ЦЕЛИ:
1. Учебные:
- Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
- Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.
2. Развивающие:
- Развивать навык грамотного письма учащихся.
- Развивать мышление, память, речь учащихся.
- Обогащать лексический запас учащихся.
3. Воспитательные:
- Пробудить интерес к профессии почтальона.
- Воспитывать уважение к людям этой профессии.
- Оборудование: презентация (приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Запись в рабочей тетради: число, классная работа.
II. Основная часть.
- Ребята! Начнем мы наш урок с грамматической разминки, которая поможет вам повторить изученный ранее материал об имени существительном.
Прочитайте хором правильно слова:
Слайд 2
ПИСЬМО, ГАЗЕТЫ, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКУ, ГОЛУБЬ.
- Что вы заметили общего в этих словах? (имена существительные, обозначают предметы).
- В какую группу можно объединить все эти слова? (Слова по теме "Почта").
- Какие слова могут быть лишними?
(Газеты, т.к. слово стоит во множественном числе, а остальные слова в единственном числе;
Голубь, т.к. это одушевленный предмет, а другие - неодушевленные предметы;
Открытку, т.к. это существительное стоит в винительном падеже, а другие - в именительном падеже;
Слайд 3
ПИСЬМО, ГАЗЕТА, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКА, ГОЛУБЬ.
- Ребята! На какие 2 группы можно разделить все эти слова?
(1.Слова, в которых количество звуков равно количеству букв - газета, адрес, открытка;
2. Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв - письмо, голубь, бандероль).
- Подумайте, на какие еще 2 группы можно разделить все эти слова?
(1.Слова с орфограммами, которые можно объяснить - письмо (письма), голубь (голуби), открытка (правописание приставки от);
2. Слова с орфограммами, которые нужно запомнить: газета, адрес, бандероль).
- Ребята! Слово бандероль новое для вас.
Слайд 4
- Посмотрите как выглядит бандероль.
Слайд 5
Теперь хором прочитаем лексическое значение этого слова из толкового словаря Ожегова.
- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные мужского рода.
(Адрес, голубь).
- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные женского рода.
(Газета, бандероль, открытка).
- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные среднего рода. (Письмо).
- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 1 склонения.
(Газета, открытка).
- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 2 склонения.
(Письмо, адрес, голубь).
- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 3 склонения.
(Бандероль).
Учитель: - Ребята, вы молодцы, смогли быстро вспомнить все признаки имен существительных. Ведь род, склонение, падеж помогут вам в определении безударного окончания имен существительных единственного числа.
- А теперь прочитайте эти слова еще раз и постарайтесь запомнить их написание, чтобы без ошибок и красиво записать их по памяти в рабочую тетрадь.
Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь. (Слова на слайде 3 сначала закрыты, а затем для проверки открываются).
- А теперь сверьте слова, записанные в тетрадях со словами на слайде 3
- Ребята! Объясните, почему слово голубь можно отнести к теме: "Почта"?
Слайд 6
(В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.)
Это предложение запишите в свою тетрадь, выделяя изученные раннее орфограммы.
В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.
Охарактеризуйте это предложение. (Повествовательное, не восклицательное, простое, распространенное).
- Ребята! В каком слове вы затруднялись и не смогли точно объяснить орфограмму?
(В древности - безударное окончание имени существительного единственного числа в предложном падеже).
Почему возникла проблема? (Не знаем написание безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже).
Слайд 7.
Тема нашего урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже".
Назовите признаки имени существительного предложного падежа. (Отвечает на вопросы
о ком? о чем? и пишется с предлогами: о (об), в, на, при).
Один из почтовых голубей сегодня в наш класс доставил конверт, а в нем весточка, которая и поможет вам решить проблемную ситуацию, т.е. узнать, как же пишутся безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Слайд 8
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
- Устно объясните смысл этих пословиц.
Задания:
1. Выбрать и записать в тетрадь имена существительные только предложного падежа (вместе с предлогами).
2. Поставить ударение в этих словах, выделить окончание и определить склонение.
- Объясните, как рассуждали при выполнении заданий.
(В труде (2 скл.), в беде (1 скл.), на печи (3 скл.)). Слайд 9
- Что заметили общего?
(Все эти имена существительные предложного падежа единственного числа имеют ударное окончание ).
- В чем отличие?
(Существительные 1 и 2 скл. имеют окончание - Е, а 3 скл. - И )
-Почему же у существительных единственного числа в предложном падеже разные окончания?
От чего это зависит? (От склонения существительного).
- Ребята! А теперь вспомните правило, которое мы изучали на предыдущем уроке. (Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания).
А теперь постарайтесь сами сформулировать правило, какие же безударные окончания надо писать в именах существительных 1, 2, 3 склонения в предложном падеже. (П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10
Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.111 (Учебник "Русский язык 4 класс. Автор Т.Г. Рамзаева)
- Ребята! Теперь вернемся к написанному раннее предложению и точно определим окончание в слове в древности. ( П.п. , 3 скл.- И).
- Ребята! А кто же в наше время доставляет письма адресатам? (Почтальоны). Слайд 11
- Сейчас нам с вами тоже предстоит поработать почтальонами.
Выполним физ. минутку, а потом разнесем письма по домам.
(Эту физминутку сочинила мама ученицы нашего класса Ушакова Анна Владимировна)
В любую непогоду
Идет к нам почтальон.
Несет газеты, журналы,
Обходит свой район.
Ему без физкультуры
Никак не обойтись.
Попробуй по ступенькам
Попрыгай вверх и вниз.
Свою работу любит он,
Хоть сумка тяжела.
Терпенью, трудолюбию
Учусь у него я.
- Ребята! Сейчас нам предстоит не только разнести письма в дома, но и поупражняться в написание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Слайд 12
Перед вами три дома (Первый, второй, третий). У меня три письма. Вместо адресов на конвертах записаны крылатые выражения. Определив в крылатых выражениях у существительных предложного падежа верное написание безударных окончаний, вы легко узнаете не только порядковый номер дома, но и характер человека, который в этом доме живет.
Итак, первое письмо адресовано человеку, у которого "кошки скребут на сердце".
- О каком человеке образно можно так сказать?
Запишем в тетрадь словосочетание скребут на сердце и объясним орфограммы:
Сверим работу. Слайд 13
Скребут на сердце (П.п., 2скл. -Е)
2 склонение указывает на второй дом.
Итак, второе письмо для человека, которому все "видно, как на ладони".
- О каком человеке образно можно так сказать?
Запишем в тетрадь словосочетание видно на ладони и объясним орфограммы.
Сверим работу. Слайд 14
Видно на ладони (П.п., 3скл. -И).
3 склонение указывает на третий дом.
Итак, третье письмо адресовано человеку, который " родился в рубашке".
- О каком человеке образно можно так сказать?
Запишем в тетрадь словосочетание и объясним орфограмму:
Сверим работу. Слайд 15
Родился в рубашке (П.п., 1скл. -Е).
1 склонение указывает на первый дом.
- Ребята! Вы легко справились с этим заданием и хорошо усвоили правило о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Ребята! Помните как важно точно и разборчиво писать адрес на конверте.
Слайд 16 Дом - музей П. И. Чайковского в Клину.
- Ребята! Кого вы видите на слайде? Что вы знаете об этом человеке?
Музеи П.И.Чайковского есть в разных городах.
А вам сейчас предстоит самостоятельно записать в тетрадь текст о Доме - музее Петра Ильича Чайковского в Клину, вставляя орфограммы. Затем найти в тексте существительные единственного числа, стоящие в предложном падеже и указать склонение, падеж существительного, выделить окончание.
Слайд 17
Музей П:тра Ильич: Чайковского расположен в М:.сковской област:.
Домик великого композитора ст:.ит на самой окраин:. города Клин.
Сверим работу. Слайд 18
- В каникулы я приглашаю вас посетить Дом - музей П.И. Чайковского в Клину, чтобы пополнить свои знания об этом великом композиторе.
- Ребята! Наш урок подошел к концу. Назовите еще раз тему нашего урока.
Что же надо четко знать, чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний имен существительных, стоящих в предложном падеже?
Какое новое правило вы сами смогли сегодня сформулировать на уроке по изучаемой теме?
(П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10
Домашнее задание:
1. Выучить правило правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже.
2. Составить 10 словосочетаний (глагол+ существительное предложного падежа единственного числа с предлогом). Существительные выбрать из словарных слов. Указать склонение, выделить окончание.