Учебный проект как способ организации самостоятельной и познавательной деятельности на уроках информатики

Разделы: Информатика


Одним из основных направлений концепции модернизации образования является выбор образовательных технологий, способствующих достижению высокого уровня мотивации образовательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и рациональному использованию учебного времени (технологии развивающего обучения, компьютерные технологии, технология учебного проектирования и т.д.).

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход

Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане “готовности работать”. Ученики должны освоить новые необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

Одной из педагогических технологий, активно используемых специалистами в последнее время, является метод проектов. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Поэтому главной целью применения метода проектов на уроках информатики является развитие творческих способностей учащихся, активизация индивидуальной деятельности, формирование исследовательских навыков, а также и развитие общеучебных умений и навыков (анализ, выделение главного, рационально выполнять задания, работа в группе, составление рецензии, находить нужную информацию, пользоваться дополнительной литературой.

К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. На мой взгляд, дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, логическому мышлению.

Какова эффективность применения метода проектов? Является ли метод проектов условием, обеспечивающим высокий образовательный уровень учащихся, предпосылкой для формирования исследовательских умений и навыков учащихся на уроках и во внеурочной деятельности для получения ими универсального образования, для реализации индивидуальных творческих запросов?

Проект это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям “проект” и “метод”.

Проект (от лат.projectus, буквально-брошенный вперёд) замысел, план, это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

Метод – (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.

– Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

– Принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.

– Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.

– Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;

– Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

– Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.

– Принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

Проектная деятельность, в основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Каковы же основные причины:

Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема загрязнения воздуха).

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, охрана леса в нашей местности, выпуск газеты с новостями с места событий и т.п.)

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    а) Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”, “круглого стола”);
    б) Выдвижение гипотезы их решения;
    в) Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
    г) Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, и пр.);
    д) Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    е) Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

В учебном процессе я включю элементы проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Проекты при этом небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы.

У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений, учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Вот, например:

Линия “Информационные технологии”

Метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Проект “Кроссворд – проверь свои знания”, для учащихся 7-8 классов

Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико – ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Длительность: два урока

Ход проекта: определение темы вопросов для кроссворда; отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами; создание макета кроссворда на бумаге; создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур, запись вопросов и ответов к кроссворду, представление результатов работы учителю.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Проект “Это интересно”, рекомендуется для 9-х классов.

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты “Это интересно” на одну из актуальных тем современной жизни.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Ход проекта: распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя; определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной; отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.

На уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;

Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение. Его можно поместить в школьный лист здоровья или использовать при профилактических беседах.

Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, уметь аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Использование метода проектов в старших классах

Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
  • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  • учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Проект “Кроссворд”,

Этот проект отличается от проекта, описанного в разделе по базовому курсу, тем, что он выполнен с помощью табличного процесса Excel. Здесь можно использовать учебный предмет как – информатика, так и любой другой предмет. Таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным.

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы с электронными таблицами, со шрифтами, использовать логические формулы, и многое другое

Длительность: два урока

При работе с этим проектом учащимся даются карточки – подсказки.

Проект “Я хочу Вам рассказать”, для учащихся 10-х классов

Мини проект такого типа рассматривался в разделе базового курса. Но здесь задача усложняется: создаваемый документ должен иметь гиперструктуру, материал должен быть тщательно изучен. Выполнение данной проектной работы позволяет учащимся приобрести такие умения, как: использование основных опций меню для создания и сохранения файлов; форматирование текста до и после его набора; выделение заголовков с использованием различных шрифтов; вставка в текст рисунков, файлов и др.; использование   специальных программ для подготовки иллюстраций.

Опыт показывает, что учащиеся, выполнившие такую проектную работу, могут самостоятельно выполнить практически любую работу в текстовом редакторе. Зная принципы работы редактора, они способны самостоятельно или, получив небольшую помощь от преподавателя-консультанта.

Проект “Социологический опрос”

При изучении информационных технологий интересным получается проект “Социалогический опрос”, где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности. Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Темы исследований могут быть различными, это и  отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

Проект “Справочник”

При изучении темы “База данных” интересными получаются проекты “Справочник”, где старшеклассники, выбрав тему, создают свою базу данных по выбранной теме.

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Планируемый результат: получение справочника по выбранной теме

Цели: отработка навыков сбора информации, практическое использование имеющихся знаний по теме “База данных”

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Темы могут быть различными, это: животные, виды сотовых телефонов, спорт и так далее.

При изучении темы “Visual Basic” интересными получаются проекты “Создание теста”, где старшеклассники, выбрав тему, создают свой тест по выбранной теме или по теме изучаемой в школьном курсе информатики, с подсчетом верных ответов.

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Планируемый результат: получение теста по выбранной теме

Цели: отработка навыков умения сформулировать вопросы, выбрать правильный ответ, практическое использование имеющихся знаний по теме “Visual Basic”. Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Тема урока: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Цель урока: Поиск информации в различных источниках; Обобщение и систематизация знаний по теме вирусы и антивирусные программы, отработка навыков работы в среде программирования Visual Basic.

Предполагаемый результат: Систематизирован материал темы "Компьютерные вирусы" посредством публичных выступлений учащихся.

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать выводы:

  • проектная деятельность решает проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Все трудятся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  • дает возможность организовать практику в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Проектная деятельность неразрывно связана с понятием – “творчество”. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Оно является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по социальной значимости и оригинальности. Творчество невозможно без самостоятельных деятельности и мышлений.

Овладевая культурой проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, ученики учатся ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Практика показывает, что учащиеся относятся к выполнению проектов творчески, ответственно, заинтересовано. Такая форма стимулирует мотивационную сферу учащегося, способствует наиболее полному раскрытию личности и потенциала школьника.