Использование личного учебного плана на уроках английского языка в 9–10-х классах как эффективный вид педагогического мониторинга

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Постоянное стремление к улучшению качества образования является основополагающим в работе любого образовательного учреждения. В итоге основной целью образования становится достижение качества образования, адекватного потребностям развивающейся личности, общества и рынка труда. Для достижения поставленной задачи необходимо постоянно совершенствовать управление. Это становится возможным при постоянном контроле динамики возникающих процессов. Но только объективная информация о функционировании и развитии всех элементов образовательной системы в мониториновом режиме позволяет обеспечить необходимое качество образования.

Само понятие "мониторинг" возникло в науке в XX веке. Мониторинг - это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией. В системе образования под мониторингом обычно подразумевается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

В своей работе современный учитель должен непрерывно контролировать учебный процесс, для чего в его арсенале - всевозможные приёмы и методы. Для обеспечения должного качества образования ему необходимо быть знакомым с методическими приёмами своих сослуживцев, а также зарубежных коллег. В настоящий момент одним из наиболее распространённых видов мониторинга качества образования старшей школы и высшего образования в Европе является использование Личных учебных планов (Personal Study Plan (PSP)). Личный учебный план традиционно состоит из нескольких важных составляющих:

  • личная информация об учащемся (имя, контактная информация, изучаемый предмет и сроки обучения);
  • образовательные цели и задачи, которые учащийся ставит перед собой;
  • промежуточные результаты на протяжении всего обучения;
  • другие факторы, влияющие на обучение данному предмету/курсу.

Учебный план составляется под руководством преподавателя в начале учебного года, курса и т.д.. В течение учебного года учащийся и преподаватель контролируют достижение учащимся поставленных целей, используя всевозможные виды контроля. По окончании образовательной программы/курса учащийся, имея перед собой полную картину своего обучения в течении года сделать соответствующие выводы. Преподаватель же, в свою очередь, также может сделать определённые выводы по целому ряду парметров с целью их дальнейшего изменения по необходимости:

  • трудность тех или иных задач и адекватность их решения в конкретный момент во время курса;
  • собственно мониторинг уровня обучаемости путём анализа заработанных оценок за решение тех или иных задач и т.д.и т.п.

Одновременно с тем, что Личный учебный план может служить эффективным видом мониторинга, его можно использовать и при создании Портфолио учащегося. При необходимости в нём также можно указать:

  • Опыт работы с данным предметом
  • Хобби
  • Личные достижения по предмету и сопряжённым предметам
  • Причины, по которым были поставлены именно эти задачи
  • Всевозможные сертификаты, дипломы, свидетельства и т. п., полученные учащимся в процессе обучения по данному курсу.

В нашей школе мною впервые был составлен Личный учебный план для учащихся 9х и 10х классов по курсу "Английский в фокусе 9" и "Английский в фокусе 10" соответственно. Рассмотрим предложенный план на примере 9го класса.

Рисунок 1

План начинается с личной информации об учащемся (Рисунок 1). Далее идёт таблица с 8-ю тематическими разделами, которые будут пройдены учащимся в течении учебного года, а также специальные графы для контрольных сроков сдачи зачётов по конкретной теме, выбираемых учащимся самостоятельно. Кроме того, есть графа для оценки по каждой теме. Ниже идут две строки, предназначенные для дополнительной работы учащего над вышеуказанными темами, результатом которой должны стать мини-проекты по одной из проходимых тем.

Рисунок 2

На обратной стороне плана (Рисунок 2) присутствуют такие разделы, как Дополнительные факторы обучения (Study factors) (увлечения, внеклассная деятельность, личные достижения/недостатки по предмету) и Заметки (Notes) (в нём указываются оценки учащего за различные контрольные работы в течение учебного года, а также любая другая информация о нём, которая может быть полезна для него для достижения поставленных задач).

Небольшой период работы с Личными учебными планамия показал их эффективность при создании необходимой мотивации на уроках, но, в то же время, и подчеркнул важность постоянного контроля за соблюдением плана со стороны учителя, а также его корректировка в течении всего учебного года.

Зачем учащимся Личный учебный план?

  • Учащиеся сами выбирают последовательность изучения тех или иных тем в течение года, а также проводят исследования в области двух наиболее понравившихся в виде мини-проектов;
  • Учащиеся составляют расписание сдачи зачётов по темам, исходя из своих личных решений;
  • Учащиеся постоянно способны контролировать свои достижения в области изучаемого предмета;
  • Учащимся предоставляется возможность обсуждать свои достижения и вносить коррективы в Личный учебный план;
  • Подписанный учителем Личный учебный план со всеми оценками и характеристикой учащегося может послужить документом при приёме в другое образовательное учреждение.