Цели:
- Закрепить представление о многограннике и его элементах, познакомить учащихся со способами изображения пространственных тел; сформировать умение различать видимые и невидимые части геометрических тел.
- Развитие пространственного воображения, речи, мышления Развитие навыков самостоятельной и групповой работы, самоконтроля, взаимоконтроля
- Воспитывать самостоятельность, настойчивость для достижения конечных результатов. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. Способствовать развитию интереса к математике через различные формы работы
Тип урока: формирования умений и навыков
Оборудование:
Урок проводится в компьютерном классе. Документ-камера, презентация (Приложение 1), карточки для индивидуальной работы (Приложение 2), карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5), задания по работе на компьютере (Приложение 6). В каждом компьютере заранее подготовлены файлы с заданиями <Рисунок 1>.Ход урока
Организационный момент.
1.1. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку - на партах у каждого должен быть учебник, тетрадь, дневник. Вижу, что все в порядке. Присаживайтесь, пожалуйста.
1.2. Интеллектуальная разминка
Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (Приложение 1, слайд 2) (ответы учеников: здания, сооружения)
Что вы можете о них сказать? На что они похожи? (ответы учеников: красивые, большие, состоят из геометрических фигур) О них мы будем говорить на уроке.
1.3. Подведение к теме урока. Кто может сформулировать тему урока?
Правильно, тема нашего урока "Геометрические тела и их изображение" (Приложение 1, слайд 3). Сегодня мы продолжим изучение геометрических тел и научимся их изображать.
2. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
2.1. Индивидуальная работа
Раздать карточки для индивидуальной работы (2-3 ученики работают по карточкам) (Приложение 2)
2.2. Фронтальная работа с классом
1) Указать среди геометрических фигур (Приложение 1, слайд 4): пирамиды, конусы, цилиндры, призмы;
- какую фигуру не назвали? (ответ учащихся: шар)
2) Какое общее название у фигур, представленных на слайде? (Приложение 1, слайд 5) (ответы учащихся: многогранники)
- среди данных многогранников найти тот, у которого число ребер наибольшее/наименьшее (ученики показывают цифры от 1 до 6, соответствующие правильному ответу)
- многогранники с одинаковым числом вершин, с одной вершиной;
- многогранники, у которых грани - прямоугольники/треугольники.
2.3. Устная фронтальная работа
Выполнение упражнения № 1198 (устно) (Приложение 1, слайд 6)
2.4. Проверка выполнения индивидуальных заданий с использованием документ-камеры.
3. Ознакомление с новыми умениями
3.1. Работа в группах
Задание (Приложение 1, слайд 7):
1 и 3 группа по предложенным рисункам изображают видимые и невидимые линии (Приложение 3)
2 и 4 группа по предложенным чертежам наклеивают геометрические фигуры (Приложение 4)
3.2. Подведение итогов групповой работы
4. Первичное закрепление
4.1. Организация работы в группах под руководством учителя (Приложение 1, слайд 8)
- № 1205 - 1 и 3 группа (б); 2 и 4 группа (в); (перерисовать в тетрадь многогранники)
- № 1210 - 1 и 3 группа (в); 2 и 4 группа (б); (в предложенных фигурах видимые линии изобразить невидимыми, и наоборот)
Одну фигуру из этого задания вы не изображали. Ее название нам понадобиться позже. Запомните ее название.
4.2. Организация работы на компьютере в парах по предложенному алгоритму под руководством учителя
На компьютерных столах разложены задания по работе на компьютере (Приложение 5).
Запустите графический редактор Paint. В данной программе откроем нужный нам файл <Рисунок 1>. Для этого нажмите Файл/Открыть/Мои документы/Файл с названием той геометрической фигурой, которую мы запомнили/Открыть (Приложение 1, слайд 9)
Рисунок 1
Перед вами геометрическая фигура "Куб", на которой все ребра изображены видимыми.
Задание: Раскрасить у куба переднюю грань - красным, верхнюю грань - желтым, правую грань - зеленым.
Какие инструменты нам понадобятся?
- Ластик - для чего? (ответы учащихся: убрать ненужные линии);
- Заливка - для чего? (ответы учащихся: закрасить нужную область);
- Палитра - для чего? (ответы учащихся: выбор нужного цвета).
(выполнение задания)
4.3. Проверка заданий.
5. Итоги урока:
5.1. Самоанализ
Оценим свою деятельность на уроке. "Включим" необычный светофор: красный - если ты был активным на уроке и все было понятно и интересно; синий - если что-то мешало быть активным и что-то осталось еще непонятным; желтый - в остальных случаях.
5.2. Рефлексия
Скажи, что ты думаешь (Приложение 1, слайд 10):
- "Сегодня на уроке я узнал:"
- "Сегодня мне понравилось :"
- "Сегодня мне не понравилось :"
5.3. Выставление оценок
6. Домашнее задание: (Приложение 1, слайд 11)
№ 1199, 1209. Творческое задание: Составить кроссворд, используя названия геометрических фигур и их элементов (показать образец)