Цветок и его строение

Разделы: Биология


Цель урока:

  • Сформировать знания о цветке как генеративном органе растений
  • Познакомиться со строением цветка
  • Раскрыть биологическое значение частей цветка

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозаписи песен, шаблоны из пластилина частей цветка, цветные карандаши

Учитель: А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости - 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Настроились на урок

Презентация.

Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь". Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.

У вас на столах лежат письма-шифровки (рисунок №2). Давайте попробуем их разгадать (Цветок и его строение).

Рис. 2

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы будем изучать его величество цветок. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем то своем. Они побуждают нас к добру. Почему я так говорю, а вот давайте посмотрим сколько всего человек придумал о цветах.

Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на Земле:
Но дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок -
Образчик неизменный.
Жак Делиль

Вначале легенда о том, как на Земле появились цветы . Во мраке и стуже когда-то лежала мать Земля. Не было ни тепла, ни света. И однажды бог солнца, весны и плодородия пронзил её своим взором. Сразу воссияло Солнце. Полились яркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля, жадно пила она щедрые солнечные лучи. И сказал тогда бог света "За любовь твою украшу я тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, зеленой травой-муравой, цветами алыми:" Вот так и появились на Земле цветы.(слайды №3,4,5,6 во время рассказа легенды)

Учитель: "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок", - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты.

Учитель: Давайте послушаем (ученика) она вспомнила сказки где были цветы (Дюймовочка, Снежная королева, Цветик - семицветик, Аленький цветочек, Двенадцать месяцев, Незнайка и его друзья ).

Учитель: Великие композиторы всегда восхищались красотой цветов Чайковский даже написал произведение "Вальс цветов".(прослушать). Авторы Современных песен тоже не обошли стороной цветок в своих произведениях (звучат отрывки песен "Миллион алых роз", "Лаванда", "Белые розы", "Полевые цветы", "Городские цветы", "Желтые тюльпаны", "Маки" и т. Д.(слайды)

Учитель: А сколько прекрасных и нестареющих полотен посвятили им художники (слайды)

И так открыли тетради и записали тему урока: "Цветок и его строение" презентация. (Слайд7)

Что знал о данной теме Что хочу узнать Что узнал нового
     

В группах 2 мин вспоминаем что знаем о этой теме? заполняем колонку №1. А потом что бы хотели узнать? заполняем колонку №2.

Учитель: Скажите, а цветок относится к какой группе органов? (генеративные). А для чего нужны эти органы (для полового размножения). А кто еще кроме цветка относится к генеративным органам(плод, семя).

А что представляет собой цветок? Поработаем с текстом учебника "Цветок" (слайд №8)

Запись: Цветок - это укороченный видоизменённый побег, служащий для семенного размножения

Учитель: А что его объединяет с побегом?

(а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями)

Цветы бывают разных размеров (слайды в презентации)

Работа в группах (работаем с тексом учебника и на рисунке №1 указываем под какой цифрой ваша часть)

Приложение.

Рис. 1

1 группа: Что такое цветоложе? Найдите под каким номером оно изображено на карточке. (Рисунок №1) (Цветоложе - ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую и др. Цветоложе внизу переходит в цветоножку). Под каким номером оно у вас на карточке (2). Покажите как вы его раскрасили (зеленым цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают цветоложе. Покажите его на пластилиновой модели.

Запись: осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем.

2 группа: Что такое цветоножка? (цветоножку - тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок. На цветоножке у многих растений развиваются два (у двудольных) или один (у однодольных) маленьких листочка - это прилистники. Цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим.) Под каким номером она у вас на карточке Покажите как вы её раскрасили (зеленым цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают цветоножку. Покажите её на пластилиновой модели.

3 группа: Что такое чашечка? И из чего она состоит? (Чашечка образует наружный круг околоцветника. Чашечка обычно состоит из мелких зеленых листочков - чашелистиков (Ч). У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку - такая чашечка называется сростнолистной. У других, например у герани, чашелистики не срастаются, у них раздельнолистная чашечка.

При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.

Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.

2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.)

Под каким номером она у вас на карточке . Покажите как вы её раскрасили (зеленым цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают чашечку Покажите её на пластилиновой модели.

4 группа: Что такое венчик? Каково его значение для цветка? (Венчик - внутренняя часть околоцветника, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков (Л). У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

Главные функции венчика:

1) привлечение насекомых-опылителей;

2) защита главных частей цветка.

Под каким номером он у вас на карточке. Покажите как вы его раскрасили (разным цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают венчик. Покажите его на пластилиновой модели.

Учитель: Если на цветке присутствуют только лепестки венчика, то его околоцветник считают простым. (слайды)

Если на цветке есть и лепестки венчика и чашелистики, то такой околоцветник называют двойным.(слайды)

Давайте сконструируем цветок с простым околоцветником. (2,1 группа)используя пластилиновые заготовки.

Давайте сконструируем цветок с двойным околоцветником. (3,4 группа)используя пластилиновые заготовки.

Учитель? Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

Учитель: У вас на столах лежат маленькие цветы герани. Скажите правильные или неправильные у них цветы?

Вопрос всем: А что же является главными частями цветка? (стр 84 учебника)

(работа с текстом и учебником)

- А почему они главные части цветка?

Работа по группам.

1,2 - тычинка и её строение (найти на рисунке и раскрасить, найти на пластилиновой модели)

3-4 - пестик и его строение (найти на рисунке и раскрасить, найти на пластилиновой модели)

Учитель: А кто из них является женским органом, а кто мужским и почему?

Пестик - женская часть цветка, расположен в центральной его части.

Тычинка - мужская часть цветка

Цветок, который в своем составе содержит и тычинки и пестики называется обоеполым

Учитель: Давайте сконструируем обоеполый цветок.

Учитель: На земле существуют женские и мужские цветы. Как вы думаете если в цветке только пестики то какой он будет?

А если только тычинки?

Задания (из пластилиновых моделей соорудить цветок)

  • 1 группа обоеполый цветок с простым околоцветником;
  • 2 группа женский цветок с двойным околоцветником;
  • 3 группа мужской цветок с двойным околоцветником;
  • 4 группа обоеполый цветок с двойным околоцветником;

Давайте покажем наши цветы. Проверим правильность их изготовления.

Молодцы!!!!

ВНИМАНИЕ!!! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК!!!!

Отгадайте ребята, какой цветок у меня здесь находится?

Ее называют царицей цветов. Первые упоминания о ней относятся ко II тысячелетию до н.э. В древности у восточных народов она считалась священным цветком. В Древней Индии тот, кто принес царю её, мог просить исполнения любого желания. Этим цветком платили дань, а её масло ценилось на вес золота. В Европу она попала во времена Крестовых походов. В поздних христианских легендах именно этот цветок преподнес архангел Гавриил Деве Марии в день Благовещения. Селекционеры создали около 25 тыс. сортов этого цветка. На Гавайях растет синяя , а в Румынии - изумрудная.

На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?..

(ответ: розы)

Закрепление:

Итак, что вы узнали нового на этом уроке(учитель выслушивает версии). Подводит вывод по уроку.

  1. Подписать части цветка.( рисунок №1)
  2. Тест в презентации

Что же вы узнали нового? Вернемся к таблице.

Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в степи на цветочной поляне,
И все печали снимет как рукой.

Вот такое целебное свойство приписывает народ цветам

Учитель:У нас на столах еще остались нераскрыты конверты красного цвета. Давайте их раскроем. Почему я эти цветы поместила в красный конверт? Да ребята, эти цветы занесены в красную книгу Ростовской области. Давайте внимательно посмотрим и скажем есть ли среди них наши знакомые? (тюльпан Беберштейна).

Не рвите эти цветы в огромные букеты. Сорванные цветы моментально вянут и оживить их невозможно. Пусть лучше в степях радуют они нас.

Звучит песня Антонова "Не рвите цветы, не рвите." и идет презентация.

Учитель: Ребята долго думали, что подарить нашим гостям и решили подарить российский символ семьи, любви и верности - ромашку.

Дом. Задание: п 22, стр. 83-85. Найти и прочитать любое стихотворение о цветах.