Цель:
- Управляя деятельность детей создать условия, чтобы в процессе собственной активности дети пришли к осознанному выводу о приеме деления двузначного числа на однозначное.
- Содействовать развитию умения детей приходить к самостоятельному выводу в результате анализа, сравнения, обобщения.
- Способствовать созданию условий для взаимопонимания во время взаимопроверки и самопроверки, работе в парах.
УМК: интерактивная доска, "светофор".
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие гостей.
2) - Собрались, мысленно подтянулись. Впереди - трудный, но интересный урок математики.
II. Работа над темой урока.
1) - Мы живем в молодом, красивом городе, где почти каждого жителя можно назвать строителем. Сегодня на уроке каждый из нас поработает строителями - построим дом наших знаний. В одиночку строительство вести трудно. Только общими усилиями, помогая друг другу и, поддерживая, мы осилим эту работу.
- Итак, мы - строители. За правильный ответ каждый из вас будет получать кирпичик знаний, в конце урока подведем урок - построим здание наших знаний.
2) - Открой тетрадь, запишите число, классная работа.
- Какое сегодня число?
- Что знаете о числе 18?
3) - Составьте выражения, в котором делимое - 18.
- Какие выражения записали? Кто дополнит?
18:1 18:3 18:9 18:2 18:6 18:18
- Что общего?
- Чем отличаются?
- Какое выражение лишнее? Почему?
4) - А сейчас я вам открою секрет. Сегодня на уроке мы построим не дом знаний вообще, а дом знаний "Деление двузначного числа на однозначное". Это и есть тема нашего урока.
- Фундаментом нашего дома будут ваши знания таблицы умножения и деления. Я буду показывать карточки, вы - сигналом ответ. (Показываю карточки на умножение и деление. Один ученик - ответ, остальные "светофором").
- Молодцы! Я думаю фундамент нашего знания крепкий. Вы хорошо знаете таблицу умножения и деления. Все, кто правильно ответил, возьмите кирпичики знаний.
5) - А теперь внимание на доску. Догадайтесь, по какому признаку можно разбить все выражения, записанные на доске, на две группы. Запишите в тетрадях. (Используется проектор.)
- (50+5):5
- (40+24):4
- (30+9):3
- (30+15):3
- На какие две группы вы разделили все выражения?
- (50+5):5
- (40+24):4
- (30+9):3
- (30+15):3
- Кто с ним согласен? У кого другое мнение? Докажи, почему сделал так, а не иначе.
(Первый столбик - сумма разрядных слагаемых, второй - сумма удобных слагаемых).
- Как сумму разделить на число?
- Найдите значение выражений.
- Назовите ответ. (За правильный ответ кирпичики знаний)
- Молодцы!
- Общими усилиями мы возвели стены нашего знания, положив в них знания способов деления суммы на число.
6) - Откройте учебник на стр.37. Найдите номер 405. Вдумчиво прочитайте задание.
- Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются?
- Найдите значения выражений первого столбика у доски с объяснением.
- 96:3= (90+6):3=32
- 96:6=(60+36):6=16
- Кто согласен с объяснением? За каждый правильный ответ кирпичик знаний.
7) - Самостоятельно: первый ряд - второй столбик, второй ряд - третий столбик, третий ряд - четвертый столбик.
8) - Взаимопроверка.
- Кто нашел у товарища ошибку - помоги разобраться.
- Проверка. Назовите значения выражений. Как выполняли действия? За каждый правильный ответ кирпичи знаний.
9) - Вывод: как разделить двузначное число на однозначное?
- Сравни с выводом в учебнике.
- Молодцы! Мы возвели крышу наших знаний - повторили приемы деления двузначного числа на однозначное.
10) - Я, думаю, мы хорошо потрудились и нам пора отдохнуть.
Физминутка.
11) - Дом знаний "Деление двузначного числа на однозначное" мы возвели. Теперь можем эти знания применять при нахождении значений любых выражений, при решении задач.
12) - "Зарядка для ума" стр.138 №408
- Внимательно прочитайте задание. Подумайте, можно ли утверждать, что значение выражений в каждом столбике одинаковы
- Обсуждение в парах. Готовы? Докажите. (Везде в первом столбике 54:3, а во втором - 68:4. Значит результаты одинаковы.)
- Правильные ответы кирпичики знаний.
13) - При нахождении значений выражений вы умно воспользовались полученными знаниями. А сейчас я посмотрю, как вы сможете их применить при решении задач. - Прочитайте условия задачи №407. Попробуйте сделать схему в тетрадях. Кто готов сделать ее у доски? У кого также? Можно ли по-другому?
- Выбери выражение, которое является решением задачи. Докажи!
34:2 34:2+2 34:2+34 34х2 34:2-34
- Верно, решением задачи будет являться выражение 34:2+34. Другие не соответствуют условию и не дают ответа на поставленный вопрос.
- Вычислите, сколько детей занимаются в группах? Как высчитали? Кто с ним согласен?
У кого другое мнение?
- За верные ответы кирпичики знаний.
III. Подведение итогов урока.
- А сейчас вернемся к нашему построенному дому знаний. Дом каких знаний возводили?
- Какие ранее изученные знания мы построили, чтобы его построить?
- Зачем нам нужны эти знания?
- Встаньте те, кто сегодня отвечал, поднимал руки или внутренне был готов к ответу, но по какой-то причине не ответил. Молодцы! Вы приняли участие в строительстве дома знаний нашего класса. Спасибо вам!
- А сейчас на парте постройте из кирпичиков знаний свой домик. А к доске выйдут те, у кого 5 и более кирпичиков. Вы получите оценки. (Оценивание)
IV. Задание на дом.
- Откройте дневники. Дома выполните номер 409 стр. 138. Для решения этого номера вам будет необходимо применить те знания, которые вы сегодня обобщили на уроке.
- До свидания. Урок окончен.