Концептуальная цель: развитие основ системно - аналитического мышления.
Стратегическая цель: развитие способности анализировать, классифицировать и обобщать.
Задачи:
- Научиться определять чистые вещества и смеси.
- Закрепить умение определять и объяснять отличие чистых веществ от смесей..
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: частично-поисковый.
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, учебник.
Оборудование и реактивы для лабораторных опытов: лист бумаги, стакан с водой, магнит, стеклянная палочка; в пробирках - сера и железо.
Оборудование и реактивы для демонстрационного опыта: спиртовка, спички, зажим для пробирки, магнит; смесь железа и серы.
Учебный элемент | Познавательная часть модуля | Деятельность учащихся | ||||||||||||
УЭ-0 | Изучив данный модуль, вы:
|
Внимательно изучите назначение предлагаемого модуля. | ||||||||||||
УЭ-1 | Цель: проверить знания основных
понятий о веществах. Задание 1. Определите, что из перечисленного лишнее и почему: А) гвоздь, железо, медь; в) железо, сульфид железа (II), сера; Б) молекулы, атомы, кристаллы; г) алюминий, фосфор, кислород. Задание 2. Отличаются ли друг от друга молекулы или атомы одного вещества? А разных веществ? |
Работайте устно, в паре | ||||||||||||
УЭ-3 | Цель: изучить понятия "чистые
вещества" и "смеси". Лабораторное исследование. 1. Исследуйте и опишите свойства веществ - серы и железа ( агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита) Сделайте вывод о сходстве и различиях свойств серы и железа. 2. Смешайте на бумаге серу и железо, пронаблюдайте за демонстрацией учителя. Что изменяется при нагревании смеси железа и серы? Объясните причину изменения. 3. Сравните чистые вещества и смеси.
4. Сформулируйте определения чистого вещества и смеси. 5. Перечислите сначала чистые вещества, а потом смеси: железная руда, воздух, кислород, углекислый газ, молоко, сахар, вода, алюминий, лимонад, зубная паста |
При выполнении опытов работайте в паре. Начинайте исследование по команде учителя! Заполните таблицу в тетради.
Запишите определение в тетрадь. Выполните задание устно. |
||||||||||||
УЭ-3 | Цель: Определить способы разделения
смесей веществ. ПРОБЛЕМА! Укажите, на основании чего возможно разделение смеси. Под руководством учителя выполните опыт по разделению смеси серы и железа магнитом. Познакомьтесь со способами разделения смесей по учебнику - табл. 12 и 13, стр.81 (объяснение незнакомых слов в тексте - на стр. 80) Мысленный эксперимент. Предложите, как разделить смеси: а) древесных опилок и порошка железа; б) воздух-смесь газов; в) суспензию бензина и воды; г) раствор соли. |
решите проблему, работая в группе | ||||||||||||
УЭ-4 | Цель: узнать о нахождении веществ в
природе, веществах в лаборатории, разнообразии
смесей веществ. Проблемный вопрос. Существуют ли вещества в природе в чистом виде? Если да, то в каких условиях?
Рассмотрите баночки с реактивами. Найдите маркировку степени чистоты реактива. О чем она свидетельствует? (если вам это трудно, то ответ найдите в учебнике табл. 11 стр. 79) |
Работа устно, весь класс
Работа с объектами в паре |
||||||||||||
УЭ-5 | Цель: применить на практике
полученные знания. Задача 1. Обоснуйте способ очистки природной воды, сильно загрязненной песком и ржавчиной. Назовите последовательные операции, необходимые, чтобы сделать такую воду пригодной для питья. Задача 2.* Почему очищенная (дистиллированная вода) в любой стране обладает одними и теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных рек и озер, различается по свойствам? Задача 3.* Изобретательская задача. Имеется емкость с водой. На поверхности воды - слой керосина. В воду нужно внести предмет так, чтобы он не соприкоснулся с керосином, и в воде не оказалось дополнительного вещества. |
Задача №1 - работа в паре. № 2,3 - индивидуально. |
||||||||||||
УЭ-6 | Подведение итогов урока. Прочитайте внимательно цель урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени? Оцените работу на уроке
|