Мягкий знак на конце существительных третьего склонения

Разделы: Начальная школа


Цели. Дать понятие о новой функции мягкого знака - показателе женского рода, существительного, развивать орфографическую зоркость, технику грамотного скоростного письма, устную и письменную речь. Воспитывать навыки самоконтроля.

1. Организация начала урока.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.

2. Чистописание.

Учитель. На минутке чистописания повторим написание букв Ж, Ш,Ч,Ь.

На доске: Ж Ш Ч Ь

У. Чем похожи звуки, образуемые буквами Ж, Ш, Ч?

Дети. Эти буквы образуют шипящие звуки.

У. В чем особенность буквы - Ь?

Д. Мягкий знак не дает звук.

3. Актуализация знаний.

У. Сегодня на уроке мы поговорим о назначении мягкого знака в русском языке.

Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его ни как.
Он не произноситься
Но в слово часто проситься.

Письмо на доске и в тетрадях отгадок.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капелей и пахнет весной. (сосулька)

Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко - красный галстук мой. (снегирь)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос. (морковь)

В лесу у пня,
Суетня и беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет -
Из лесного сора строит себе город (муравьи)

В тетрадях учащихся запись: сосулька, снегирь, морковь, муравей.

У. Чем похожи слова?

Д. Это имена существительные. В каждом слове есть мягкий знак.

У. На какие группы можно разделить слова?

Д. По роду, склонению, числу, назначению мягкого знака.

Вывод: Мягкий знак - показатель мягкости согласного, если он стоит между согласными звуками.

Мягкий знак - разделительный разделяет согласный с гласным звуком.

4. Сообщение темы урок.

1 С. Ь. С.
2 С. Ь. Гл.
3 ?

У.Ребята, вы назвали две функции мягкого знака. Но существует еще одна функция мягкого знака. Сегодня на уроке вы ее откроете сами.

5. Постановка учебной проблемы.

У. Сравните два слова ноч? и луч? В чем сходство этих слов?

Д. Оба слова существительных.

На конце этих слов шипящий звук.

У. Чем отличаются эти слова?

Д. Слово ночь - 3 склонения, слово луч- 2склонение

У слова ночь женский род, у слова луч - мужской род.

У. Что напишем на конце слов?

Д.Сомневаются что написать.

6. Решение учебной проблемы.

Для решения этой проблемы я вам расскажу сказку.

В некотором царстве в некотором государстве жил - был мягкий знак. Отправился он в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в заточении находятся несколько слов - имен существительных женского рода с шипящим звуком на конце.

Мягкий знак освободил эти имена существительные и встал рядом с последней буквой.

Прочитайте эти слова: дочь, мышь, рожь.

Когда мягкий знак захотел освободить имя существительное мужского рода с шипящим звуком на конце, вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а па плече у него сидел говорящий грач. Они все вместе закричали: "Если, мягкий знак к нам подойдешь, то от меча погибнешь". Смертельно испугался мягкий знак и убежал.

У. Прочитайте слова: СТРАЖ, МЕЧ, ГРАЧ . Что заметили?

Д. Это существительные мужского рода. У существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

С тех пор существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце стали жить по разным законам.

7. Творческое воспроизведение знаний.

Работа в парах по созданию схемы-памятки.

8. Закрепление.

Картинный объяснительный диктант.

Письмо с комментированием слов: печь, мышь, карандаш, ландыш, уж, мяч.

Самостоятельная работа по вариантам

  • 1 вариант выписывает существительные женского рода 3 склонения,
  • 2 вариант выписывает существительные мужского рода 2 склонения.

Дочь, кирпич, мышь, шалаш, мелочь, калач, сушь, ковш, течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь.

Взаимопроверка.

Вывод: имена существительные женского рода 3 склонения пишутся с мягким знаком.

На доске записаны слова: сторожить, помогать, плакать, глухой, тихий.

У.На какие группы можно разделить слова?

Д. Имена прилагательные, глаголы.

У. К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце.

Д. Сторож , помощь, плач, глушь, тишь.

У. Каким правилом пользовались при написании данных слов?

Склонение существительных с шипящим звуком на конце.

Ж.Р. 3 склонение М. Р. 2 склонение
И. ночь Луч
Р. Ночи Луча
Д. ночи Лучу
В. Ночь Луч
Т. Ночью Лучом
П. О ночи О луче

У. В каких падежных формах у существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак?

Д.У имен существительных 3 склонения в И.п. и В.п.

9. Физминутка.

Весной бабочк а проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз-росой она умылась, два-изящно покружилась,
Три качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

Составление словосочетаний со словами: грач, ночь, чиж, ландыш.

  • Грач - ранний, первый, заботливый, важный,
  • Ночь - звездная, теплая, майская,
  • Чиж - быстрый, веселый,
  • Ландыш - душистый, нежный, серебристый.

Работа в парах по составлению рассказа о весне с использованием словосочетаний .

  • Наступила первая весенняя ночь.
  • Уснул заботливый грач.
  • На поляне расцвел душистый ландыш.
  • Быстрый уж ползет по густой траве.

У. Как написали слова с шипящим звуком на конце?

Д. Имена существительные женского рода, 3 склонения пишутся с мягким знаком на конце, имена существительные мужского рода, 2 склонения пишутся без мягкого знака.

10. Итог урока.

У. Сформулируйте тему нашего урока.

Д. Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце.

11.Домашнее задание.

Придумать 5 существительных с шипящим звуком на конце 3 склонения и 5существительных второго склонения.