Изобразительное искуcство и художественный труд. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Пояснительная записка

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" входит в учебный комплект "Школа России", разработана под руководством и редакцией Б. М. Неменского.

Программа составлена на основе Базисного плана по изобразительному искусству и художественному труду из расчёта 2 часов в неделю, общее количество часов в год - 68.

Программа " Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Основные принципы программы:

  1. Целостная система введения в художественную культуру;
  2. Принцип "от жизни через искусство к жизни";
  3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
  4. Принцип единства восприятия и созидания;
  5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
  6. Развитие художественно-образного мышления.

Содержание программы:

Тематический план 2 класс

Наименование разделов и тем Всего часов
1 Чем и как работают художники 16
2 Реальность и фантазия 14
3 О чем говорит искусство 22
4 Как говорит искусство 16
  Итого 68

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Календарно-тематическое планирование

Номер урока Содержание (разделы, темы) Кол-во часов
  Чем и как работают художники. 16
1 Три основные краски, строящие многоцветие мира. 1
2 Изображение цветов по памяти и впечатлению. 1
3 Пять красок - все богатство цвета и тона. 1
4 Изображение природных стихий без предварительного рисунка. 1
5 Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. 1
6 Изображение осеннего леса по памяти и впечатлению. 1
7 Выразительные возможности аппликации. Понятие о декоративной композиции. 1
8 Коллективная работа над панно "Осень". 1
9 Выразительные возможности графических материалов. Приемы работы тушью. 1
10 Зарисовка зимнего леса на белых листах. 1
11 Выразительность материалов для работы в объеме. Работа с пластилином. 1
12 Лепка животных родного края из одного куска путем вытягивания и вдавливания. 1
13 Выразительные возможности бумаги. Понятие о конструировании. 1
14 Конструирование игровой площадки для вылепленных животных. Коллективная работа. 1
15 Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы. 1
16 Работа с разными материалами. Коллективное панно "Праздник". 1
  Реальность и фантазия. 14
17 Изображение реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. 1
18 Изображение животных, увиденных в зоопарке. 1
19 Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. 1
20 Изображение сказочных животных путем соединения воедино частей разных животных и растений. 1
21 Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы. Работа с графическими материалами. 1
22 Изображение паутинок и веточек с росой при помощи линий. 1
23 Украшение и фантазия. Создание украшения в графической технике. 1
24 Украшение закладки для книги узором заданной формы. 1
25 Постройка и реальность. Понятие о многообразии конструктивных форм в природе. 1
26 Конструирование из бумаги подводного мира. Коллективная аппликация "Аквариум". 1
27 Постройка и фантазия. Знакомство со способами преобразования бумаги. 1
28 Конструирование фантастического города. Индивидуально-групповая работа. 1
29 Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы. 1
30 Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек. 1
  О чем говорит искусство. 22
31 Выражение характера изображаемых животных. Знакомство со средствами художественного выражения. 1
32 Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих в графической технике. 1
33 Знакомство с элементарными пропорциями лица. 1
34 Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. 1
35 Изображение доброго и злого воинов. Гуашь. Ограниченная палитра. 1
36 Выражение характера человека в изображении. Женский образ. 1
37-38 Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов: Золушка и Мачеха. 2
39 Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Выразительность поз. 1
40 Знакомство со скульптурой, с работой скульптора. 1
41 Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. Лепка. 1
42 Изображение природы в разных состояниях. Техника работы гуашью (пейзаж). 1
43 Изображение контрастных состояний природы: море бурное и ласковое. 1
44 Создание иллюстрации к сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". 1
45 Выражение характера человека через украшение. Виды украшений. 1
46 Знакомство с прикладными видами художественного творчества, декоративно - прикладного искусства. 1
47 Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов или кокошников. 1
48 Выражение намерений через украшение. Украшение древних кораблей. 1
49-50 Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Коллективная аппликация. 2
51 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, отношение к миру. Подготовка к выставке. 1
52 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, отношение к миру. Выставка работ. 1
  Как говорит искусство 16
53 Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. 1
54 Изображение угасающего костра - "борьба" тепла и холода. 1
55 Перо Жар-птицы. Гуашь без белил и черной краски. 1
56 Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. 1
57 Изображение весенней земли по памяти и впечатлению. Смеси с белой, серой и черной краской. 1
58 Линия как средство выражения: ритм линий. 1
59 Композиционная выразительность линий. Изображение весенних ручьев. 1
60 Линия как средство выражения: характер линий. Многообразие линий в природе. 1
61 Изображение весенних веток различных деревьев. 1
62 Ритм пятен как средство выражения. Композиционное значение ритма пятен. 1
63 Аппликация "Полет птиц". 1
64 Пропорции выражают характер. Понимание пропорций. 1
65 Лепка птиц с разным характером пропорций. 1
66 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. 1
67 Урок-обобщение. Коллективное панно "Весна. Шум птиц". 1
68 Обобщающий урок года. Выставка работ за год. 1

Список литературы.

Для учителя:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСВЕННЫЙ ТРУД. С краткими методическими рекомендациями. 1 - 9 классы. Под руководством Б. М. Неменского. Москова, "Просвещение", 2007 год.
  2. О. В. Островская "Уроки изобразительного искусства в начальной школе", 1 - 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2006)
  4. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса (2006)

Для учащихся:

  1. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2006)
  2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса (2006)