Деловая игра "Верстка газеты"

Разделы: Начальная школа


Цель: оперативно информировать учащихся, родителей учащихся о событиях школьной жизни и жизни класса; способствовать раскрытию талантов, воспитывать активную и жизненную позицию.

Предварительно проводилась работа по сбору информации, которая понадобится для оформления определенной рубрики газеты (учащиеся разбились на группы по интересам). Выбрали редакторов газеты, они оформляли заголовки и собирали рубрики на единый лист ватмана.

Ход урока

Учащиеся рассаживаются по группам (отделам).

– Ребята, сегодня нам предстоит совместная работа. Мы будем создавать газету. Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, какие бывают стили речи. Для того чтобы определиться, какой именно стиль речи понадобится нам для работы.

– Скажите, что такое стиль речи?

– Стиль речи – это его разновидность.

– Какие стили речи вы знаете?

Дети:

  • разговорный
  • художественный
  • научный
  • официально-деловой
  • публицистический

Слайд 2.

– Ребята, сейчас я вам раздам листы, на которых напечатаны различные виды текстов. Ваша задача охарактеризовать текст, а именно к какому стилю речи он относится, цель с которой он употребляется, сфера употребления, жанры, лексика (слова, которые присущи только этому стилю). Каждой группе выдается лист с напечатанным текстом (один стиль).

Научный

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Небесное тело, пролетающее сквозь атмосферу Земли и оставляющее в ней яркий светящийся след, независимо от того, пролетит ли оно в верхних слоях атмосферы и уйдет обратно в космическое пространство, сгорит ли в атмосфере или упадет на Землю, может называться либо метеором, либо болидом. Метеорами считаются тела не ярче 4-й звёздной величины, а болидами – ярче 4-й звёздной величины, либо тела, у которых различимы угловые размеры.

Художественный

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он распустил крылья и пошёл вниз.
Лебедь опустился на воду. Он загнул шею назад и закрыл глаза. И вода плескала в белую грудь лебедя.
(По Л. Толстому)

Публицистический

Встречи с людьми искусства
Корней Иванович

Высочайшая степень признания и популярности – это когда фамилия не требует ни пояснений, ни даже имени перед ней. Но Корней Иванович Чуковский шагнул даже за эту, не так уж часто досягаемую черту. Можно не произносить и фамилии, а просто сказать: Корней Иванович. И, пожалуй, никто не спросит, о каком Корнее Ивановиче говорят.
Корней Иванович – один, знакомый всем сызмальства по звонким стихам, по его замечательным сказкам, певучим, жизнерадостным, остроумным. Один – и очень любимый всеми без различия возрастов, потому что и возмужав, читатель не расстается с ним, а просто открывает другие его сочинения. И детский писатель. И глубокий исследователь детского творчества и психологии детской. Остроумнейший публицист. Вдохновенный защитник русского языка ото всех, кто небрежен со словом, кто лишает нашу речь ее гибкости, силы и красоты.

Официально-деловой

Директору средней школы №53
Ивановой Татьяне Петровне
от ученика 4б класса

объяснительная записка.

Я, ученик 4б класса Скрынников Влад, пропустил уроки в школе 9 февраля 2010 г. в связи с посещением врача-стоматолога.

10.02.2010 г.
Скрынников В.

 

Разговорный

– Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.
– Девяносто пять. А тебе?
– А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
– А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
– А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, – говорит Мишутка.
– У! А я море мог переплыть!
– Подумаешь – море! Я океан переплывал!
– А я раньше летать умел!
– А ну, полети!
– Сейчас не могу: разучился.
– А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
– Врешь!
– Нет, правда!

  • Разговорный стиль – бытовые отношения. Цель – общение с окружающими людьми. Жанры – диалог (чаще) или монолог. Лексика – разговорно-бытовая (употребляются фразеологизмы, частицы, междометья, просторечья).
  • Научный стиль. Цель – сообщение научных сведений, научное объяснение фактов. Сфера употребления – наука. Жанры – научные работы, статьи, учебники, лекции. Терминология или специальная лексика.
  • Художественный стиль – художественная литература (изображение и воздействие). Сфера употребления – используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие. Все жанры художественной литературы. Лексика – использование изобразительно-выразительных средств
  • Официально-деловой стиль – законодательство, делопроизводство (сообщение). Жанры – устав, приказ, расписка, объявление, протокол, инструкция. Это деловая речь с устоявшимися «штампами», так называемыми канцеляризмами.
  • Публицистический стиль – стиль средств массовой информации – периодической печати, радио, телевидения. Основными жанрами являются выступления на политические темы, статьи, обзоры и так далее. В нем соединяются две функции: информация и убеждение. Жанры публицистического стиля чаще всего встречаются в виде монолога.

Лексика – в публицистическом стиле можно отметить широкое использование восклицательных, вопросительных предложений, обращений, сравнений, фразеологических оборотов.

– Сегодня, мы продолжаем знакомство с публицистическим стилем, точнее газетно-публицистическим. По мнению многих языковедов, газетный стиль стал отдельным стилем. Для передачи информации в газетном тексте авторами используются деловые слова и специальные слова и выражения – газетизмы.

Газета призвана, своевременно и полно информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире; выражать и формировать общественное мнение; воспитывать людей. Язык газеты должен быть доступен и общепонятен.

Произведения газетно-публицистического стиля содержат не только информацию о чём-либо, но и оценку этой информации автором. Отношение автора к излагаемому материалу зачастую передаёт заголовок текста и употребление эмоционально окрашенной лексики.

В газетном стиле выделяют следующие жанры: корреспонденция, репортаж, интервью, очерк, статья.

  • Корреспонденция – сообщается о каких-то конкретных событиях.
  • Репортаж – сообщение о событиях, очевидцем которого является сам корреспондент.
  • Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
  • Статья – публицистическое сочинение небольшого размера.
  • Очерк – краткое описание каких-либо жизненных фактов.

– Послушаем сообщение о первых газетах в России.

Вступительное слово о первых газетах.

Слайд 3. (фото первой рукописной газеты)

Слайд 4. (Петр 1, «Ведомости»)

Слайд 5. (первой печатной газеты)

– Хочу познакомить вас с газетами для детей, которые выходили раньше.

Слайды 6-8. (фото детских газет)

– А теперь посмотрим, какие газеты выходят сегодня.

Слайды 9-11. (фото детских газет) Слайд 11 – минигазета

– В школах ученики также выпускают свои газеты.

Слайд 12. (фото школьных газет)

– В нашей школе есть своя газета.

Слайд 13.

Газеты бывают выполнены не типографским способом, а вручную на школьной парте самими ребятами.

Слайд 14.

Мы с вами тоже будем создавать газету. Наши учащиеся разделились по интересам, и у нас получилось пять отделов. Разрешите представить отделы:

  • «Новости»
  • «Культура и спорт»
  • «Это интересно»
  • «Переменка»
  • «Классная жизнь»

– Ребята проделали большую работу: собрали материал и подготовили картинки и фотографии, так что можно начинать работу. С чего начнем?

Дети:

– Нам нужно выполнить макет газеты.

– Правильно. Давайте создадим макет.

Слайды 15-19.

Название газеты: «Школьный калейдоскоп»

Герб класса (выпускающего органа)

Девиз газеты: «Всегда быть в курсе»

– В нашей газете будет пять рубрик, по количеству информационных отделов.

Мы создали макет, и можно приступать к работе. Сейчас вы выберете самую интересную информацию, на ваш взгляд, оформите её на листах, представите нам свою информацию и отдадите готовую рубрику в главный отдел – редактору газеты.

– Газета наша готова, я вас поздравляю с первой рукописной газетой 4б, надеюсь не последней. На какие темы мы можем поговорить в следующих выпусках наших газет?

Ответы детей.

– Ребята, а зачем вообще нам нужны газеты?

Ответы детей.

– Правильно, газета – это источник информации, также как телевидение, радио, Интернет.

Хотелось закончить наш урок высказыванием Натана Ротшильда:

– «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Слайд 20.

Презентация.