Развивающее занятие по предшкольной подготовке на тему "Осень в природе" в дошкольном центре "Умка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие: развивающее занятие по предшкольной подготовке.

Продолжительность: 2 занятия, по 30 минут.

Возраст детей: подготовительная группа, 6-7 лет.

Технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • технология сотрудничества.

Цели:

  • закрепление накопленных детьми представлений об осени;
  • развитие внимания, мышления, памяти, наблюдательности;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие речи, обогащение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: Раздаточный материал (задания на печатной основе – Приложение), Магнитофон. Мяч. Фотографии времён года. Картина «Осень в нашем крае». Счётные палочки. Мягкая игрушка Ёж. Иллюстрации времён года (зима, весна, лето, осень). Муляжи фруктов и овощей. Цветные карандаши. Пластилин, «тарелочки» для каждого ребёнка.  

Ход занятия

Цель Содержание Примечания
1. «Доскажи словечко»
Закрепление накопленных детьми представлений
о временах года.
– Какие времена года вы знаете?
Отгадайте загадки и найдите фотографию. (Дети выходят к доске)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
 Я реки согреваю,
«Купайтесь», – приглашаю.
И любите за это вы все меня.
Я… (лето) –
фото «Лето»
б) Дел у меня немал я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня… (зима)
– фото «Зима»
в) Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я– … (осень) –
фото «Осень»
г) Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня… (весна) –
фото «Весна»
Фотографии:
– зимы,
– весны,
– лета,
– осени.
2. «Что напутал художник?»
Развитие наблюдательности и речи. – Кто из вас самый внимательный?
– Посмотрите на картинки и скажите, что напутал художник?
Приложение,
задание 1
3. «Расставь по порядку»
Развитие внимания. – Поставьте картинки по порядку, начиная с зимы.
– Итак, год начинает зима с вьюгами да метелями, морозами да ветрами. На смену зиме приходит весна. Лёд на реках трещит, солнышко пригревает, ручьи текут. За весной катится лето красное. На улице становится жарко, дети купаются в реке, кругом яркие цветы. А потом незаметно подкрадывается осень. Листья на деревьях желтеют, краснеют и начинают опадать…
– Как называется это явление природы? (листопад)
Иллюстрации времён года (зима, весна, лето, осень)
4. Составление рассказа об осени
Развитие речи.
Обогащение словарного запаса.
– Какая погода бывает осенью?
– Составьте рассказ об осени по картине.
Картина «Осень в нашем крае»
5. Физкультминутка
Снятие умственного напряжения,
активизация сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
(Дети встают в круг)
Если на деревьях листья пожелтели, (растопырить пальцы и повертеть руками)
Если в край далекий птицы улетели,
(плавными движениями изобразить птиц)
Если небо хмурое, если дождик льется,
(нахмуриться, бежать на месте – на носочках)
Это время года… осенью зовётся.
(повернуться вокруг себя)
 
6. Знакомство с гласным звуком и буквой «о»
Развитие речи.
– Позовите к себе «осень».
– Назовите первый звук.
– Вы его можете протянуть, пропеть?
– Значит это звук гласный.
– Звук [о] на письме обозначается буквой «о».
О, о
7. «Самый внимательный»
Развитие внимания. – Кто из вас сможет прочитать рассказ? (текст напечатан на доске)
За летом всегда наступает осень. Становится холоднее. Идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы улетают на юг.
О чём этот рассказ?
– Найдите в тексте букву «О» и зачеркните её карандашом.
Приложение,
задание 2
8. Игра «Да или нет?»
Развитие внимания, мышления. (Дети встают в круг)
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Отвечайте: «Да» иль «Нет».
Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучка солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют?
– А букашки прилетают?
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко?
– Можно детям загорать?
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать?
Мяч
9. «Раскрась картинку»
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики.
Осень – красивое время года.
Она берёт волшебные кисти и раскрашивает деревья в золотые и багряные краски. Раскрасьте, пожалуйста, иллюстрацию цветными карандашами.
Приложение,
задание 3
  Перерыв 10 минут. Проводятся подвижные игры  
10. «Сравни»
Развитие речи.
Обогащение словарного запаса.
– С наступлением осени много хлопот появляется у зверей. Ведь им нужно сделать запасы на зиму.
– Кто из зверей делает запасы?
– А кто утепляет свои домики?
– Кто меняет шубку?
– Ёж принёс Вам задание:
Посмотрите на картинки и скажите, у какого ёжика больше запасов? Обведите этого ежа.
Мягкая игрушка Ёж.
Приложение,
задание 4
11. «Помоги белке найти путь»
Развитие сообразительности. – Отгадайте мою загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
– Какие запасы делает белка?
– Зелёным карандашом покажите белке путь к грибам.
Приложение,
задание 5
12. Игра «Съедобное и несъедобное»
Развитие внимания.
Расширение словарного запаса.
Осень – это время сбора урожая.
– Какие дары приносит нам осень? (грибы и ягоды, фрукты и овощи)
– Посмотрите на муляжи фруктов и овощей.
– Где растут фрукты, а овощи?
– Какие грибы вы знаете?
– Давайте поиграем в игру «Съедобное и несъедобное».
(Учитель называет гриб и бросает мяч. Если гриб съедобный – мяч необходимо поймать, если несъедобный – мяч ловить нельзя.)
Мяч
Муляжи фруктов и овощей
13. «Сосчитай-ка»
Развитие элементарных математических представлений. – С помощью счётных палочек сосчитайте, сколько яблок уже поспело в саду?
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
Пять румяных, налитых,
Два с кислинкой. Сколько их?(7)
Счётные палочки
14. «Логическая задача»
Развитие мышления. – А теперь будьте внимательны.
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?
(Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
 
15. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Снятие умственного напряжения,
активизация сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Ветер дует нам в лицо (показываем руками).
Закачалось деревцо (наклоны вправо, влево).
Ветер, тише, тише, тише… (приседают).
Деревцо всё выше, выше… (прыжки).
 
16. «Что лишнее?»
Развитие мышления. – Посмотрите на иллюстрацию и подумайте: «Что лишнее?»
– Зачеркните лишнее.
Приложение,
задание 6
17. Лепка «Дары Осени»
Развитие мелкой моторики.
Развитие творческих способностей.
– Вспомните, какие дары приносит нам Осень?
– Сделайте из пластилина фрукты или овощи и красиво положите их на «тарелочку».
(Дети работают 7-10 минут, потом рассказывают о своих поделках).
Пластилин, «тарелочки» для каждого ребёнка