Тип урока: комбинированный (с элементами исследовательской деятельности)
Цель урока: Продолжить работу по отработке навыков действия с информацией.
Задачи:
- Закрепить понятия ввода и вывода информации, назначение устройств ввода и вывода.
- Продолжить работу по формированию навыков обработки, создания, хранения и передачи видеоинформации.
- Воспитание чувства коллективизма.
Оборудование:
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор, экран;
- скан-документ;
- ноутбуки - 10 штук;
- колонки;
- мультимедийная презентация презентация к уроку.ppt);
- видео ролики чашка чая.wmv, смешарики.wmv, домашнее задание.wmv;
- дидактические материалы (в печатном виде на партах каждого учащегося):
- текст (приложение 1);
- тест (приложение 2);
- практическая работа "Создание видеоролика. Чашка чая" (приложение 3);
- материалы для практической работы:
- графические файлы: начальный титр.bmp, фото с чайником.bmp, конечный титр.bmp;
- видео файл: основной кадр. wmv;
- звуковой файл: музыка.wave;
- наглядность:
- виды информации (приложение 4);
- устройства обработки числовой информации: узелки, абак, русские счёты, арифмометр, калькулятор, логарифмическая линейка (приложение 5);
- мультконструктор мультконструктор.swf;
- домашнее задание inout.bmp (к уроку 29 ноября 2010 г.; для открытия д/з: ПЩ/открыть с помощью/ Paint - удалить лишнее).
Размещены не все дополнительные файлы из-за превышения допустимых объемов файлов.
Содержание урока:
- Организационный момент - 1 минута.
- Повторение - 7 минут.
- Проверка домашнего задания - 3 минуты.
- Практическая работа - 15 минут.
- Физминутка - 2 минуты.
- Обработка числовой информации - 5 минут.
- Итог урока: выполнение теста - 5 минут.
- Домашнее задание на следующий урок - 2 минуты.
Ход урока
Слова учителя Действия (пишутся курсивом) | Слайды презентации
слайды меняются ЛЩ мыши, в отдельных случаях имеются пояснения |
Организационный момент. Здравствуйте! Проверьте на рабочем столе тетрадь, ручку, карандаш. Садитесь. Учащиеся садятся за парты. У каждого учащегося на партах ноутбук и в печатном варианте текст, практическая работа и текст. |
Слайд 1 |
Повторение (устройства ввода-вывода,
правила поведения в компьютерном классе). Сегодня мы начнём урок с исправления ошибок в тексте. Вам необходимо разделить все ошибки на два вида: 1. Правила поведения в компьютерном классе. 2. Устройства ввода и вывода информации. Учащиеся исправляют ошибки в тексте (3 минуты). |
|
Проверяем. Первое, исправим ошибки, которые относятся к правилам поведения в компьютерном классе. | |
1. Правила поведения в
компьютерном классе
|
Слайд 2 |
Ученик называет правило поведения, учитель производит ЛЩ мыши по рисунку с правилом на экране | |
2. Устройства ввода и вывода
информации
|
|
Вова готовил выступление по теме "Жители глубин". Он уже выходил из школы, когда вспомнил, что дома нет микрофона, чтобы распечатать фотографии (3) подводных жителей. Раздеваться он не стал (1), влетел в компьютерный класс, включил компьютер учителя (2, 4, 5). Затем ввёл с помощью колонок текст (1) выступления, добавил с помощью принтера фотографии (2) и распечатал всё это на мыши (3). Немного подумав, он решил, что одноклассникам неинтересно будет смотреть на бумажные картинки, поэтому он начал из фотографий создавать видеоролик, тем более что звуки океана к этому видеоролику он уже записал заранее с помощью сканера (4). Пока фильм сохранялся на компьютере, Вовка достал бутерброд с колбасой и начал есть (3). Крошки, которые упали на клавиатуру, он стряхнул. Ну, вот фильм готов! "У нас же сейчас футбол!" - вспомнил Вовка, выдернул шнур компьютера из розетки (6). Экран погас. | |
Назовите виды информации, о которых
упоминается в тексте:
|
|
Вспомним, какие устройства необходимы
для работы с перечисленными видами информации. Проверка домашнего задания Пришло время проверки домашнего задания (домашнее задание). Вам не нужно открывать файл с выполненным домашним заданием. Внимание на экран! Удалите лишнее 1. Устройства ввода (комментирует Любовь Нечаева). 2. Устройства вывода (Бугаёв Александр). |
Слайд 3 Слайд 4 По лишнему устройству необходимо произвести ЛЩ мыши. Если щелчок выполнен неверно, то на экране появляется грустное лицо |
Молодцы! Знаете, ребята, я очень боялась,
что вы можете сделать ошибку с таким устройством
как видеокамера: с помощью неё вы вводим отснятый
фрагмент видеоинформации в компьютер. Но так как
с помощью видеокамеры (а у неё есть маленький
экран) мы можем просмотреть видеоролик, то здесь
мы и можно было допустить ошибку, причислив
видеокамеру к устройствам вывода. Итак, на экране у нас устройства для ввода и вывода информации. У каждого из них своя цель - создание, обработка, хранение и передачи информации. Тема урока: Действия с информацией. Наша задача - обработать графическую и звуковую информации, создать и сохранить видеоинформацию, передать (показать) её присутствующим в классе. |
|
Практическая работа Пришло время нового. Создание видеоролика "Чашка чая". Создавать видео информацию мы будем по алгоритму (он есть у вас в печатном варианте на парте, а также на рабочем столе ноутбука в папке практическое задание, имя файла - мультконструктор.swf). Внимание, выполняем первое: |
Слайд 5 ЛЩ по объекту
WordArt "Создание видеоролика" (файл открывается с помощью браузера Internet) |
Просмотр созданного видеоролика. Любимый напиток россиян, относящийся к роду тропических вечно зелёных многолетних растений, часто присоединяемый к роду камелия. Это чай. Чёрный чай согревает в холодную погоду, зелёный чай утоляет жажду, когда жара и столбики термометров зашкаливают. На чёрном побережье, под лучами палящего солнца мы не расстаёмся с бутылочкой холодного чая с лимоном. Учащимся, выполнившим практическую работу положить на парту карточку с рисунком. Но не только чай может взбодрить человека, это может сделать и зарядка. |
Слайд 6 |
Физминутка Встали, подравнялись, начали:
А сейчас садимся и, не поворачивая головы, взглядом следим за шариком на экране. Ваши глаза отдыхают, а голова думает: какие виды информации вы встретили во время зарядки:
И : (когда считали?) числовая информация. Учитель обращается к магнитной доске с перечисленными видами информации. |
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11
К слайдам 9, 10, 11, 12 автоматический переход |
Обработка числовой информации Следующий этап урока мы посвящаем обработке числовой информации. |
Слайд 12 |
На предыдущем уроке мы познакомились с
устройствами обработки числовой информации - узелки
(ЛЩ), абак (ЛЩ) (существовала целая
наука о счёте на этой машине; особенно большой
вклад внёс французский учёный Герберт, ставший
впоследствии папой римским Сильвестром II),
экспериментально проверили производительность
количества операций в минуту на русских счётах (ЛЩ).
На магнитной доске учителем вывешиваются рисунки: узелки, абак, русские счёты (приложение 5). |
Слайд 13 |
На предыдущем уроке мы провели
исследование при сложении чисел. Сегодня мы продолжим исследовательскую работу, и следующее действие - умножение. Необходимо умножить числа 4562 и 123 (не забудьте посмотреть на экран - определить время в секундах, затраченное на вычисления). Внимание, старт! |
Слайд 14 |
Сколько секунд вы потратили? (: запись
среднего на доске) Но : с развитием торговли, банковского дела вычисления становились всё более трудоёмкими, и мысль поручить счёт машине оставалась привлекательной. Конец XVII века, 1694 год,- Гольдфрид Вильгельм Лейбниц изобретает арифмометр (ЛЩ), который выполняет четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. На магнитной доске учитель прикрепляет рисунок с арифмометром и листок с надписью Гольдфрид Вильгельм Лейбниц Приложение 5). В конструкцию машины были включены движущаяся часть (подвижная каретка) и ручка, с помощью которой крутились специальные зубчатые колёса внутри барабана. Отключить презентацию (клавиша Esc), включить скан-документ, чтобы на экране отображалась работа с арифмометром. |
Слайд 15 |
Чтобы умножить два числа 694 и 43. На
верхней панели я набираю первый множитель 694. Три
раза кручу ручку. Каретка-табло разделена на две
части. Левая часть будет показывать второй
множитель, причём цифра второго множителя, в
данный момент на которую идёт умножение,
отмечается точкой - у нас это цифра 3. Сдвигаю
каретку на разряд вправо и кручу ручку 4 раза.
Ответ: 38528. А теперь на время: на экране вы видите часы, арифмометр. Внимание, старт: |
|
Я умножаю 4562 и 123 (учитель умножает
данные числа с помощью арифмометра). Ответ: 561
тысяча 126. (количество операций: 25, время 10 секунд,
получается 2-3 операции в секунду). С одной стороны арифмометр работает медленнее счёт, но, с другой стороны, он выполняет операции умножения, деления. А вот какое устройство обработки числовой информации появляется позже - это уже другая история, следующий урок. Учитель на магнитной доске прикрепляет калькулятор. А у нас с вами подошло время: |
Включение презентации
Слайд 15 |
Итог урока. Тестирование ... подвести итоги. На партах лежат карточки с тестами, я прошу подписать листок и отметить правильные ответы. Ученики выполняют тест в течение 1 минуты. |
Слайд 16 |
А сейчас поменяйтесь листочками,
проведём взаимопроверку. Внимание на экран -
правильные ответы. Проверка правильных ответов
с использованием презентации. Учащиеся по
цепочке комментируют ответы Поднимите руку у кого нет ошибок в тесте: У кого одна ошибка: Две ошибки: Сегодня на уроке были получены следующие оценки: Выставление учителем оценок, учитывая правильность выполнения теста и практической работы. |
Слайды 17-22 Для вывода на экран правильного ответа - ЛЩ мыши. Для перехода к следующему слайду с вопросом - ЛЩ мыши |
Сегодня на уроке мы с вами работали с
текстовой, числовой, графической, звуковой и
видео информацией. Ваше домашнее задание - обработать видео информацию: необходимо к видео файлу домашнее задание.wmv добавить звук. Что у вас получится, мы узнаем на следующем уроке. У меня вот что получилось: Спасибо за урок. Учащиеся покидают класс |
Слайд 23 Слайд 24
Слайд 25 убавить звук Добавить звук |