Урок в 4-м классе "Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

1. Учебные:

  • Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
  • Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

2. Развивающие:

  • Развивать навык грамотного письма учащихся.
  • Развивать мышление, память, речь учащихся.
  • Обогащать лексический запас учащихся.

3. Воспитательные:

  • Пробудить интерес к профессии почтальона.
  • Воспитывать уважение к людям этой профессии.
  • Оборудование: презентация (приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Запись в рабочей тетради: число, классная работа.

II. Основная часть.

- Ребята! Начнем мы наш урок с грамматической разминки, которая поможет вам повторить изученный ранее материал об имени существительном.

Прочитайте хором правильно слова:

Слайд 2

ПИСЬМО, ГАЗЕТЫ, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКУ, ГОЛУБЬ.

- Что вы заметили общего в этих словах? (имена существительные, обозначают предметы).

- В какую группу можно объединить все эти слова? (Слова по теме "Почта").

- Какие слова могут быть лишними?

(Газеты, т.к. слово стоит во множественном числе, а остальные слова в единственном числе;

Голубь, т.к. это одушевленный предмет, а другие - неодушевленные предметы;

Открытку, т.к. это существительное стоит в винительном падеже, а другие - в именительном падеже;

Слайд 3

ПИСЬМО, ГАЗЕТА, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКА, ГОЛУБЬ.

- Ребята! На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

(1.Слова, в которых количество звуков равно количеству букв - газета, адрес, открытка;

2. Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв - письмо, голубь, бандероль).

- Подумайте, на какие еще 2 группы можно разделить все эти слова?

(1.Слова с орфограммами, которые можно объяснить - письмо (письма), голубь (голуби), открытка (правописание приставки от);

2. Слова с орфограммами, которые нужно запомнить: газета, адрес, бандероль).

- Ребята! Слово бандероль новое для вас.

Слайд 4

- Посмотрите как выглядит бандероль.

Слайд 5

Теперь хором прочитаем лексическое значение этого слова из толкового словаря Ожегова.

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные мужского рода.

(Адрес, голубь).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные женского рода.

(Газета, бандероль, открытка).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные среднего рода. (Письмо).

- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 1 склонения.

(Газета, открытка).

- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 2 склонения.

(Письмо, адрес, голубь).

- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 3 склонения.

(Бандероль).

Учитель: - Ребята, вы молодцы, смогли быстро вспомнить все признаки имен существительных. Ведь род, склонение, падеж помогут вам в определении безударного окончания имен существительных единственного числа.

- А теперь прочитайте эти слова еще раз и постарайтесь запомнить их написание, чтобы без ошибок и красиво записать их по памяти в рабочую тетрадь.

Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь. (Слова на слайде 3 сначала закрыты, а затем для проверки открываются).

- А теперь сверьте слова, записанные в тетрадях со словами на слайде 3

- Ребята! Объясните, почему слово голубь можно отнести к теме: "Почта"?

Слайд 6

(В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.)

Это предложение запишите в свою тетрадь, выделяя изученные раннее орфограммы.

В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.

Охарактеризуйте это предложение. (Повествовательное, не восклицательное, простое, распространенное).

- Ребята! В каком слове вы затруднялись и не смогли точно объяснить орфограмму?

(В древности - безударное окончание имени существительного единственного числа в предложном падеже).

Почему возникла проблема? (Не знаем написание безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже).

Слайд 7.

Тема нашего урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже".

Назовите признаки имени существительного предложного падежа. (Отвечает на вопросы

о ком? о чем? и пишется с предлогами: о (об), в, на, при).

Один из почтовых голубей сегодня в наш класс доставил конверт, а в нем весточка, которая и поможет вам решить проблемную ситуацию, т.е. узнать, как же пишутся безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Слайд 8

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

- Устно объясните смысл этих пословиц.

Задания:

1. Выбрать и записать в тетрадь имена существительные только предложного падежа (вместе с предлогами).

2. Поставить ударение в этих словах, выделить окончание и определить склонение.

- Объясните, как рассуждали при выполнении заданий.

(В труде (2 скл.), в беде (1 скл.), на печи (3 скл.)). Слайд 9

- Что заметили общего?

(Все эти имена существительные предложного падежа единственного числа имеют ударное окончание ).

- В чем отличие?

(Существительные 1 и 2 скл. имеют окончание - Е, а 3 скл. - И )

-Почему же у существительных единственного числа в предложном падеже разные окончания?

От чего это зависит? (От склонения существительного).

- Ребята! А теперь вспомните правило, которое мы изучали на предыдущем уроке. (Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания).

А теперь постарайтесь сами сформулировать правило, какие же безударные окончания надо писать в именах существительных 1, 2, 3 склонения в предложном падеже. (П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10

Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.111 (Учебник "Русский язык 4 класс. Автор Т.Г. Рамзаева)

- Ребята! Теперь вернемся к написанному раннее предложению и точно определим окончание в слове в древности. ( П.п. , 3 скл.- И).

- Ребята! А кто же в наше время доставляет письма адресатам? (Почтальоны). Слайд 11

- Сейчас нам с вами тоже предстоит поработать почтальонами.

Выполним физ. минутку, а потом разнесем письма по домам.

(Эту физминутку сочинила мама ученицы нашего класса Ушакова Анна Владимировна)

В любую непогоду
Идет к нам почтальон.
Несет газеты, журналы,
Обходит свой район.
Ему без физкультуры
Никак не обойтись.
Попробуй по ступенькам
Попрыгай вверх и вниз.
Свою работу любит он,
Хоть сумка тяжела.
Терпенью, трудолюбию
Учусь у него я.

- Ребята! Сейчас нам предстоит не только разнести письма в дома, но и поупражняться в написание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Слайд 12

Перед вами три дома (Первый, второй, третий). У меня три письма. Вместо адресов на конвертах записаны крылатые выражения. Определив в крылатых выражениях у существительных предложного падежа верное написание безударных окончаний, вы легко узнаете не только порядковый номер дома, но и характер человека, который в этом доме живет.

Итак, первое письмо адресовано человеку, у которого "кошки скребут на сердце".

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание скребут на сердце и объясним орфограммы:

Сверим работу. Слайд 13

Скребут на сердце (П.п., 2скл. -Е)

2 склонение указывает на второй дом.

Итак, второе письмо для человека, которому все "видно, как на ладони".

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание видно на ладони и объясним орфограммы.

Сверим работу. Слайд 14

Видно на ладони (П.п., 3скл. -И).

3 склонение указывает на третий дом.

Итак, третье письмо адресовано человеку, который " родился в рубашке".

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание и объясним орфограмму:

Сверим работу. Слайд 15

Родился в рубашке (П.п., 1скл. -Е).

1 склонение указывает на первый дом.

- Ребята! Вы легко справились с этим заданием и хорошо усвоили правило о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Ребята! Помните как важно точно и разборчиво писать адрес на конверте.

Слайд 16 Дом - музей П. И. Чайковского в Клину.

- Ребята! Кого вы видите на слайде? Что вы знаете об этом человеке?

Музеи П.И.Чайковского есть в разных городах.

А вам сейчас предстоит самостоятельно записать в тетрадь текст о Доме - музее Петра Ильича Чайковского в Клину, вставляя орфограммы. Затем найти в тексте существительные единственного числа, стоящие в предложном падеже и указать склонение, падеж существительного, выделить окончание.

Слайд 17

Музей П:тра Ильич: Чайковского расположен в М:.сковской област:.

Домик великого композитора ст:.ит на самой окраин:. города Клин.

Сверим работу. Слайд 18

- В каникулы я приглашаю вас посетить Дом - музей П.И. Чайковского в Клину, чтобы пополнить свои знания об этом великом композиторе.

- Ребята! Наш урок подошел к концу. Назовите еще раз тему нашего урока.

Что же надо четко знать, чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний имен существительных, стоящих в предложном падеже?

Какое новое правило вы сами смогли сегодня сформулировать на уроке по изучаемой теме?

(П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10

Домашнее задание:

1. Выучить правило правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже.

2. Составить 10 словосочетаний (глагол+ существительное предложного падежа единственного числа с предлогом). Существительные выбрать из словарных слов. Указать склонение, выделить окончание.