С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют летние школьные лагеря с дневным пребыванием. На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же далеко не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома – без мамы и папы. Посещая же пришкольный лагерь, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни – в кругу семьи. А если же это еще и профильный лагерь, то, отдыхая, ребенок может узнать много нового, интересного, повысить свой интеллектуальный уровень.
При нашей школе (ГОУ СОШ №1981 ЮЗАО г.Москвы) ежегодно работает летний физико-математический лагерь «Квант».Он организован для учащихся 5-8 классов. Активный отдых учащихся сочетается с занятиями по физике и математике. На занятиях по математике дети разбирают занимательные задачи, решают задачи на смекалку, задачи со спичками, судоку, кроссворды, знакомятся с математическими софизмами, математическими фокусами и головоломками. На полевой практике ребята измеряют при помощи геометрических методов высоту недоступных предметов и расстояние до них.
Занятия по физике позволяют ответить на огромное количество детских «Почему?» Дети узнают, почему на спит Ванька-встанька, и не падает подъемный кран. И даже сами изготавливают «устойчивые» игрушки.
Узнают, почему плавает подводная лодка, и сами делают «картезианского водолаза», изобретенного еще Рене Декартом, а затем посещают музей Подводного флота России (подводная лодка). После экскурсии в музей ретро-автомобилей разбираются, как ездит автомобиль, как работает его двигатель, и что такое карбюратор.
Историю электрической лампочки изучают не только в школе, но и в музеях «Огни Москвы», в политехническом музее, где не только можно познакомиться с развитием освещения в Москве и России, но и самим побывать старинными фонарщиками и современными диспетчерами электросети. Изучив законы гидродинамики, узнают, почему держится в воздухе тяжелый самолет. А затем совершают увлекательное путешествие в мир авиации посетив музей ВВС в подмосковном Монино и музей истории авиациии в Жуковском.
И, конечно же, изучают реактивное движение, благодаря которому отправляются в космос тяжелые ракеты. Узнают, что такое перегрузка и невесомость. А закрепляют полученные знания на экскурсиях в Звездный городок, музей космонавтики, РКК «Энергия» и в дом-музей К.Э.Циолковского в Калуге. На занятиях, посвященных изучению простых механизмов, ребята отправляются в путешествие по школе. В тренажерном зале изучают блоки и рычаги, а в мастерской гнут трубы гидравлическим трубогибом. С вопросами современной физики знакомятся в Институте общей физики РАН, где узнают о применении лазеров, о создании тепловых датчиков, об исследованиях в области экологии и медицины.
Занятия по математике и физике проводятся и в игровой форме. Интересно и занимательно проходят игры: «Математик-бизнесмен», «Что? Где? Когда?», физико-математический «Брейн-ринг», физико-математический «Морской бой». Одной из наиболее увлекательных игр является игра–аукцион «Мир математики, физики и экономики». Цель этой игры: привитие интереса к предметам физико-математического цикла, активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие эрудиции, воспитание коллективизма, привлечение внимания детей к изучению основ экономики, знакомство с процедурой проведения аукционов. Мероприятие проводится в актовом зале с использованием мультимедийного проектора. Аукционист (педагог-воспитатель лагеря) для проведения торгов использует настольный гонг или колокольчик.
В игру вовлекаются все учащиеся, посещающие лагерь. В аукционе принимают участие 3-4 команды. Все команды перед началом аукциона получают первоначальный капитал в виде игровых денежных знаков «Школевро» в размере 50 ед. В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы из области математики, физики и экономики. (Приложение 1)
Аукционист объявляет правила игры:
- Аудитории задается конкретный вопрос, первоначальная цена которого высвечивается на экране.
- Право на ответ может купить любая команда, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
- Участники команды, называющие свою цены, поднимают руки.
- За правильный ответ на вопрос, команда получает «денежное» вознаграждение в размере заявленной суммы. Если же ответ неверен, то у команды изымается сумма, равная первоначальной стоимости вопроса.
- Если команда «обанкротилась», то она выбывает из игры.
- По окончании игры определяется команда–победитель, набравшая наибольшее количество «школевро».
Торги проводятся в три тура:
1 тур – «Открытый лот». Участникам задается
конкретный вопрос, который отображается на
экране, с указанием его первоначальной цены.
2 тур – «Полузакрытый лот». Участникам известна
только область знаний и цена вопроса.
3 тур – «Закрытый лот». На экране отображаются
только номера заданий с указанием их цены.
После оглашения правил аукционист открывает торги первого тура. Он задает первый вопрос, объявляет стартовую цену вопроса.
Вопросы первого тура. Открытый лот
- Какая разница между числом и цифрой? (5 школевро) Ответ: Число – результат счета, цифра – математический знак.
- Как называются денежные единицы Франции, Германии, Японии? (5 школевро) Ответ: евро, йены.
- Может ли оказаться, что x > 10x? (3 школевро) Ответ: Может, если х < 0.
- Назовите прибор для измерения силы. (2 школевро) Ответ: Динамометр.
- Андрей живет на 5-м этаже, а Костя в том же доме вдвое выше, чем Андрей. На каком этаже живет Костя? (5 школевро) Ответ: На 9-ом.
- Что измеряют в Кельвинах? (5 школевро) Ответ: Температуру.
- Какая цифра была введена в математику последней? (2 школевро) Ответ: Ноль.
- Для чего используют анемометр? (5 школевро) Ответ: Для измерения скорости ветра.
- Числовая последовательность имеет вид: 3,1,4,1,5… Назовите два следующих члена этой последовательности. (2 школевро) Ответ: 1,6.
- Можно ли сохранить мороженое, охлаждая его вентилятором? (5 школевро) Ответ: Нет.
После небольшой музыкальной паузы аукционист объявляет о том, что во втором туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний. Команда узнает формулировку вопроса лишь после того, как купит выставленный лот, то есть уплатит максимально высокую цену из всех, предлагаемых в ходе торгов. Ведущий объявляет область знаний первого вопроса и его начальную стоимость.
Вопросы второго тура. Полузакрытый лот
1. Область деловых отношений. (5 школевро)
Как называется документ, в котором оговорены
права и обязанности сторон сделки? Ответ: Договор.
2. Область геометрических фигур. (4 школевро)
Расположить следующие понятия так, чтобы каждое
последующее включало в себя предыдущее:
параллелограмм, квадрат, четырехугольник,
ромб. Ответ: четырехугольник,
параллелограмм, ромб, квадрат.
3. Область международных экономических
отношений. (5 школевро)
Как называется ввоз товаров и услуг из-за границы
Ответ: Импорт.
4. Область действий с рациональными числами.(3
школевро)
На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4. Ответ:
0,5.
5. Область экономических санкций. (3 школевро)
Как называется денежное взыскание с виновных за
нарушение условий договора, сделки? Ответ: Штраф.
6. Область геометрических построений. (4 школевро)
Можно ли из проволоки, длина которой 20 см, согнуть
такой треугольник, чтобы одна сторона в нем была 8
см, другая – 10 см, а третья – 12 см. Ответ: Нет.
7. Область физических приборов. (5 школевро)
Где и кем был изобретен первый барометр? Ответ:
Италия, Торричелли.
8. Область вычислительной математики. (5 школевро)
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток
вдвое больше прошедшей. Ответ: 8 ч.
9. Область физических законов. (4 школевро)
Какой закон описывает движение искусственных
спутников Земли. Ответ: Закон всемирного
тяготения.
10. Область истории физики. (5)
Какова национальность Цельсия? Ответ: Швед.
После игровой паузы начинается заключительный третий тур. Ведущий-аукционист объявляет, что в этом туре игроки покупают закрытый лот, не зная, из какой он области знаний.
Вопросы третьего тура. Закрытый лот
1. 5 школевро. Три курицы за три дня несут
три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? Ответ:
12.
2. 2 школевро. Что больше: сумма всех цифр
или их произведение? Ответ: Сумма.
3. 2 школевро. Кирпич весит 1 кг и еще
полкирпича. Сколько весит кирпич? Ответ: 2
кг.
4. 5 школевро. Что такое рекламация? Ответ:
претензия по качеству товаров и услуг.
5. 5 школевро. Почему лед плавает в воде? Ответ:
Плотность льда меньше плотности воды.
6. 3 школевро. Какая линза стоит в очках,
если зрение человека «– 2»? Ответ: Рассеивающая.
7. 5 школевро. Кто из математиков был
чемпионом олимпийских игр? Ответ: Пифагор.
По кулачному бою.
8. 4 школевро. Доказать, что сумма углов
треугольника равно 180о, имея в руках только
треугольник, сделанный из бумаги.
9. 5 школевро. Что такое приватизация? Ответ:
Перевод государственной или муниципальной
собственности в частную).
10. 4 школевро. Что такое вес тела? Ответ: Это
сила, с которой тело вследствие притяжения к
Земле действует на опору или подвес.
Игра заканчивается подсчетом «денежных
средств» и определением победителей.
Ребята с большим увлечением и азартом
принимают участие в игре, проявляя при этом
смекалку, находчивость, знания. Во время игры
создается приподнятое, праздничное настроение,
атмосфера единства детей в команде. При
подведении итогов смены все ребята говорят о
том, что в лагере узнали очень много нового,
закрепили свои знания по физике и математике,
приобрели новых друзей, очень хорошо
отдохнули.