Введение
Историю, надежду, путь вперед
Хранит, передает нам герб Коряжмы.
Нас всех к служенью Истине зовет.
Сегодня "ведущие позиции" занимает проблема формирования этнического самосознания, поэтому основное внимание сосредотачивается на воспитании трудолюбивой и любознательной личности, знающей историю и традиции своего края и уважающей живущих рядом людей.
У каждого человека есть малая родина - место, где он родился и вырос. Для нас - это Коряжма.
На уроках окружающего мира я познакомила свих учеников с историей нашего города. Они узнали, что 15 августа 1985 года Указом Президиума Верховного Совета поселок Коряжма получил статус города. Коряжма - муниципальное образование, которое полностью живёт по законам местного самоуправления. А атрибутом этого является герб города.
Тема о гербе города заинтересовала меня, потому что, по-моему мнению, каждый уважающий себя гражданин города обязан знать историю символов родного города.
Учащиеся провели анкетирование в своём классе среди учащихся и родителей. Вот какие результаты получились. На вопрос: " Знаете ли Вы историю создания герба нашего города?" больше 70 % опрошенных ответили - нет, а на вопрос: "Хотели бы Вы участвовать в создании макета герба города?" - все согласились и решили создать макет герба города Коряжмы.
В своём исследовании мы с учениками прошли по страницам истории герба Муниципального образования "Город Коряжма" Архангельской области (далее герб города Коряжмы).
Объект исследования: герб города.
Предмет исследования: герб города Коряжмы.
Цель исследования: создать макет герба города Коряжмы.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей появления и создания гербов.
2. Посетить архивный отдел в Администрации города и познакомиться с архивным материалом по проблеме "История создания герба города Коряжмы".
3. Создать макет герба города Коряжмы.
Гипотеза: есть ли необходимость в создании герба города Коряжмы?
Методы работы:
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
- дидактические игры "Кто что делает", "Распредели поручения"
- сюжетно-ролевая игра "Выдели лидера"
- анкетирование одноклассников
Познавательное развитие
- экскурсии в архивный отдел Администрации города Коряжмы
- занятие "Гербы русских городов"
- занятие "Возникновение Коряжмы. Её символы"
Конструирование
- изготовление макета "Герб нашего города"
Развитие речи
- составление творческих рассказов "Что такое герб?", "История возникновения гербов", "История возникновения герба города Коряжмы"
- беседы с детьми "Геральдика - наука о гербах", "Что изображают на гербах".
Ознакомление с художественной литературой
- знакомство с творчеством Е. Кучбарской, стихотворение о гербе; работа с толковыми словарями В. И. Даля и С.И. Ожегова
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Изготовление основы макета
- Анкетирование родителей
Значимость: данный проект может быть использован учителями на уроках с краеведческой тематикой.
Информационной базой исследования стали такие источники информации как справочная литература, архивные документы, ресурсы сети Интернет.
Основная часть
Что такое герб?
Для получения ответа на этот вопрос мы с учениками отправились в школьную библиотеку. Там нас встретила Екатерина Зосимовна Харитонова, заведующая школьной библиотекой. Она предложила нам обратиться к "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова и "Толковому словарю великорусского языка" В.И.Даля. Из них мы узнали, что:
- "Герб - это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах".?
- "Герб, род щита, с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и прочим"?
- После занятия "Гербы русских городов" мом ученики узнали, что:
- Герб - слово польского и немецкого происхождения и дословно переводится как "наследство".
- Герб - официальный символ страны, государства, города, семьи.
- Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба - стабильность, постоянство в употреблении. Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.
- Герб всегда являлся символом достоинства и чести. Гербы составляются по определённым правилам. Геральдика - наука о гербах.
История появления и создания гербов.
Специалисты по геральдике считают, что первые гербы возникли в XI-XII в.в. в среде западноевропейского рыцарства. Рыцари, как известно, с головы до ног были закованы в металл: шлемы, кольчуги, латы, наколенники, щиты, сапоги. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, передавались от отца к сыну и получили название гербов, которые являлись символами достоинства и чести. Позднее появились корпоративные (гербы ремесленных цехов, купеческих гильдий, университетов, учреждений, церковных объединений и др.), затем городские, территориальные и государственные.
В России сначала появился герб государственный.
В XII веке при царе Алексее Михайловиче в России появились первые городские гербы. У каждого городского герба тоже было свое особое наследство. На небольшой площади герба лаконично отображалась информация о красоте и богатстве земли, о ратных и трудовых подвигах, о народных сказаниях, легендах, о жизни и занятии горожан.
На гербе отражалось историческое, легендарное прошлое города, его экономическая жизнь.
Чаще всего на них изображали людей, животных, птиц, деревья, солнце, луну, звезды, огонь, воду, оружие и предметы, сделанные руками человека. Часто встречались изображения легендарных животных и птиц: дракона, птицы Феникс, единорога, пегаса, грифона - зверя с туловищем льва, крыльями и орлиной головой.
История создания герба города Коряжмы.
На занятии "Возникновение Коряжмы. Её символы" я рассказала о том, что Коряжма - муниципальное образование, которое полностью живёт по законам местного самоуправления.
А одним из атрибутов этого является герб города. Моих учеников заинтересовала история этого символа? Им как можно больше захотелось узнать о гербе нашего города. Для этого мы с учениками отправился в Администрацию города в архивный отдел. Там нас встретила и познакомила с историей создания герба заведующая архивным отделом.
В Коряжме герб появился 29 января 1988 года.
Автор герба Алексей Григорьевич Баскаков.
Описание этого символа лаконично и выразительно: "Щит разделен лазоревой правой перевязью на зеленое и червлёное поля. В первом поле серебряный храм, во втором - зеленая ель и серебряный рулон бумаги".
Перевязь символизирует реку Вычегду, рулон бумаги - Котласский целлюлозно-бумажный комбинат.
Утвержден также и "полный герб" Коряжмы. Полный герб утвержден постановлением Главы Администрации города Коряжма № 947 от 18 декабря 1995 года.
За основу полного герба взят герб города, где языком геральдических символов гармонично отражены природные особенности расположения города и основной профиль деятельности местного населения. Герб был утвержден Решением Исполнительного комитета Коряжемского городского Совета народных депутатов № 33 от 29.01.88 г.
Описание герба: " Щит разделен голубой перевязью справа. В верхней части в зеленом поле изображение церкви; в нижней части в красном поле стилизованные зеленая ель и белый рулон бумаги. Щит увенчан красной башенной короной с тремя зубцами, над которой воин в доспехах с пламенеющим мечом поражает черного дьявола с черными крыльями; щит окружен еловыми ветвями, соединенными серебряной лентой.
Изучив историю возникновения гербов, правила их составления, мои ученики представили описание герба города Коряжмы.
* "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова
** "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даль
Символика герба:
Церковь показывает то, что город расположен на месте Коряжемского монастыря, построенного в XV веке. Название "Коряжма" происходит от древнего монашеского одеяния "коряжки", которое носили послушники монастыря.
Ель и рулон бумаги в красном поле символизируют ведущее производственное предприятие города - Котласский целлюлозно-бумажный комбинат, профиль работы которого связан с переработкой леса.
Голубая перевязь говорит о том, что город расположен на берегу реки Вычегды, ставшей неотъемлемой частью городского пейзажа.
Красная башенная корона показывает то, что город не является районным центром. О принадлежности города к Архангельской области говорит воин - Архангел Михаил - основной элемент герба Архангельской губернии 1878 года и современного герба областного центра - Архангельска.
Серебряная лента, символизирующая реку Вычегду, и еловые ветви в украшении герба дополняют описание герба, отражая природные особенности района.
Автор герба: Алексей Баскаков ( г. Коряжма).
Автор украшений и дизайна полного герба: Константин Моченов (г. Химки)
Художник: Роберт Маланичев (г. Москва)
По настоянию Геральдического совета при президенте РФ в 2002 году герб был упрощен: убран архангел, венок, изменилась прорисовка храма и бумажного рулона.
Этапы работы изготовления макета герба города Коряжма.
1. Изучение литературы. (Приложение 1)
2. Посещение Архивного отдела Администрации города.
3. Изучение символов герба нашего города.
4. Подбор материалов. (Приложение 2)
5. Изготовление макета герба города Коряжмы. (Приложение 3)
Заключение
Каждый уважающий себя гражданин города обязан знать историю символов родного города.
В результате работы над проектом мои ученики:
- приобрели знания по истории создания герба города Коряжмы, трактовке основных элементов и выборе цвета этого символа;
- создали макет герба города.
Подвели итоги в форме анкетирования. Участникам проекта были предложены вопросы. Вот такие прозвучали ответы:
Анкета для участников проекта
- Выполнили ли вы то, что задумали? (да, несомненно, конечно)
- Что было сделано хорошо? (эскиз макета герба, подготовительная работа, сам макет герба нашего города)
- Что было сделано плохо? (учиться работать в команде без шума)
- Что было выполнить легко, а что неожиданно трудно? (легко нарезать бумагу, только долго; а трудно довести работу до конца)
- Кто бы мог сказать вам спасибо за этот проект? (учитель, родители, ребята из детского сада, Глава города)
Просим взрослых оценить нашу работу:
- Родители - отлично поработали;
- Учителя - молодцы!;
- Наши друзья - здорово
В чём я с ними согласен, а в чём - нет? (согласны с тем, что работа интересная, работать было весело, а трудностей мы не боимся, потому, что МЫ вместе выполняли наш проект - ученики, классный руководитель и родители)
Наследство наше означает герб.
Оно - как воздух, как вода и хлеб.
И как огонь нам в жизни очень нужен -
Герб укрепляет в вере наши души.
Историю, надежду, путь вперед
Хранит, передает нам герб Коряжмы.
Нас всех к служенью Истине зовет.
Всему народу стал он сердцу ближе.
Библиографический список
1. Коряжма. Официальный сайт администрации города Коряжма.... wikipedia.org/wiki/Коряжма
2. Соболева Н.А. и др. Гербы городов России. Альбом-справочник. - М.: Профиздат - "Отечество", 1998- 480 с.: ил.
3. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. М., "АЗЪ", 1994 г.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.В 4т. Т1:А-З/ Владимир Иванович Даль. - 4 - е изд. Стереотип. - М.: Рус. Яз. - Медиа, 2007