Цели. Дать понятие о новой функции мягкого знака - показателе женского рода, существительного, развивать орфографическую зоркость, технику грамотного скоростного письма, устную и письменную речь. Воспитывать навыки самоконтроля.
1. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.
2. Чистописание.
Учитель. На минутке чистописания повторим написание букв Ж, Ш,Ч,Ь.
На доске: Ж Ш Ч Ь
У. Чем похожи звуки, образуемые буквами Ж, Ш, Ч?
Дети. Эти буквы образуют шипящие звуки.
У. В чем особенность буквы - Ь?
Д. Мягкий знак не дает звук.
3. Актуализация знаний.
У. Сегодня на уроке мы поговорим о назначении мягкого знака в русском языке.
Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его ни как.
Он не произноситься
Но в слово часто проситься.
Письмо на доске и в тетрадях отгадок.
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капелей и пахнет весной. (сосулька)
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко - красный галстук мой. (снегирь)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос. (морковь)
В лесу у пня,
Суетня и беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет -
Из лесного сора строит себе город (муравьи)
В тетрадях учащихся запись: сосулька, снегирь, морковь, муравей.
У. Чем похожи слова?
Д. Это имена существительные. В каждом слове есть мягкий знак.
У. На какие группы можно разделить слова?
Д. По роду, склонению, числу, назначению мягкого знака.
Вывод: Мягкий знак - показатель мягкости согласного, если он стоит между согласными звуками.
Мягкий знак - разделительный разделяет согласный с гласным звуком.
4. Сообщение темы урок.
1 С. Ь. С. 2 С. Ь. Гл. 3 ?
У.Ребята, вы назвали две функции мягкого знака. Но существует еще одна функция мягкого знака. Сегодня на уроке вы ее откроете сами.
5. Постановка учебной проблемы.
У. Сравните два слова ноч? и луч? В чем сходство этих слов?
Д. Оба слова существительных.
На конце этих слов шипящий звук.
У. Чем отличаются эти слова?
Д. Слово ночь - 3 склонения, слово луч- 2склонение
У слова ночь женский род, у слова луч - мужской род.
У. Что напишем на конце слов?
Д.Сомневаются что написать.
6. Решение учебной проблемы.
Для решения этой проблемы я вам расскажу сказку.
В некотором царстве в некотором государстве жил - был мягкий знак. Отправился он в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в заточении находятся несколько слов - имен существительных женского рода с шипящим звуком на конце.
Мягкий знак освободил эти имена существительные и встал рядом с последней буквой.
Прочитайте эти слова: дочь, мышь, рожь.
Когда мягкий знак захотел освободить имя существительное мужского рода с шипящим звуком на конце, вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а па плече у него сидел говорящий грач. Они все вместе закричали: "Если, мягкий знак к нам подойдешь, то от меча погибнешь". Смертельно испугался мягкий знак и убежал.
У. Прочитайте слова: СТРАЖ, МЕЧ, ГРАЧ . Что заметили?
Д. Это существительные мужского рода. У существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
С тех пор существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце стали жить по разным законам.
7. Творческое воспроизведение знаний.
Работа в парах по созданию схемы-памятки.
8. Закрепление.
Картинный объяснительный диктант.
Письмо с комментированием слов: печь, мышь, карандаш, ландыш, уж, мяч.
Самостоятельная работа по вариантам
- 1 вариант выписывает существительные женского рода 3 склонения,
- 2 вариант выписывает существительные мужского рода 2 склонения.
Дочь, кирпич, мышь, шалаш, мелочь, калач, сушь, ковш, течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь.
Взаимопроверка.
Вывод: имена существительные женского рода 3 склонения пишутся с мягким знаком.
На доске записаны слова: сторожить, помогать, плакать, глухой, тихий.
У.На какие группы можно разделить слова?
Д. Имена прилагательные, глаголы.
У. К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце.
Д. Сторож , помощь, плач, глушь, тишь.
У. Каким правилом пользовались при написании данных слов?
Склонение существительных с шипящим звуком на конце.
Ж.Р. 3 склонение М. Р. 2 склонение И. ночь Луч Р. Ночи Луча Д. ночи Лучу В. Ночь Луч Т. Ночью Лучом П. О ночи О луче
У. В каких падежных формах у существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак?
Д.У имен существительных 3 склонения в И.п. и В.п.
9. Физминутка.
Весной бабочк а проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз-росой она умылась, два-изящно покружилась,
Три качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Составление словосочетаний со словами: грач, ночь, чиж, ландыш.
- Грач - ранний, первый, заботливый, важный,
- Ночь - звездная, теплая, майская,
- Чиж - быстрый, веселый,
- Ландыш - душистый, нежный, серебристый.
Работа в парах по составлению рассказа о весне с использованием словосочетаний .
- Наступила первая весенняя ночь.
- Уснул заботливый грач.
- На поляне расцвел душистый ландыш.
- Быстрый уж ползет по густой траве.
У. Как написали слова с шипящим звуком на конце?
Д. Имена существительные женского рода, 3 склонения пишутся с мягким знаком на конце, имена существительные мужского рода, 2 склонения пишутся без мягкого знака.
10. Итог урока.
У. Сформулируйте тему нашего урока.
Д. Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце.
11.Домашнее задание.
Придумать 5 существительных с шипящим звуком на конце 3 склонения и 5существительных второго склонения.