Цель:
- закреплять умения точно употреблять прилагательные в речи;
- развивать орфографическую зоркость;
- совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в ед.и мн.ч; навыки самостоятельной работы, каллиграфического правильного письма;
- воспитывать любовь к природе, русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.
II. Поэтическая минутка.
Хочу начать урок с поэтической минутки.
Что за звездочки цветные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
- Расскажите, какие вы снежинки видели. (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие).
- С чем бы вы могли сравнить снежинки?
белые, как (сахар, молоко:)
легкие, будто (пух, пушинки:)
ажурные, словно (кружево, звездочки:)
- Какие слова помогли описать снежинки?
- К какой части речи относятся эти слова?
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы послушаем, как разные писатели и поэты с помощью имен прилагательных описывают красоту природы, и обобщим знания об именах прилагательных.
IV. Чистописание.
Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. А родились они в облачке высоко над землей, и у каждой был свой наряд.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Итак, к нам прилетели снежинки.
Слайд №1
- Что вы можете сказать о сочетаниях? (окончания имен прилагательных).
На какие группы их можно разделить? (родовые окончания ж.р. - ая, яя, м.р. - ой, ий,ый, с.р. - ое, ее, мн.ч. - ые, ие).
- Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, что нужно сделать?
Прочитайте предложение ребус и запишите.
- Выполните разбор предложения.
- В какое время года мы можем увидеть снежинки?
- Давайте скажем зиме комплимент.
- Что такое комплимент?
Комплимент - любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Белая, красавица, вьюжная, волшебная, сказочная, серебристая, холодная, морозная, нарядная, веселая, суровая .
- Составьте свое предложение, используя прилагательные (устно).
V. Актуализация знаний об имени прилагательном. Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.
VI. Словарно-орфографическая работа.
- Проверим свои знания на практике в ходе словарной работы.
Я задаю вопрос, а вы отвечаете одним словом.
- Как называется работа, которую выполняют несколько человек (коллективная).
Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (коллективного)
- Поезд, который перевозит людей (пассажирский).
Поставь это имя прилагательное в форме Д.п. (пассажирскому)
- Люди, живущие в городе (городские).
Поставь это имя прилагательное в форме Т.п. (городскими)
- Человек, который родился и живет в России (русский).
Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (русского)
Какое слово лишнее? Почему? Разберите его по составу.
Какой вывод сделаем по этой работе?
VII. Физкультурная минутка
Давайте отдохнем. Встаньте.
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода - хлопаете, мужского рода - топаете.
Морское дно, веселый праздник, старый дом, зимнее утро, чистый воздух, голубое небо, большой город.
А сейчас выполним зарядку для глаз.
VIII. Работа с текстом.
Слайд №2
Спишите.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять рыхлый снег. С крутого пригорка побежал веселый ручеек.(Г.Скребицкий).
- Найдите имена прилагательные, выделите окончания, определите падеж.
- Как определить падеж имени прилагательного?
- Первый ряд делает морфологический разбор имени прилагательного весеннее, второй ряд - на лесной, третий ряд - с крутого.
IX. "Грамматическая эстафета".
Слайд №3
- Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите падеж.
По облачн: небу, с высок:горы, с хорош: человеком, на хрупк.. льду, про интересн:встречу, для классн: альбома.
- Победитель "эстафеты" тот, кто первым правильно выполнит задание.
- Как вы рассуждали?
X.Работа с учебником.
с.48 упр.371.
XI. Восприятие падежных окончаний.
- Послушайте, как в стихотворениях описывают поэты природу, определите падежи имен прилагательных.
Слайд №4
- Александр Прокофьев.
Люблю березку русскую, (В.п.)
То светлую, то грустную... (В.п.)
Люблю ее нарядную, (В.п.)
Родную, ненаглядную.( В.п.)
- Молодцы! А теперь посложнее четверостишие.
- Сергей Михалков.
Крутыми тропинками в горы, (Т.п.)
Вдоль быстрых и медленных рек, (Р.П.)
Минуя большие озера, (В.п.)
Веселый шагал человек.(И.п.)
XII.Итог урока.
- Как изменяются имена прилагательные?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании имен прилагательных?
- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в речи? (Описывают предметы, делают их более яркими).
- На уроке мне хорошо помогали .......
- На нашем уроке мы услышали, как прилагательные помогают описывать природу.
Спасибо за урок!