. Узоры разнотравья. Просвещение., 1992.
- М.А. Гусакова. Аппликация. Просвещение., 1987.
- Школа и производство. 2000-2003.
- Л.В. Базулина, И. В. Новикова. Бисер.
- В.Гуляева, Т. Геноус. Самоделки. Интербук.,1991.
- Л.Майорова. Если только постараться. Издательство "Малыш"., 1994.
- Веселая мастерская. Издательсьво "Малыш"., 1994.
- И.В. Новикова, Л. В. Базулина. 100 поделок из природных материалов. Академия холдинг., 2000.
- Е.Карпова, А. Ивахнов. Рукоделие для всех. ООО "Издательство Астрель"., 2000.
- Петер Асманн. Современная флористика. 2003
- Н.П.Николаенко. Икебана. 2005
- Энн Баллард. Композиция из сухоцветов. 2007
- Викепедия
- Имидж №8 статья "Ожидаемые результаты использования элементов фитодизайна". Г. М. Кухтерина