Действия с информацией. 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Тип урока: комбинированный (с элементами исследовательской деятельности)

Цель урока: Продолжить работу по отработке навыков действия с информацией.

Задачи:

  • Закрепить понятия ввода и вывода информации, назначение устройств ввода и вывода.
  • Продолжить работу по формированию навыков обработки, создания, хранения и передачи видеоинформации.
  • Воспитание чувства коллективизма.

Оборудование:

  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • скан-документ;
  • ноутбуки - 10 штук;
  • колонки;
  • мультимедийная презентация презентация к уроку.ppt);
  • видео ролики чашка чая.wmv, смешарики.wmv, домашнее задание.wmv;
  • дидактические материалы (в печатном виде на партах каждого учащегося):
  • текст (приложение 1);
  • тест (приложение 2);
  • практическая работа "Создание видеоролика. Чашка чая" (приложение 3);
  • материалы для практической работы:
  • графические файлы: начальный титр.bmp, фото с чайником.bmp, конечный титр.bmp;
  • видео файл: основной кадр. wmv;
  • звуковой файл: музыка.wave;
  • наглядность:
  • виды информации (приложение 4);
  • устройства обработки числовой информации: узелки, абак, русские счёты, арифмометр, калькулятор, логарифмическая линейка (приложение 5);
  • мультконструктор мультконструктор.swf;
  • домашнее задание inout.bmp (к уроку 29 ноября 2010 г.; для открытия д/з: ПЩ/открыть с помощью/ Paint - удалить лишнее).

Размещены не все дополнительные файлы из-за превышения допустимых объемов файлов.

Содержание урока:

  1. Организационный момент - 1 минута.
  2. Повторение - 7 минут.
  3. Проверка домашнего задания - 3 минуты.
  4. Практическая работа - 15 минут.
  5. Физминутка - 2 минуты.
  6. Обработка числовой информации - 5 минут.
  7. Итог урока: выполнение теста - 5 минут.
  8. Домашнее задание на следующий урок - 2 минуты.

Ход урока

Слова учителя Действия (пишутся курсивом) Слайды презентации

презентация к уроку.ppt

слайды меняются ЛЩ мыши, в отдельных случаях имеются пояснения

Организационный момент.

Здравствуйте! Проверьте на рабочем столе тетрадь, ручку, карандаш.

Садитесь.

Учащиеся садятся за парты. У каждого учащегося на партах ноутбук и в печатном варианте текст, практическая работа и текст.

Слайд 1
Повторение (устройства ввода-вывода, правила поведения в компьютерном классе).

Сегодня мы начнём урок с исправления ошибок в тексте. Вам необходимо разделить все ошибки на два вида: 1. Правила поведения в компьютерном классе. 2. Устройства ввода и вывода информации.

Учащиеся исправляют ошибки в тексте (3 минуты).

 
Проверяем. Первое, исправим ошибки, которые относятся к правилам поведения в компьютерном классе.  
1. Правила поведения в компьютерном классе
  • Нельзя входить в компьютерный класс в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви.
  • Нельзя входить в компьютерный класс без разрешения учителя.
  • Нельзя приносить в класс еду и напитки.
  • Работать разрешается только на том компьютере, который указан учителем.
  • Нельзя без разрешения преподавателя включать и выключать компьютер и другие устройства.
  • Нельзя трогать шнуры, розетки, провода.

Слайд 2
Ученик называет правило поведения, учитель производит ЛЩ мыши по рисунку с правилом на экране
2. Устройства ввода и вывода информации
  • Текст вводится с помощью клавиатуры.
  • Фотографии вводятся с цифрового фотоаппарата, сканера, из памяти компьютера.
  • Текст печатается с помощью принтера.
  • Звуки на компьютер записываются с помощью микрофона.
 
Вова готовил выступление по теме "Жители глубин". Он уже выходил из школы, когда вспомнил, что дома нет микрофона, чтобы распечатать фотографии (3) подводных жителей. Раздеваться он не стал (1), влетел в компьютерный класс, включил компьютер учителя (2, 4, 5). Затем ввёл с помощью колонок текст (1) выступления, добавил с помощью принтера фотографии (2) и распечатал всё это на мыши (3). Немного подумав, он решил, что одноклассникам неинтересно будет смотреть на бумажные картинки, поэтому он начал из фотографий создавать видеоролик, тем более что звуки океана к этому видеоролику он уже записал заранее с помощью сканера (4). Пока фильм сохранялся на компьютере, Вовка достал бутерброд с колбасой и начал есть (3). Крошки, которые упали на клавиатуру, он стряхнул. Ну, вот фильм готов! "У нас же сейчас футбол!" - вспомнил Вовка, выдернул шнур компьютера из розетки (6). Экран погас.

 
Назовите виды информации, о которых упоминается в тексте:
  • Текстовая
  • Графическая
  • Видео
  • Звуковая
 
Вспомним, какие устройства необходимы для работы с перечисленными видами информации.

Проверка домашнего задания

Пришло время проверки домашнего задания (домашнее задание). Вам не нужно открывать файл с выполненным домашним заданием. Внимание на экран!

Удалите лишнее

1. Устройства ввода (комментирует Любовь Нечаева).

2. Устройства вывода (Бугаёв Александр).

Слайд 3

Слайд 4

По лишнему устройству необходимо произвести ЛЩ мыши.

Если щелчок выполнен неверно, то на экране появляется грустное лицо

Молодцы! Знаете, ребята, я очень боялась, что вы можете сделать ошибку с таким устройством как видеокамера: с помощью неё вы вводим отснятый фрагмент видеоинформации в компьютер. Но так как с помощью видеокамеры (а у неё есть маленький экран) мы можем просмотреть видеоролик, то здесь мы и можно было допустить ошибку, причислив видеокамеру к устройствам вывода.

Итак, на экране у нас устройства для ввода и вывода информации. У каждого из них своя цель - создание, обработка, хранение и передачи информации.

Тема урока: Действия с информацией. Наша задача - обработать графическую и звуковую информации, создать и сохранить видеоинформацию, передать (показать) её присутствующим в классе.

 

Практическая работа

Пришло время нового. Создание видеоролика "Чашка чая".

Создавать видео информацию мы будем по алгоритму (он есть у вас в печатном варианте на парте, а также на рабочем столе ноутбука в папке практическое задание, имя файла - мультконструктор.swf).

Внимание, выполняем первое:

Слайд 5

ЛЩ по объекту

 

 

 

 

WordArt "Создание видеоролика" (файл открывается с помощью браузера Internet)

Просмотр созданного видеоролика.

Любимый напиток россиян, относящийся к роду тропических вечно зелёных многолетних растений, часто присоединяемый к роду камелия. Это чай. Чёрный чай согревает в холодную погоду, зелёный чай утоляет жажду, когда жара и столбики термометров зашкаливают. На чёрном побережье, под лучами палящего солнца мы не расстаёмся с бутылочкой холодного чая с лимоном.

Учащимся, выполнившим практическую работу положить на парту карточку с рисунком.

Но не только чай может взбодрить человека, это может сделать и зарядка.

Слайд 6
Физминутка

Встали, подравнялись, начали:

Сколько видите кружков, столько сделайте хлопков
Мы присядем столько раз, сколько кружечек у нас
Поклонитесь столько раз, сколько чайников у нас

А сейчас садимся и, не поворачивая головы, взглядом следим за шариком на экране. Ваши глаза отдыхают, а голова думает: какие виды информации вы встретили во время зарядки:

  • Текстовая
  • Звуковая
  • Графическая
  • Видеоинформации

И : (когда считали?) числовая информация.

Учитель обращается к магнитной доске с перечисленными видами информации.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

 

 

 

К слайдам

9, 10, 11, 12 автоматический переход

Обработка числовой информации

Следующий этап урока мы посвящаем обработке числовой информации.

Слайд 12
На предыдущем уроке мы познакомились с устройствами обработки числовой информации - узелки (ЛЩ), абак (ЛЩ) (существовала целая наука о счёте на этой машине; особенно большой вклад внёс французский учёный Герберт, ставший впоследствии папой римским Сильвестром II), экспериментально проверили производительность количества операций в минуту на русских счётах (ЛЩ).

На магнитной доске учителем вывешиваются рисунки: узелки, абак, русские счёты (приложение 5).

Слайд 13
На предыдущем уроке мы провели исследование при сложении чисел.

Сегодня мы продолжим исследовательскую работу, и следующее действие - умножение. Необходимо умножить числа 4562 и 123 (не забудьте посмотреть на экран - определить время в секундах, затраченное на вычисления). Внимание, старт!

Слайд 14
Сколько секунд вы потратили? (: запись среднего на доске)

Но : с развитием торговли, банковского дела вычисления становились всё более трудоёмкими, и мысль поручить счёт машине оставалась привлекательной. Конец XVII века, 1694 год,- Гольдфрид Вильгельм Лейбниц изобретает арифмометр (ЛЩ), который выполняет четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. На магнитной доске учитель прикрепляет рисунок с арифмометром и листок с надписью Гольдфрид Вильгельм Лейбниц Приложение 5).

В конструкцию машины были включены движущаяся часть (подвижная каретка) и ручка, с помощью которой крутились специальные зубчатые колёса внутри барабана.

Отключить презентацию (клавиша Esc), включить скан-документ, чтобы на экране отображалась работа с арифмометром.

Слайд 15
Чтобы умножить два числа 694 и 43. На верхней панели я набираю первый множитель 694. Три раза кручу ручку. Каретка-табло разделена на две части. Левая часть будет показывать второй множитель, причём цифра второго множителя, в данный момент на которую идёт умножение, отмечается точкой - у нас это цифра 3. Сдвигаю каретку на разряд вправо и кручу ручку 4 раза. Ответ: 38528.

А теперь на время: на экране вы видите часы, арифмометр. Внимание, старт:

 
Я умножаю 4562 и 123 (учитель умножает данные числа с помощью арифмометра). Ответ: 561 тысяча 126. (количество операций: 25, время 10 секунд, получается 2-3 операции в секунду).

С одной стороны арифмометр работает медленнее счёт, но, с другой стороны, он выполняет операции умножения, деления. А вот какое устройство обработки числовой информации появляется позже - это уже другая история, следующий урок.

Учитель на магнитной доске прикрепляет калькулятор.

А у нас с вами подошло время:

Включение презентации

презентация к уроку.ppt

Слайд 15

Итог урока. Тестирование

... подвести итоги. На партах лежат карточки с тестами, я прошу подписать листок и отметить правильные ответы.

Ученики выполняют тест в течение 1 минуты.

Слайд 16
А сейчас поменяйтесь листочками, проведём взаимопроверку. Внимание на экран - правильные ответы. Проверка правильных ответов с использованием презентации. Учащиеся по цепочке комментируют ответы

Поднимите руку у кого нет ошибок в тесте:

У кого одна ошибка: Две ошибки:

Сегодня на уроке были получены следующие оценки: Выставление учителем оценок, учитывая правильность выполнения теста и практической работы.

Слайды 17-22

Для вывода на экран правильного ответа - ЛЩ мыши. Для перехода к следующему слайду с вопросом - ЛЩ мыши

Сегодня на уроке мы с вами работали с текстовой, числовой, графической, звуковой и видео информацией.

Ваше домашнее задание - обработать видео информацию: необходимо к видео файлу домашнее задание.wmv добавить звук. Что у вас получится, мы узнаем на следующем уроке.

У меня вот что получилось:

Спасибо за урок.

Учащиеся покидают класс

Слайд 23

Слайд 24

 

Слайд 25 убавить звук

Добавить звук