Цель: углубить знания детей о животных.
Задачи:
- на основе жизненных наблюдений детей, научить их выделять признаки присущие животным той или иной группы;
- формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, расширить кругозор детей;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, умения совместного сотрудничества.
Оборудование: рисунки животных; Красная книга животных Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа; тесты; план по описанию животных; фишки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать по группам. У нас получается 3 группы. За правильный ответ берем фишку. Для того, чтобы у нас работа была эффективной давайте выберем корректора группы. Кто такой корректор и где он работает?
Д. Корректор работает в типографии.
У. Корректор – это человек, который работает в типографии, где издаются газеты, журналы, книги. Он все поступившие материалы обрабатывает т.е. корректирует.
2. Оперативно-содержательный компонент
1) На доске даны слова: лиса, гадюка, журавль, комар, конь, лягушка, жук, сом, воробей.
У. Прочитайте эти слова. Что можно
сказать об этих словах? Какова тема этого
урока?
Д. Все эти слова относятся к животным.
Поэтому на этом уроке поговорим о животных.
У. Да. Что можете рассказать коротко о
животных?
Д. Животные относятся к живой природе.
Их общие признаки: все они дышат, питаются,
употребляют воду, растут, размножаются и умирают.
У. А еще что относится к живой природе,
кроме животных?
Д. Грибы, растения, бактерии.
2) Польза животных./работа в группах и защита своих мнений
У. Зачем нужны животные? Какова польза животных? Поговорите между собой, дается вам 2 мин.
Д. Животные дают людям еду: молоко,
мясо, яйца/корова, коза, овца, курица;
лекарства/пчелы, змеи;
обувь/кожу – свинья;
одежда /шерсть – коза, овца;
удобрение;
они являются помощниками/верблюд, конь, вол;
красота /павлин и т.д.
У. Какие вы молодцы! А теперь посмотрите на схему и проверьте себя. (Рисунок 1.)
Рис. 1
3) Деление слов на группы (работа в группах)
У. Разделите названия животных на группы по-своему усмотрению.
Млекопитающие: лиса, конь
Птицы: журавль, воробей
Рыбы: сом
Насекомые: комар, жук
Пресмыкающиеся: гадюка
Земноводные: лягушка.
У.Взаимопроверка работ по группам с доски. /рисунок 2.
У. А почему называются млекопитающие, земноводные и пресмыкающиеся?
Д. Млекопитающие животные своих детёнышей вскармливают молоком. От слова «млеко».
Земноводные – это животные, обитающие на
суше (земле) и в воде. Имеют голую кожу,
конечностей нет, дышат при помощи легких.
Питаются растениями, насекомыми.
Размножаются икринками, которые откладывают в
воде./жаба, лягушка, тритон.
Пресмыкающиеся (рептилии) – это обитатели суши и воды. Тело покрыто роговыми щитками, дышат при помощи легких. Питаются растениями, насекомыми, и другими животными. Они откладывают яйца в нагретый песок/ черепаха, змея, ящерица, крокодил.
4) Животные, занесенные в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского округа.
У. (показ Красной книги) Дети знаете ли
вы что это такое?
Д. Книга красного цвета.
У. Это Красная книга. В нее занесены
животные нашего края, которые находятся на
стадии резкого сокращения и даже исчезновения.
Она своего рода «SOS» по отношению к животному
миру, который надо спасать, обращение к человеку
об их сохранении. Делятся на категории:
К 1-й категории относятся животные, которые находятся под угрозой исчезновения (даурский журавль);
Ко 2-й категории – животные, сокращающиеся в численности (журавль-красавка);
К 3-й категории – редкие животные;
К 4-й категории – животные, имеющие неопределенный статус;
К 5-й категории – восстанавливаемые и восстанавливающиеся животные.
5) Физминутка
Млекопитающие – руки вперед
Птицы – летаем /махать руками
Рыбы – плывем /имитация плавания
Насекомые – руки вверх
Земноводные – повернуться
Пресмыкающиеся – сесть.
6) Рассказ по плану
У. Составьте рассказ о животных, так чтобы другие группы догадались о какой группе животных вы рассказываете.
1 группа – млекопитающие / рисунок коровы, лошади.
2 группа – птицы /рисунок воробья.
3 группа – рыбы / рисунок щуки, окуня.
Например:
1 группа – млекопитающие. Их тела покрыты шерстью. Имеют 4 конечности (лапы, копыта). Дышат легкими. Питаются растениями, другими животными. Детеныши живородящие. Представители: собака, овца и т.д.
7) Групповая работа «Для чего животным хвост?»
У. Чем отличаются животные от человека
физиологически?
Д. Не умеют говорить, ходить на двух
ногах, они имеют хвост и т.д.
У. Некоторые животные передвигаются на
двух ногах, они общаются на своем животном языке.
Самое главное физиологическое отличие – это
наличие хвоста.
У человека есть остаток хвоста – копчик,
по-научному «рудемент».
А теперь поработайте в группах, попробуйте найти
разные варианты на вопрос: Для чего им хвост? (Выслушать
мнения детей и обобщить)
Рассказы о хвостах
1. Корове, лошади хвост – мухобойка. Не
дали бы им крылатые мучители: мухи, оводы, слепни,
комары досыта поесть, если б не спасительные
хвосты-мухобойки.
2. Собака – показывает свое настроение
(виляет хвостом – радуется, высоко хвост поднят
– показывает что «я сильнее», поджат, опущен – «я
подчиняюсь»
– укрывалка носа от мороза, чтобы не
замерз.
3. Лисе, волку, белке хвост – руль
(поворотники на бегу на лету) и укрывалка от
холода.
4. Обезьяне хвост – хваталка или висюлька.
Зацепится хвостом за ветку, вися вниз головой и
лапами срывает плоды.
5. Опоссуму хвост – перила для
переездов. Мама возит детей на спине, а чтобы дети
не свалились, закидывает на спину хвост и малыши
держатся как за перила не лапами, а опять же
хвостиками. Так и переезжают.
6. Крокодилу хвост – дубинка для охоты.
Ударит хвостом антилопу или зебру, хвать и
исчезает под воду.
– весло и руль (гребет себе и хвостом же
выбирает куда плыть).
7. Ящерице хвост – оторвалка. Он
необходим, чтобы вовремя расстаться. Враг
схватит за хвост, а ящерицы и след простыл, только
хвост-оторвалка достался врагу.
8. Кенгуру хвост – баланс для
равновесия, чтобы приземляясь не упасть, не
уткнуться носом в землю.
– хвост-опиралка. Сядет отдохнуть или
поесть, опять хвост при деле. Если дикие собаки
динго нападут, обопрется на хвост и ударит задней
ногой.
9. Рыбе хвост – руль и весло. Увидит рыба
опасность, тотчас повернет, вильнет и нет ее там.
10. Павлину хвост – красота, распушит
свою гордость и ходит горделиво.
3. Рефлексия
Индивидуальные тесты
Перед каждым листок с тестами. Нужно соединить стрелками названия животных с их группами.
4. Домашнее задание
1) Написать рассказ на тему: « Приспособления
животных»
2) Сделать рисунок к своему рассказу.
5. Итог урока
У. Что нового вы сегодня узнали?
Д. Много интересного узнали о
пресмыкающихся и земноводных. Также о
хвостах животных, зачем им и для чего. А у
человека есть остаток хвоста копчик –
«рудемент».
У. Что такое Красная книга и зачем
она нужна?
Д. В Красную книгу занесены животные,
которые уже исчезают или редкие животные ,
находящиеся под охраной.