Тип урока: обобщениеповторение.
Цели:
- закрепить знания учащихся о творчестве поэтов А.С Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И.Тютчева.
- развить умения учащихся анализировать лирическое произведение И.А.Бунина на основе оценки начального восприятия прочитанного, совершенствовать навыки выразительного чтения лирики;
- развить интерес к вдумчивому чтению, совершенствующего душу человека и понимание настроения художественного произведения.
Оборудование: компактдиск «Времена года. Зима», портреты поэтов, иллюстрации пейзажей о зиме, карточки с заданиями, макет «РАДИО»
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный момент
Чтение отрывка из стихотворения Э. Асадова:
Люблю людей в прекрасном настроении,
Когда в глазах смеётся доброта,
А в сердце то незримое свечение,
То синевы простор и высота.
– Такими прекрасными словами я хочу всех вас пригласить в литературную гостиную. Неудивительно, что я начала урок с прочтения отрывка из стихотворения Эдуарда Асадова Люблю людей в прекрасном настроении. Нам сегодня на уроке понадобятся прекрасное настроение, доброе отношение друг к другу. Кто-то из вас догадался, почему?
(Присутствует много гостей. Они хотят поприсутствовать на литературном чтении)
2. Сообщение темы и цели
– Как бы вам хотелось проявить себя в
литературной гостиной?
– Как вы думаете, чем мы займемся на необычном
уроке?
– Сегодня на уроке нам предстоит обобщить наши
знания, полученные по теме «Зимы ждала, ждала
природа»
– Я верю, что вы можете:
- внимательно и активно работать;
- пользоваться знаниями, полученными на других уроках;
- быть дружными.
3. Представление материала урока (Приложение 1)
– Посмотрите внимательно на доску. Знакомы ли вам эти люди?
Все дорожки, все тропинки
Запорошила снежком,
И снежинки, как пушинки,
Закружились за окном.
– Мне пришлось запустить этих снежинок, так как они на своих лучиках для вас принесли задания. Нужно определить по строкам, к биографии и творчеству какого поэта относятся эти тексты? (Приложение 2)
Работа в группах:
1. Как называется этот сборник? («Зарянка»,
«Зарница»)
2. Сколько стихов было напечатано в журнале
Пушкина?
3. Как звали няню?
– Кто помнит названия стихов, через которые мы прикасались к творчеству этих великих поэтов? – Кому хотелось продекламировать одно из стихотворений С. А Есенина, Ф.И. Тютчева по радио?
(Выступление по «радио» одного человека из группы. Стихи С.Есенина, Ф.И.Тютчева)
– Конечно, нельзя не вспомнить наш разговор о творчестве А.С. Пушкина. – Какое стихотворение большее произвело впечатление? Предлагаю его прочитать по строфам, по выбору.
(Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» место, откуда будут читать учащиеся, выбирают сами: у окна, у доски, по « радио»)
– Какие чувства вы испытали, когда читали эти стихи? (Ответы учеников)
Физпауза
В окно стучит к нам ветерок
Весёлых игр он знаток!Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише
Деревцо все выше.Ветерочек утихает,
Нас на место приглашает.
– Очень хотелось ваше внимание обратить еще на одного поэта. Я думаю, что он вам знаком. (Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Или . Густой, зеленый ельник у дороги, Густые пушистые снега. В них шел олень…) – Хотелось ли вам еще познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина?
Раздать листочки со стихотворением «ПЕРВЫЙ СНЕГ» (Приложение 3)
4. Исследовательская работа по стихотворению
а) Первичное чтение
– Ваше первое впечатление?
– Готовы ли вы прочитать выразительно, то есть с
открытой душой? – А что вам не хватает?
б) Работа по памятке:
1. Работа с непонятными словами, (пурпуром, пред, вереницей – дети используют в работе толковый словарь и словарь синонимов и антонимов)
2. Определение слов через которые «ВИЖУ СЛЫШУ
ЧУВСТВУЮ»
Работа в группах: (Приложение 4)
- 1 группа: «ВИЖУ» поля, леса,ярким пурпуром, небеса, село, пруды,первый снег, широкая белая скатерть полей, вереница гусей. (выбор картины)
- 2 группа: «СЛЫШУ» буря бушевала,
- 3 группа: «ЧУВСТВУЮ,ОЩУЩАЮ» зимним холодом пахнуло,простились
3. Определение приемов МЕТАФОРЫ белой скатертью полей, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ буря бушевала (Роль метафор и сравнений)
– Что предает красоту стихотворению, а также яркость и образность?
4. Давайте попробуем определить, с каким настроением писал автор это стихотворение (подбор музыки.)
5. Выбор темпа, силы голоса
5. Подведение итогов
– Наш удивительный урок подходит к концу, и
хотелось узнать сбылись ли ваши ожидания?
– Что вам дал вам этот урок?
6. Домашнее задание
– Какое бы вы себе придумали домашнее задание?
– Я предлагаю подготовить любое стихотворение
на конкурс, но надо договориться между собой так,
чтобы стихи не повторялись.
7. Позитивная личная оценка
– Мне очень понравилось работать с вами. Спасибо за урок.
- Лена отлично работала на уроке.
- Антон настоящий актер.
- Егор очень выразительно читал отрывок.
- Наташа замечательно читала.
- Кристина была хорошим помощником в своей группе.