Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цели урока:
- Образовательная: учащиеся должны различать постоянные и переменные расходы семьи; применять полученные знания на практике.
- Развивающая: учащиеся совершенствуют умения устанавливать и анализировать связь между доходом и расходом семьи.
- Воспитывающая: воспитание сотрудничества в классе.
Методы:
- Репродуктивный.
- Частично-поисковый.
Форма организации занятия: урок-игра.
Средства обучения:
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
- Наглядные пособия: рабочая тетрадь, презентация PowerPoint.
- Раздаточный материал: конверты с заданиями, денежные единицы, карточки.
Форма организации работы в классе:
- фронтальная
- групповая
- диалоговая форма обучения
Содержание работы
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
На доске - тема урока: " Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы".
Презентация - 1 слайд.
- Какие бы вопросы мы ни рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных расходов.
Сегодня тема нашего урока: "Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы".
Слайд 2.
Цель урока - применить знания о доходах и расходах семьи, установить и проанализировать связь между доходом и расходом семьи. В ходе урока мы убедимся в необходимости владения знаниями о постоянных и переменных расходах в жизни.
2. Проверка домашнего задания.
Ваша задача применить знания о доходах и расходах в разгадывании кроссворда.
Слайд 3.
По горизонтали:
1. Расход на оплату электроэнергии. 4. Денежные средства, которые семья получает от других. 5. Государственные выплаты пожилым людям.
По вертикали:
1. Расходы на покупку компьютера. 2. Затраты денег на семейные нужды. 3. Где человек хранит свободные денежные средства.
3. Осмысление содержания и последовательное применение практических действий при выполнении представленных заданий.
По цвету карточек вы определились, в какой семье вы сегодня работаете, а теперь распределитесь, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня выступать на уроке. Выберите главу семьи, который будет давать ответы от имени семьи.
Помимо этого вы начнете процесс зарабатывания денег и будете вести расчетный лист, занося в него количество монет, которое вы заработаете в течение урока. Эти данные ведет в каждой семье глава.
Вспомним и проверим наши экономические знания.
Задание №1.
Попробуйте, назвать, какие виды доходов ваша семья может предположительно иметь за месяц?
Слайд 4.
Зафиксируйте ваши доходы в специальных карточках №1 с левой стороны и примерную денежную сумму, которую вы можете получить за ваш доход.
Вам дается 2 минуты на обдумывание ответа.
После ответов учащихся на экране появляются поочередно виды доходов - основные статьи: заработная плата, доход от владения имуществом, доход от сбережений, доход от предпринимательской деятельности, государственные выплаты - пенсии, пособия на детей.
За правильные ответы дети получают соответствующие монеты.
Задание №2.
Задание № 2 разноуровневое, на зеленых карточках задание более сложное, чем на желтых.
Слайд 5.
Ваша задача определить, какой вид дохода можно получить от данного вида деятельности и записать это в данных вам карточках.
I. Вставь пропущенное слово.
1.Имея дом, можно сдать его в (аренду) и получать доход в виде (арендной платы).
2.Свободные деньги можно положить в банк и получить (проценты на положенные в банк деньги).
3.Семья часто получает (государственные выплаты) в виде пенсий, пособий, других целевых выплат.
Слайд № 6
II. Вставь пропущенное слова в стихотворение.
1.
Мама с папой на работе,
У станков стоят все дни.
За труды их есть награда,
Называется (зарплата).
2.
Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он (стипендию) несет,
И доход семьи растет.
3.
А двадцатого числа
Деду (пенсия) пришла.
На экране появляются ответы.
За правильные ответы дети получают соответствующие монеты.
Задание №3.
Хорошо. А теперь давайте вспомним, каким образом люди распоряжаются своими доходами? В течение 1 минуты попробуйте перечислить расходы семьи в течение месяца. В специальных карточках №2 с левой стороны запишите, что вы хотите приобрести в ближайшее время и примерную денежную сумму, которую вы можете заплатить за эти приобретения.
Из того, что вы записали, перечислите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Как мы их называем?
Давайте посмотрим на другую группу расходов. Перечислите их? Как они называются?
Слайд № 7
Проверка ответов на экране.
Задание №4.
Слайд 8.
В этом задании вы будете применять знания о видах расходов. Возьмите карандаш и в карточке отметьте нужный ответ.
Выделите постоянные расходы вашей семьи?
А) оплата коммунальных услуг;
Б) расходы на покупку билетов в цирк;
В) расходы на лекарство;
Г) оплата учебы в институте;
Д) расходы на покупку туристических путевок;
Е) расходы на еду.
Проверка ответов на экране.
За правильные ответы дети получают дополнительные монеты.
4. Самостоятельное выполнение учащимися задания.
Задание №5.
Работа с книгой на странице 166 - 167.
Вам нужно решить задачу самостоятельно в своей рабочей тетради:
Слайд № 9.
Семья Ивановых живет в 4-комнатной квартире и ежемесячно платит за коммунальные услуги 250 руб. На питание семьи в месяц уходит 1850 руб. Проезд на городском транспорте обходится в 130 руб. Плата за телефон - 50 руб. На лекарство бабушке понадобилось 75 руб. Для поездки на экскурсию в Большое Болдино было израсходовано 60 руб. Покупка товаров личной гигиены и бытовой химии - мыло, зубная паста, порошки - обошлись семье в 200 руб.
Определи:
а) постоянные расходы семьи;
б) переменные расходы семьи;
в) общую сумму расходов семьи за месяц.
Слайд №10.
а) постоянные расходы
1850 +130+50+200=2230 руб.
б) переменные расходы
75+60=135 руб.
в) общая сумма расходов
2230+135=2365 руб.
5. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий
Задание №6.
Во время предыдущих заданий вы заполняли специальные карточки №1 и №2. Давайте сейчас обратимся к ним. В них вы записали сначала свои доходы в карточке №1 и какие расходы будут в вашей семье в карточке №2.Подведите итоги ваших доходов и расходов. Скажите, все ли вы можете приобрести на данный момент? Если нет, то почему? Что можно отложить до следующего пополнения семейных доходов?
За правильные ответы и выводы дети получают соответствующие монеты.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
А сейчас давайте подведем итоги в ваших расчетных листах. Подсчитайте, какое количество вы заработали всей семьей.
Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму. Мы с вами применяли знания о доходах и расходах, установили и проанализировали связь между ними. Мы с вами хорошо поработали.
Что помогало вам в работе?
7. Домашнее задание:
Слайд № 12.
- Урок 24-25, стр. 167, №4 (2) решить задачу.
- Урок 24-25, стр. 167 - 168, №5 составить кроссворд
Выберете одно из заданий.
Оценка выполнения задания будет разной.
Решение задачи - это на оценку "4"; составление кроссворда из экономических понятий - это на оценку "5".