Творческий отчет С.В. Кокиной, учителя русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Администрирование школы


Презентация.

(Слайд 1) Я работаю в системе общего образования 23 года, из них 6 лет в должности руководителя. (Слайд 2) В 1987 году окончила Ростовский государственный педагогический институт по специальности "учитель русского языка и литературы, воспитатель-методист". И с 15 августа 1987 г. я работаю в средней общеобразовательной школе в п. Юловский. Я работала организатором внеклассной воспитательной работы, заместителем директора по УВР, 6 лет я директор школы, но все эти 23 года я учитель русского языка и литературы.

(Слайд 3) В своей работе я всегда опираюсь на три понятия "НАДО", "ТРУДНО", "ИНТЕРЕСНО".

Источником моего вдохновения являются:

1. Дети, мое общение с ними. Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!", и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка. 

Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!"

2. Опыт и энтузиазм сестры и коллег.

3. Общение с наукой, "рытьё в книгах" ученых, великих мыслителей. Самыми близкими для меня остаются взгляды нашего великого русского филолога, мыслителя, общественного деятеля Д.С.Лихачева. Только вслушайтесь в его слова (Слайд 4):

"Изучайте историю и литературу... Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость".

"Учитесь любить учиться".

"Умейте не терять время,:не заполняйте :разум мутными потоками глупой и бесцельной "информации". Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков".

"Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить:".

А вот привили мне любовь к учению мои любимые педагоги (Слайд 5):

Хворост С.П., мой учитель русского языка и литературы, человек честнейший и талантливейший педагог.

Вузовские преподаватели, которые были образцами эрудиции, трудолюбия, интеллигентности : Валимова Галина Васильевна, Горшкова Ольга Васильевна, Малагин Владимир Александрович, мой куратор, Червяченко Григорий Александрович.

(Слайд 6) Особо хочется сказать о человеке, который является для меня примером руководителя, педагога. Сергей Вячеславович Ерохин, мой начальник дружины "Лазурная" Всесоюзного пионерского лагеря "Артек". Всю свою жизнь он отдал детям. А как он работал с молодыми вожатыми, будущими учителями! В нем всегда можно было найти поддержку и опору. Никогда не говорил: "Это плохо". Всегда успокаивал, что вот здесь можно сделать вот так-то. У него было такое высказывание "Талант приходит с опытом". Я и сегодня часто вспоминаю эти слова.

(Слайд 7) Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда произошла переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Цель моей педагогической работы: (Слайд 8) средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, (Слайд 9) готового к постоянному совершенствованию своих качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

(Слайд 10) На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографическими навыками и умениями. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.

Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. Мною были изучены следующие технологии: проектная, формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами (Слайд 11):

  • Принцип диалога
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип сотворчества
  • Принцип личного примера

(Слайд 12) Я стараюсь не просто дать ребятам знания, но и способствовать формированию и развитию у обучающихся познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Два года я работала над методической темой "Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы". Обучая, я создаю условия для систематизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последовательного осуществления как внутрипредметных, так и межпредметных связей.

Здесь огромное значение имеет владение интернет технологиями и технологией сотрудничества. Много лет я применяю работу в творческих группах. Это позволяет привлечь к работе каждого ученика в классе. Сегодня я практикую и интернет-уроки. Эти уроки проходят в кабинете информатики. Каждая группа ребят получает свое задание. Ответы можно найти на сайтах, на которые дана ссылка. Эти уроки помогают развить интерес и к изучаемой теме и учат работе с информацией, учат работе на компьютере, работе в интернете ( ведь не все сельские ребята имеют дома компьютер, а тем более выход в интернет).

(Слайд 13) Второй год я работаю над проблемой "Работа с текстом как форма подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Мною были разработаны и опробированы курсы по выбору в 9 классе "Изложение: опыт интеллектуальной и творческой деятельности" и "Жанровое многообразие публицистической речи", элективный курс в 10 классе " Основы журналистики", элективный курс для обучающихся 11 класса "Использование фразеологизмов в произведениях донских писателей". Программа этого курса опубликована в сборнике кафедры филологии и искусства РО ИПК и ПРО "Региональный компонент на уроках русского языка". Элективный курс по основам православной культуры "Святитель Димитрий Ростовский".

(Слайд 14) Если говорить о применении интернет-технологий, то без использования электронных приложений к урокам, без просмотра ученических презентаций сегодня трудно представить современный урок. Мои ученики каждый год участвуют в школьной конференции, посвященной Дню науки, и представляют свои презентации. Также ребята ежегодно представляют свои работы на районном конкурсе электронных приложений к урокам. В 2009г. Полин Дмитрий, ученик 11 класса, занял призовое место в районном конкурсе творческих работ за представление презентации по МХК " И.С. Бах". В 2010 году работа учащихся 11 класса Бутолина Олега и Красковой Натальи "В.М.Шукшин" вышла в финал районного конкурса.

(Слайд 15) В 2010г. 7 моих обучающихся получили дипломы и сертификаты участников Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио". (Слайд 16) Их работы можно найти на сайте издательства "1 сентября" - Портфолио. ("А.П.Чехов", "Словообразование", "Ф.Тютчев", "А.С.Пушкин").

(Слайд 16) Немножко скажу о достижениях моих учеников. К сожалению сейчас их у меня не очень много. Мои ученики занимали призовые места в районных предметных олимпиадах в 2004, 2005годах, а на областной олимпиаде по литературе в 2005 вошли в десятку лучших. 1 место в районных конкурсах сочинений в номинациях "Письмо ветерану" (2008г), " Я хочу рассказать тебе о своем крае" (2009г), 2 место - "Поколение, опаленное войной" ( 2009г). В 2009г. мой ученик Огреничев Дмитрий и я награждены грамотой за участие в Межрегиональном историко-просветительском конкурсе творческих работ школьников "Служение Отечеству: события и имена". В Международном конкурсе " Русский медвежонок" в 2008 и 2009 годах моя ученица занимала 1 место в районе, в " Русском медвежонке - 2009" приняли участие 70 % моих учащихся, в "Русский медвежонок - 2010" -85%.

(Слайд 17) Я являюсь школьным организатором международной игры-конкурса "Золотое руно". В 2010г. 2 моих ученицы получили не только сертификаты участников, но и дипломы за высокие результаты в конкурсе.

За время своего существования школа насчитывает 25 медалистов, 11 из них мои выпускники.

(Слайд 18) О результатах ЕГЭ и ГИА я не могу сказать, потому что последние выпуски, сдававшие русский язык у меня были в 2004 и 2006 годах. Все ребята на ЕГЭ подтвердили свои оценки, двоек не было. На таблице вы видите, что результата работы стабильные. В этом учебном году у меня есть выпускники 11 класса. Надеюсь, все справятся с экзаменом.

(Слайд 19) Я уже говорила, что сегодня на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

(Слайд 20) Не смотря на работу руководителя и катастрофическую нехватку времени, я стараюсь участвовать в различных конкурсах, чтобы не потеряться в кипах бумажной отчетности. Я являясь участником районного профессионального конкурса " Учитель года- 2005", где стала победителем в номинации " Лидер в образовании".

(Слайд 21) Я охотно делюсь своим опытом с коллегами. Ежегодно даю открытые уроки для учителей своей школы. Также провожу открытые уроки и для учителей района. В 2008г. - открытый интегрированный урок для районного МО учителей искусства " Жанры Донской казачьей песни в обычаях и традициях Дона", (Слайд 22) в 2006 г. и 2009г. - открытые уроки для районного методического объединения учителей русского языка и литературы "Работа с текстом" и "Словообразование". (Слайд 23) В 2010г. заняла 2 место в муниципальном этапе всероссийского конкурса сочинений "Лучший урок письма!" ( в номинации "Методическая разработка").

(Слайд 24) С 2008г. являюсь участником фестиваля педагогических идей " Открытый урок", проводимом ИД " Первое сентября", и на сайте фестиваля в разделе " Преподавание литературы" размещены разработки урока внеклассного чтения в 8 классе "По страницам романа А. Дюма " Три мушкетера" и интегрированного урока литературы и МХК " Жанры Донской казачьей песни в обычаях и традициях Дона". В этом году также я подала заявку на участие в этом фестивале.

С 2008 г. участвую в районном конкурсе методических разработок с использованием ИКТ и электронных приложений к уроку, имею сертификат участника. Награждена грамотой РО ИПК и ПРО за участие в семинаре выпускников Программы ИНТЕЛ " Обучение для будущего" в рамках 9-ой Южно - Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки "Информационные технологии в образовании - 2009".

(Слайд 25) У меня есть увлечение. Я люблю фотографировать. В 2008г. участвовала в заочном конкурсе фотоизображений памятников павшим воинам, проводимым Домом пионеров и школьников Сальского района. В 2009г. организовала творческую группу, которая заняла 3 место в муниципальном конкурсе " Экология. Творчество. Дети" в номинации " Фотография". Награждена грамотой за участие в районном конкурсе фотографий " И сотни лет назад, и в нынешний век, причина пожаров - сам человек".

(Слайд 26) Еще я имею благодарность Сальского художественного музея имени В.К.Нечитайло за организацию посещения музейных выставок, лекториев и помощь в пропаганде изобразительного искусства. Как видите, в нашу школу мы часто приглашаем различные выставки.

(Слайд 27) Я также не забываю и о внеклассной работе по предмету. В рамках предметных недель постоянно организую конкурсы чтецов, выставки иллюстраций к литературным произведениям, различные викторины, и конечно провожу литературные гостиные, литературные вечера. Особенно мне нравится проводить вечера на военную тематику. Очень интересно, эмоционально, чувственно прошли литературный вечер воспоминаний "Далёкому мужеству верность храня" и литературная композиция "Песня, оборванная пулей".

Мои любимые писатели: М.Шолохов, М.Булгаков, М.Пришвин

Любимые поэты: Б.Пастернак, Р.Рождественский, А.Дементьев, С.Гершанова. О них мы с ребятами также ведем разговор на наших литературных вечерах. Но мне бы сегодня хотелось прочитать стихотворение нашего сальского поэта В. Костенко "Степь". (Слайд 28)

Степь, моя степь!
Воздух хмельной!
Синь без конца и края!
Я, как подруге, тебе лишь одной
Мысли свои доверяю. (Слайд 29)
Как не любить тебя, солнечный край,
В дни сентября или мая?!
И если на свете имеется рай,
То рай этот - степь родная!
А в центре степи - небольшой городок
С домами разноэтажными,
Который не только в ложбину залег -
В сердце проник каждому. (Слайд 30)
Стая гусей кочевых пронеслась
Под солнца прямыми лучами.
Сальск - это степь!
Степь - это Сальск!
А мы - степняки - сальчане!
Солнце горячее!
Воздух хмельной!
Синь без конца и края!
Будто бы другу, мой город родной,
Мысли тебе доверяю.

(Слайд 31) В своей работе я тесно взаимодействую с общественными организациями. 2009-2010гг участвовала в проекте РОО Союз "Женщины Дона" "Шире круг, общественная дипломатия в действии". (Слайд 32) В 2010г. принимала участие в межрегиональной проблемной дискуссии "Реализация современных подходов в деятельности органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних. Возможности, проблемы, перспективы", в работе областной научно-практической Интернет-конференции РО ИПК и ПРО "Проектирование пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования".

(Слайд 33) Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. В 2009-2010 учебном году прошла курсовую подготовку в РО ИПК и ПРО по программе "Русский язык и литература", "Психологические техники оптимизации детско-родительских отношений", курсы ИНТЕЛ "Обучение для будущего", курсы при ДонИнфо "Конструирование сайтов" (Слайд 34) и дистанционные курсы при Педагогическом университете "1 сентября" и МГУ им. Ломоносова по образовательной программе "Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах". Сейчас при Педагогическом университете "1 сентября" обучаюсь на дистанционных курсах "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений".

(Слайд 35) Имею I квалификационную категорию по должности "руководитель" и высшую квалификационную категорию по должности "учитель".

В 2001, 2004, 2009, 2010 годах награждалась грамотами УО Сальского района.

(Слайд 36) Мое любимое изречение: "Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что ты доставил радость другому человеку"

(Слайд 37) А эту радость мы доставляем себе и своим ученикам на уроках и после них. Поэтому, чтобы дать свой полный портрет, скажу, что люблю читать, петь, смотреть старые советские фильмы.

(Слайд 38) Любимые песни: "Есть только миг", "Артековская клятва", "Всё пройдёт"

Предлагаю всем вместе споем песню "Есть только миг"

2010 г - год учителя. Наверное каждый из вас задумывался, каким же все-таки должен быть учитель . Я думаю, что :(Слайд 39)

  • Учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным к детям и коллегам.
  • Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами.
  • Учитель должен делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них.
  • Учитель не имеет права завидовать успехам коллег и смотреть на них свысока.

(Слайд 40) Я хочу пожелать вам: "Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы". (Слайд 41)

E-mail: svekokina@yandex.ru

Сайт: svetakokina.jimdo.com