Цели:
- повторить правила построения и свойства графиков функций у = x2, , , у =| x |;
- выяснить правила построения графиков функций у = f (x + l) и у = f (x) + m;
- развить умение строить графики функций;
- развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устная работа (Приложение. Слайды 2-8.)
Задание: Графики каких функций
изображены на рисунках? (у = x2, у = – x2,
, , ,
, у =| x |, у =
– | x |).
Для каждой из функций сформулировать ее свойства
и правила построения графика функции.
3. Изучение нового материала (Приложение)
На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят графики функций у = x2 и у = x2 +1. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о сдвиге параболы (параллельном переносе) на 1 единицу вверх. (Слайд 10.)
На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят графики функций у = x2 и у = x2 – 1. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о сдвиге параболы (параллельном переносе) на 1 единицу вниз. (Слайд 11.)
На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят графики функций у = x2 и у = (x – 1)2. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о сдвиге параболы (параллельном переносе) на 1 единицу вправо. (Слайд 12.)
На координатной плоскости в тетрадях учащиеся по точкам строят графики функций у = x2 и у = (x + 1)2. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о сдвиге параболы (параллельном переносе) на 1 единицу влево. (Слайд 13.)
С помощью учителя учащиеся формулируют правило построения графика функции у = f (x + l) и графика функции у = f (x) + m с помощью сдвига графика функции у = f (x). (Слайды 14-18. Анимация сдвигов графиков на слайдах помогает лучшему восприятию правила.)
Затем рассматривается вариант построения графика функции у = f (x + l) и графика функции у = f (x) + m с помощью сдвига графика функции у = f (x), если известен график функции у = f (x) с помощью сдвига осей координат. (Слайды 19-23. Анимация сдвигов осей координат на слайдах помогает лучшему восприятию правила построения графиков.)
Правила построения графиков функций у = f (x + l) и у = f (x) + m записываются в тетрадь.
4. Закрепление материала
№ 19.6, № 20.6, № 19.11(в), № 19.12(в), № 19.13(в), № 19.14(в), № 20.11(в), № 20.12(в), № 20.13(в), № 20.14(в).
5. Домашнее задание
Параграф 19, 20 учебника, № 19.5, № 20.5, № 19.11–19.14(а), № 20.11–20.14(а).
6. Подведение итогов урока