Цель урока:
Обучающая:
- Обобщение знаний, умений и навыков о фразеологизмах, о вегетативных и генеративных органах растений;
- Обогащение фразеологического и биологического запаса слов и терминов; формирование знания о сохранении исчезающих видов растений.
Развивающая:
- Овладение навыками пользования фразеологизмов и биологических терминов в речи.
Воспитательная: Привитие чувства любви и бережного отношения к родной природе.
Оборудование: презентационные материалы с озвучиванием, карта - схема путешествия, книжная выставка, поощрительные фишки, черный ящик, изделия из бересты.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вас поведут в удивительный мир природы учитель биологии Викторова В.Н. и учитель русского языка и литературы Константинова Л.А. (смотри приложение).
Раз мы с вами отправляемся в путешествие, то мы в данное время кто? Правильно, туристы. А кто такой турист? Да, человек, который занимается туризмом. А что такое туризм? Правильно, вид путешествий, совершаемых для отдыха и с образовательными целями. Значит, мы с вами наряду с отдыхом, должны закрепить свои знания о фразеологизмах, обогатить словарный запас новыми для вас фразеологизмами и биологическими терминами, подвести итоги: что узнали, чему научились.
- Раз мы туристы, что мы с вами должны брать на дорогу?
- Еще что? Самое главное?
- Мы должны брать с собой багаж знаний о фразеологизмах.
- Давайте, проверим насколько полон ваш багаж фразеологизмов, насколько вы готовы отправиться в путь. Каждый из вас должен говорить фразеологические обороты, а за ваш ответ мы даем лист дерева. И в конце путешествия кто наберет много листов, тот получит высокий балл за урок, т.е. оценку. ( Напомнить учащимся о карте-схеме, что конечная наша станция город Фразеологизм.)
- Итак, у вас достаточно полный багаж фразеологизмов и я думаю, что нам пора отправиться в путь.
- А по дороге в город Фразеологизм вы увидите красоту нашей природы, ее богатства, ознакомитесь с ее лекарственными растениями, узнаете, какую пользу приносит нам природа.
2. Путешествие учащихся по станциям
- Отправляемся в путь (Звучит музыка, это может быть звуки природы или песня о березе). А в поселок мы идем через рощи, любуемся красотой деревьев.
- Ребята, какое это растение? Символом какой страны она является? Береза - символ России, еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. А какие части березы используют в быту и как лекарственное средство? Из молодых веток заготавливают веники, и три дня после хорошей бани отдает от человека свежим березовым духом. Второе дело - береста, (можно показать наглядно туесок или украшения) из нее делают туеса, сувениры и вообще всевозможные вещи. Береза еще дает деготь. Раньше или сейчас всякое ранение у лошади или коровы врачуют дегтем. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Содержится в соке и какой-то особенный сахар и разные витамины. Березе так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе. Вот с какой любовью пишут о березе:
"Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан".
/С.Есенин/
Остановка поселок Рисункино.
Задание
Учитель показывает рисунки, а учащиеся должны подобрать подходящие фразеологизмы (рисунок 1-7) . За правильный ответ - лист дерева /н-р, могут быть рисунки к фразеологизмам "водой не разольешь", "медвежья услуга" : /Учащиеся овладевают навыками пользования фразеологизмов в речи. Составляют предложения с фразеологизмами/
- Отправляемся дальше.
(Звучит музыка о природе или может быть песня о рябине). И по дороге в село мы заметим еще одно волшебное дерево - его название? Рябина. Рябина приносит пользу и лесу, и человеку. Символом чего она является? Она - символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным. Какие органы рябины используют в народной медицине? В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее средство, благодаря высокому содержанию витаминов, варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболевание печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.
Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки.
"Мне даже страшно -
Так она тонка
Так высока,
При каждом резком звуке
Дрожит,
И от любого ветерка
Все гнется
И заламывает руки"
(И.Суриков).
Вот и село Угадайкино. Даже не обратили внимание, как подошли.
Задание: Учитель читает предложение из художественных произведений, а учащиеся записывают их в тетрадях и объясняют его значение:
- "Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?" (Чуть не убил). / Д.Фонвизин "Бригадир"./
- "Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но : придержи язык" (помолчи). /А.Фадеев "Молодая гвардия"/
- "Григорий Иванович рассказал все, что случилось. Лиза не верила своим ушам" (удивлялась) /А.Пушкин " Барышня-крестьянка"/
- "Все требуют машин, а у него их всего с гулькин нос" (очень мал) / А.Иванов "Тени исчезают в полдень"/
- "Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять" (лениться ) . /В.Шишков " Угрюм-река"/
- "Мелькая руками и ногами, как мельница, он лупил сломя голову по кустам и кочкам, пока не скрылся в пестрой чаще" (очень быстро бежал) (В.Катаев "Сын полка" )
- "Биденко сразу понял все. Пастушок обвел его вокруг пальца самым невинным и самым простым образом" (ловко обманул) ( В.Катаев "Сын полка" )
Отправляемся дальше (звучит музыка о природе или песня о ромашке).
По дороге вы заметите, как богата природа нашего края. Вы любите цветы? Каждый цветок - как упавшая с неба звезда. Например? Ромашки:
Известна ромашка с давних времен своими целебными свойствами. Какими? Противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими. Кто знает, для чего используют отвар из ромашки? Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок. А кто часто умывается его крепким отваром, у того кожа лица становится бархатной и нежной. В парфюмерии ромашка применяется для производства духов, оденколонов, мыла: Послушаем стихи о ромашке.
"Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси"
Остановка- деревня Подумайкино. Задание: Восстановить фразеологизмы (из мира животных):
- Делить шкуру неубитого (Медведя)
- Сесть на любимого ( Конька)
- Купить (Кота) в мешке.
- Пустить (Козла) в огород.
- Дуется как (Мышь) на крупу.
- Считать (Ворон).
- Дразнить (Гусей).
- Брать (Быка) за рога.
- Смотреть как (Баран) на новые ворота.
- Прокатить на (Вороных).
- Набить как в бочке (Сельдей).
- Писать как (Курица) лапой.
А теперь отправляемся дальше (звучит песня или музыка о сардане).
- По дороге в город мы заметим красивую полянку со цветами.
Нет цветов красивее и благоуханнее, чем? Лилии. А кто знает видовое название этого растения? По красоте и аромату трудно найти другой такой цветок. Какой орган цветка якуты раньше использовали в пищу? Луковицы лилий съедобны. В дореволюционное время якуты луковицы сушили, перемалывали на муку, из которой варили кашу. Что используют у лилии в народной медицине? Отвар из смеси листьев, цветков и луковиц лилии якуты принимали во внутрь при учащенном сердцебиении, а сок лилии применяли как ранозаживляющее, мочегонное средство. Кроме того, листья применялись от ожогов, луковицы - от зубной боли. Лилии не являются редкими видами но, тем не менее они оказались под угрозой уничтожение. Особенно в период цветение ее нещадно вырывают. Часто срывают небрежно: обрывают корни, выдергивают луковицу. Лилия - любимый национальный цветок, воспетый поэтами и композиторами Якутии. Его любовно называют на якутском языке сарданой.
"Над веселою поляной дышит
Легкий ветерок;
Он ласкает, он колышет
Тонкий лилии стебелек "
Д. Михаловский
- Итак, последняя остановка- город Фразеологизм. После долгой, длинной дороги все туристы устали. Вы хотите, наверное, отдохнуть и главным делом поесть вкусно, досыта
правда?! Прежде чем зайти в кафе, давайте узнаем, почему оно названо "Бистро"? В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например: в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмантре на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: " 30 марта 1814 года Казаки выкрикнули здесь впервые свое прославленное "быстро!", таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кафе " Бистро".
Нас встречает хозяйка кафе "Бистро". Внимание! Она заходит к нам с черной сумкой. Встречайте хозяйку.
- Что же лежит в черном ящике? Для этого я вам говорю начальные слова фразеологизмов, а вторую часть вы сами скажете и выйдет то, что лежит в ящике.
- В час:(по чайной ложке)
- На одну: (колодку)
- На воре:(шапка) горит
- Стоит: (на часах)
- Дело:(в шляпе)
- : не заманишь (калачом)
- : в мешке не утаишь (шила)
Нелегкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть. Сначала мои помощники расскажут вам интересные сведения о фразеологизмах.
3. Выступление учащихся
"Почему мы так говорим"
Спустя рукава - рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше распространены были длинные рукава, которые засучивались перед работой (отсюда засучив рукава - значит " усердно принявшись за дело"), а после работы зимой опускались, чтобы согреть руки. Конечно, со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешает ему. Отсюда и возникла поговорка: спустя рукава - значит "небрежно, кое - как" (рисунок 8).
Это интересно
Лебединая песня - этот фразеологизм основан на древнем поверье о том, будто лебеди поют перед смертью. Одно время это считали всего - навсего красивой легендой, однако А. Брэм, ученый биолог в книге " Жизнь животных" передает свидетельства натуралистов: " Все, что говориться о песне умирающего лебедя вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни" (рисунок 9).
Знаете ли вы, что :
Стоит фертом - буква ф в старину называлась " фертом". Отсюда возникло выражение стоять фертом - подбоченившись, в позе, напоминающей букву ф; в переносном смысле держать себя развязно, нагло (рисунок 10).
Если вы хотите обогатить свой словарный запас фразеологизмами, биологическими понятиями, то обращайтесь к книгам.
4. Выставка книг "Мир знаний"
- Слово дается школьному библиотекарю.
5. Обобщение урока
Сегодняшнее путешествие "Удивительное рядом" мы хотим закончить словами: общайтесь, и будьте внимательны ко всему, что вас окружает. Обладайте редким даром замечать незаметное, видеть удивительное.
6. Итоги урока
Выставление оценок учащимся с комментарием.