Цели:
- обобщить и систематизировать знания о прямоугольном треугольнике.
- развивать умения применять полученные знания при решении задач.
- воспитывать самостоятельность, ответственность.
Оборудование
- компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация;
- раздаточный материал.
- таблицы с готовыми чертежами
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
1. Сформулируйте определение прямоугольного
треугольника.
Ответ: Треугольник, у которого один из углов
прямой называется прямоугольным.
2. Слова "гипотенуза" и "катет" - греческие. Что они означают?
Ответ: "Гипотенуза"- в переводе означает "натянутая".
"Катет"- в переводе "отвес".
3. Сформулируйте 1 свойство прямоугольного треугольника.
Ответ: Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900.
4. Сформулируйте 2 свойство прямоугольного треугольника.
Ответ: Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300,равен половине гипотенузы.
5. Сформулируйте 3 свойство прямоугольного треугольника.
Ответ: Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 300.
3. Решение задач
а) Решение задач по готовым чертежам.
1) Назовите гипотенузу и катеты.
2) Найдите острый угол.
3) Найти MN.
4) Найти BC.
5)Найти угол А и угол С.
б)комментирование с места
Задача :В прямоугольном треугольнике ABC c прямым углом C внешний угол при вершине A равен 1200, AC+AB=18см. Найдите основание треугольника.
Дано: ABC-треугольник, угол C-прямой;
ВАD- внешний угол, BAD=1200.
AC+AB=18см.
Найти: AC ; AB.
Решение:
Углы CAB и BAD-смежные. Угол CAB=1800-1200=600.Угол CBA=900-600=300.(по свойству углов);
AC=1/2AB(по свойству катета). По условию AC+AB=18см;1/2AB+AB=18см.;3/2AB=18см;AB=12см;значит AC=18-12=6 см
Ответ: 6 см.
4. Творческое задание.(домашнее задание)
а) Сказка о треугольнике.
б) Классификация треугольников:
"Карта страны Треугольная"
Треугольники по видам углов делятся на остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.
По сторонам : разносторонние, равносторонние, равнобедренные.
Разносторонними могут быть любые треугольники.
Равносторонними могут быть только остроугольные(углы по 600). Равнобедренными могут быть прямоугольные, остроугольные и тупоугольные. Углы равнобедренного прямоугольного треугольника 900,450,450.
5. Самостоятельная работа
- Задача 1. В треугольнике АВС угол С равен 900, СС1-высота, СС1=5см,ВС=10см. Найдите угол САВ.
- Задача 2. Угол, противолежащий основанию равнобедренного треугольника, равен 1200. Высота, проведенная к боковой стороне, равна 9 см. Найдите основание треугольника
Самопроверка
Решение задачи 1
Дано: ABC-треугольник, уголC-прямой
CC1-высота, CC1=5см, BC=10см.
Найти: угол CAB.
Решение:
Рассмотрим треугольник СС1B-прямоугольный.
По условию СС1=5см, CB=10см, т.е СС1=1/2CB,
значит угол B=300, тогда угол CAB=900-300=600.
Ответ: 600.
Решение задачи 2
Дано: ABC-равнобедренный треугольник,
АС-основание, угол B=1200.
AH-высота, AH=9см.
Найти: АС.
Решение:
Треугольник ABC-равнобедренный, значит <А=< C=(1800-1200):2=300.
Рассмотрим треугольник AHC- прямоугольный, <С=300, значит AH=1/2AC, т.е AC=2AH=2*9=18(см).
Ответ: 18 см.
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание.
- пп.34,35
- ответить на вопросы 5-13
- решить задачи 256, 258.