Пояснительная записка
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" входит в учебный комплект "Школа России", разработана под руководством и редакцией Б. М. Неменского.
Программа составлена на основе Базисного плана по изобразительному искусству и художественному труду из расчёта 2 часов в неделю, общее количество часов в год - 68.
Программа " Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Основные принципы программы:
- Целостная система введения в художественную культуру;
- Принцип "от жизни через искусство к жизни";
- Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
- Принцип единства восприятия и созидания;
- Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
- Развитие художественно-образного мышления.
Содержание программы:
Тематический план 2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники | 16 |
2 | Реальность и фантазия | 14 |
3 | О чем говорит искусство | 22 |
4 | Как говорит искусство | 16 |
Итого | 68 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года:
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Чем и как работают художники. | 16 | |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира. | 1 |
2 | Изображение цветов по памяти и впечатлению. | 1 |
3 | Пять красок - все богатство цвета и тона. | 1 |
4 | Изображение природных стихий без предварительного рисунка. | 1 |
5 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. | 1 |
6 | Изображение осеннего леса по памяти и впечатлению. | 1 |
7 | Выразительные возможности аппликации. Понятие о декоративной композиции. | 1 |
8 | Коллективная работа над панно "Осень". | 1 |
9 | Выразительные возможности графических материалов. Приемы работы тушью. | 1 |
10 | Зарисовка зимнего леса на белых листах. | 1 |
11 | Выразительность материалов для работы в объеме. Работа с пластилином. | 1 |
12 | Лепка животных родного края из одного куска путем вытягивания и вдавливания. | 1 |
13 | Выразительные возможности бумаги. Понятие о конструировании. | 1 |
14 | Конструирование игровой площадки для вылепленных животных. Коллективная работа. | 1 |
15 | Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы. | 1 |
16 | Работа с разными материалами. Коллективное панно "Праздник". | 1 |
Реальность и фантазия. | 14 | |
17 | Изображение реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. | 1 |
18 | Изображение животных, увиденных в зоопарке. | 1 |
19 | Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. | 1 |
20 | Изображение сказочных животных путем соединения воедино частей разных животных и растений. | 1 |
21 | Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы. Работа с графическими материалами. | 1 |
22 | Изображение паутинок и веточек с росой при помощи линий. | 1 |
23 | Украшение и фантазия. Создание украшения в графической технике. | 1 |
24 | Украшение закладки для книги узором заданной формы. | 1 |
25 | Постройка и реальность. Понятие о многообразии конструктивных форм в природе. | 1 |
26 | Конструирование из бумаги подводного мира. Коллективная аппликация "Аквариум". | 1 |
27 | Постройка и фантазия. Знакомство со способами преобразования бумаги. | 1 |
28 | Конструирование фантастического города. Индивидуально-групповая работа. | 1 |
29 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы. | 1 |
30 | Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек. | 1 |
О чем говорит искусство. | 22 | |
31 | Выражение характера изображаемых животных. Знакомство со средствами художественного выражения. | 1 |
32 | Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих в графической технике. | 1 |
33 | Знакомство с элементарными пропорциями лица. | 1 |
34 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. | 1 |
35 | Изображение доброго и злого воинов. Гуашь. Ограниченная палитра. | 1 |
36 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | 1 |
37-38 | Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов: Золушка и Мачеха. | 2 |
39 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Выразительность поз. | 1 |
40 | Знакомство со скульптурой, с работой скульптора. | 1 |
41 | Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. Лепка. | 1 |
42 | Изображение природы в разных состояниях. Техника работы гуашью (пейзаж). | 1 |
43 | Изображение контрастных состояний природы: море бурное и ласковое. | 1 |
44 | Создание иллюстрации к сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". | 1 |
45 | Выражение характера человека через украшение. Виды украшений. | 1 |
46 | Знакомство с прикладными видами художественного творчества, декоративно - прикладного искусства. | 1 |
47 | Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов или кокошников. | 1 |
48 | Выражение намерений через украшение. Украшение древних кораблей. | 1 |
49-50 | Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Коллективная аппликация. | 2 |
51 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, отношение к миру. Подготовка к выставке. | 1 |
52 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, отношение к миру. Выставка работ. | 1 |
Как говорит искусство | 16 | |
53 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 |
54 | Изображение угасающего костра - "борьба" тепла и холода. | 1 |
55 | Перо Жар-птицы. Гуашь без белил и черной краски. | 1 |
56 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 |
57 | Изображение весенней земли по памяти и впечатлению. Смеси с белой, серой и черной краской. | 1 |
58 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 |
59 | Композиционная выразительность линий. Изображение весенних ручьев. | 1 |
60 | Линия как средство выражения: характер линий. Многообразие линий в природе. | 1 |
61 | Изображение весенних веток различных деревьев. | 1 |
62 | Ритм пятен как средство выражения. Композиционное значение ритма пятен. | 1 |
63 | Аппликация "Полет птиц". | 1 |
64 | Пропорции выражают характер. Понимание пропорций. | 1 |
65 | Лепка птиц с разным характером пропорций. | 1 |
66 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | 1 |
67 | Урок-обобщение. Коллективное панно "Весна. Шум птиц". | 1 |
68 | Обобщающий урок года. Выставка работ за год. | 1 |
Список литературы.
Для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСВЕННЫЙ ТРУД. С краткими методическими рекомендациями. 1 - 9 классы. Под руководством Б. М. Неменского. Москова, "Просвещение", 2007 год.
- О. В. Островская "Уроки изобразительного искусства в начальной школе", 1 - 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2006)
- Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса (2006)
Для учащихся:
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: Искусство и ты: Учебник для 2 класса (2006)
- Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса (2006)