Задачи:
- Воспитывать культуру общения учащихся, взаимоуважение, доброжелательность, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
- Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Работать над выработкой положительных черт характера.
Действующие лица:
- Мама - кошка
- Котенок
- Волк
- Маша
- Буратино
- Старичок - лесовичок
- Птичка
- Медведь,
- Фея
- Мальвина
Оборудование: магнитофон, запись мелодий, слова вежливости на табличках, слоги вежливых слов, названия улиц города Вежливости,
Эпиграф: "Спешите делать добро".
Ход праздника
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам!
Доброе утро! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым:
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Добрый день, дорогие дети и взрослые! Здравствуйте!
- Сегодня у нас необычный праздник - Праздник доброты и вежливости.
(раздается стук в дверь, появляется мама-кошка и ее ребенок-котенок)
Мама-кошка:
Здравствуйте, это начальная школа?
Мой ребенок пришел учиться.
Он такой у меня развитой!
Такой старательный, внимательный,
И такой замечательный!
Учитель:
Ну что ж, устроим экзамен.
Заходи-ка, Котенок, к нам!
Как тебя зовут?
Котенок: Мяу! Не знаю.
Учитель: А что ты должен говорить, когда встречаешься с взрослыми?
Котенок: Мяу! Не знаю.
Учитель: Извините, уважаемая мама-кошка, но не могу я его принять в этот класс.
Мама-кошка: Почему? Он просто растерялся.
Учитель: Он не знает у вас простые "Волшебные" слова.
Мама-кошка: А что это такое?
Учитель: Вот видите, вы сами их не употребляете и ничего о них не знаете.
Учитель: Давайте спросим у ребят!
Ребята, какие "волшебные" слова произносила мама - кошка?
(ответ детей: "здравствуйте")
(мама-кошка огорчается, котенок начинает плакать).
- Вы не расстраивайтесь, а лучше присаживайтесь и изучайте вместе c нами "волшебные" слова".
Учитель: Мы совершим путешествие в город Вежливости и Добра.
Ребята, кто из вас любит ездить на поезде? Замечательно! Вот на нем мы сейчас и отправимся в путь. А чтобы веселее было путешествовать, давайте споем песню: "Если добрый ты"
(звучит фонограмма стука колес поезда)
Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов.
Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться "волшебными" словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.
В народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит!". А какие "волшебные" слова знаете вы?
(Выходят пять учеников)
Здравствуйте
"Здравствуйте" - ты скажешь человеку,
"Здравствуй" - улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста
Отменить что ли слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что сказал - забывать.
А если я все же забуду, -
Простите, я больше не буду!
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем идущим:
Кузнецу, врачу, ткачу -
"С добрым утром" я кричу.
"Добрый день!" - кричу я вслед
Всем идущим на обед,
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
(звучит фонограмма стука колес поезда)
Игра "Собери вежливое слово"
Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,)
Пока ребята составляют слова, мы поиграем в рифмы. Я буду читать стихи, а вы добавляйте нужные слова.
Игра: "Доскажи словечко"
1.
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще:
Дети: "здравствуйте"
2.
Медведя лет пяти - шести
Учили, как себя вести:
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо :
Дети: "кланяться"
3.
Все поступают мудро,
Когда говорят:
Дети: "доброе утро"
4.
Если вы друзей уважаете,
При встрече спросите:
Дети: "как поживаете?"
5.
Хорошо говорить при встрече
Всем знакомым :
Дети: "добрый вечер"
Не забудьте, что на прощание,
Надо всем говорить :
Дети: "до свидания"
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов.
Жители этого тупика приготовили вам по одному вредному совету.
А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.
1.
Если ты пришел к знакомым -
Не здоровайся ни с кем
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Учитель: Какие ошибки? Давайте исправим их.
2.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе -
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай,
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
3.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал -
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
4.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
5.
Если к папе или к маме тетя взрослая пришла
И ведет какой - то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой!", "Сдавайся!", "Руки вверх!"
6.
Вот кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
"Что с тобой?" - вскричала мать, - "Заболел сыночек?"
Я забыл тебе сказать: "Мама, доброй ночи!"
Учитель: То, что говориться в этих советах, конечно, делать нельзя. Нужно проявлять доброту и заботу друг о друге.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Наше путешествие продолжается, и мы въезжаем в Парк Сказок.
Всю свою жизнь, с самого раннего детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают, что за все то, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Доброта - это признак силы и великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов.
В сказках добрые люди всегда красивы. Героиня одной из сказок сегодня у нас на празднике. Встречайте добрую Фею!
(под музыку появляется добрая Фея)
Фея: Добрый день, дорогие друзья! Какой сегодня прекрасный день! Какой чудесный зал! Я всегда появляюсь там, где царят доброта, вежливость, воспитанность и красота. Я приглашаю вас познакомиться с золотыми, волшебными правилами:
"Спасибо" и "пожалуйста", "прости" и "извини" -
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы - таблицы умножения
Есть еще одна - таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста"- волшебные слова
Всюду, где нескромному укажут отворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед волшебным словом двери отворяются
Пусть оно почаще повторяется
Учитель:
Что такое "здравствуй"? - лучшее из слов.
Потому что "здравствуй", значит, будь здоров!
Правило запомни, знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово "здравствуй" повторить с пора.
Фея: А сейчас я всех приглашаю поиграть.
Игра "Здравствуйте"
Правила игры: Все встают в круг. Водящий идет за кругом, задевает одного из играющих. Оба бегут в противоположные стороны. Встретившись - останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте, меня зовут . . ." (по очереди называют свое имя). Затем бегут дальше, стараясь занять пустое место. Кто не успел - становится водящим.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: А теперь пора приниматься за дело, мы оказались с вами на аллее Задач. В условиях этих задач есть кое - какие ошибки.
Слушайте внимательно и исправляйте их.
Мальвина дает урок вежливости Буратино:
Мальвина: Подумайте, Буратино, как бы вы поступили в данных ситуациях:
Девочка возмущенно жалуется маме: " Во дворе мальчик, такой невежа, зовет меня Анькой". " А ты его как зовешь?" - спросила мама. " А я его вообще никак не зову. Я просто кричу ему: "Эй, ты!"
Права ли Аня?
Буратино: Конечно, не права. У него же есть имя, надо было кричать: Эй, Петька!
(выслушиваются мнения детей)
Мальвина
Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Увидев учителя, Максим подбежал к нему рассказывать, какой интересный фильм он вчера посмотрел.
- Какую ошибку допустил Максим?
Буратино: А, знаю. Надо было не подбежать, а подойти. Правильно?
Мальвина
3. Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?"
Мальчик допустил 3 ошибки. Какие?
Буратино: Наверное, не надо было кричать?
Ребята, помогите найти еще две ошибки.
(пожалуйста, который час)
Мальвина
В дверях встретились два мальчика: одному 7 лет, а другому 10. Кто кого должен пропустить?
Буратино: Я знаю, знаю! Тот, кто младше должен пропустить старшего!
Ответ: самый вежливый
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра "Не ошибись, пожалуйста"
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Присядьте!
Попрыгайте, пожалуйста!
Наклонитесь!
Потопайте, пожалуйста.
Руки вперед!
Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!
Будьте добры, присядьте.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Мы попали с вами на Веселую полянку. Давайте выйдем из поезда и немного отдохнем.
Песня - танец "Делай, как я!"
А сейчас прозвучат веселые частушки, послушаем их.
Частушки
Все:
Растяни меха гармошка,
Эх, играй, наяривай!
Слушай правду ты о детях
И не разговаривай!
1.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
2.
На уроках наша Лена.
Не поет и не шумит,
Но визжит на переменах
И гремит, как динамит.
3.
Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
4.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.
5.
Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!
6.
В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои -
Петухи у нас свои.
7.
Все на музыке поют,
Димочка стесняется,
Но зато на перемене
Рот не закрывается.
8.
Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.
Все:
Вам частушки не от скуки,
А для пользы пели мы.
Пусть теперь поднимут руки
Те, кого задели мы.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с девочкой Машей из сказки "Волшебный цветочек".
Инсценирование сказки "Волшебный цветочек".
Действующие лица:
- Маша
- Старичок-лесовичок
- Птичка
- Волк
- Медведь
Учитель:
На свете странная девочка есть
Она сама умеет кашу есть
И кукол умеет рисовать
И собак дрессировать
Но только скажет мама:
"Спать пора" - она рев заводит до утра:
Маша:
Не просите меня, я спать не хочу,
Не могу я лежать, лучше в лес убегу!
Учитель: И однажды после этих слов она очутилась в лесу.
Маша: (плачет)
Ой, я, кажется, заблудилась.
Что же мне теперь делать?
Птичка:
Чик-чирик, чик-чирик,
Здравствуй, девочка!
Маша:
Птичка, я заблудилась!
Капризничала, и вот оказалась в лесу. (плачет)
(птичка летает, не обращает на девочку никакого внимания)
Маша: Я забыла сказать "Здравствуй птичка!"
Птичка:
Не плачь, девочка, я помогу тебе.
Полечу вперед, а ты за мной иди.
Приведу я тебя к Старичку-лесовичку.
Он все знает.
(звучит музыка, птичка летит впереди, Маша идет за ней)
Птичка: Здесь живет Старичок - лесовичок.
Маша:
Старичок-лесовичок, покажись, появись.
Не показывается. Позову его погромче.
Ой, я забыла сказать "Пожалуйста".
Покажись, пожалуйста, Старичок - лесовичок!
Старичок-лесовичок:
Здравствуй, Машенька!
Здравствуй, милая!
Маша:
Здравствуйте, Старичок - лесовичок.
Заблудилась я, капризничала дома.
И вот очутилась в лесу.
Помогите мне, пожалуйста, дорогу домой найти.
Старичок-лесовичок:
Не плачь, Машенька! Вижу, поняла ты, что плохо делала.
Помогу тебе. Дарю тебе волшебный цветок. (протягивает)
Понюхай его и сразу добрее, вежливее и веселее станешь.
(Маша нюхает цветок, звучит волшебная музыка)
Маша: (оглядывается по сторонам)
Ох! Какая кругом красота!
Какой замечательный лес!
Спасибо, Вам, Старичок-лесовичок, за цветок.
Старичок-лесовичок: Пожалуйста, Маша. Иди прямо, если тебе понадобиться помощь, цветок поможет.
Маша: Спасибо, Старичок-лесовичок, до свидания!
(идет Маша дальше, а на встречу, волк идет)
Волк:
Я, злой и страшный серый волк,
В девчонках вкусных знаю толк!
Съем тебя, девочка!
Маша:
Здравствуй волк! Не ешь меня!
Лучше понюхай цветочек.
(нюхает)
Волк:
Что со мной? Зубы не щелкают, и злость пропала.
Нет, не буду тебя есть. Очень уж ты хорошая и пригожая.
(уходит, звучит музыка)
Учитель: Идет Маша дальше, а навстречу ей - медведь.
Медведь:
А это кто еще в лесу?
Заломаю, раздавлю и растопчу.
Маша:
Здравствуй, медведь! Не трогай меня!
Лучше понюхай цветочек. (нюхает)
Медведь:
Что случилось со мной? Стал я легок, хоть большой!
Никого не раздавлю, никого не растопчу. (уходит)
(идет Маша, поет песни)
Маша:
Долго по лесу я шла,
Но дорогу я нашла.
И пришла во второй "а" класс,
Чтоб порадовать всех вас.Я цветок вам покажу,
Что волшебный расскажу,
Волк не стал кусаться,
Медведь лесных зверей давить.И я стала вежливой, ласковой
Будьте, дети, и вы добры
Будьте ласковы и умны.
А этот цветок я оставлю вашему классу.
Хором:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут. Сердца все согревая,
Как маленькие теплые костры.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города Вежливости - площади Добра.
Как вы думаете, ребята, а что слаще всего на свете?
(выслушиваются ответы детей)
Послушайте стихотворение
Ученик:
Что слаще всего? Я спросил у ребят
Всласть высыпаться, сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат: леденец!
Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального
Сердечное, доброе слово
Игра "Ласковое слово"
Учитель: Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Я предлагаю вам поиграть в игру "Ласковое слово". Я называю слово, например "ветка", а вы должны сказать это слово, но уже ласково - "веточка".
Мама - мамочка, сын, лиса, кот, заяц, птица, дочь, ветер, цветок, ягода, облако, солнце.
(Обращается к маме-кошке и ее котенку)
- Ну что, Котенок, понравилось тебе наше путешествие по городу Вежливости? Чему ты научился у нас?
Котенок:
Многому на празднике мне пришлось узнать,
Теперь в трамвае место я всем буду уступать.
"Здравствуйте" при встрече буду говорить,
За подарки, помощь, всех благодарить.
Буду очень вежливым, - и прошу я вас:
Пожалуйста, зачислите меня во второй класс!
Учитель: Надеюсь, что не только мама-кошка и ее котенок узнали для себя нужное и полезное, но и все ребята, которые были на этом празднике.
Научиться правилам вежливости совсем не трудно, стоит только захотеть. "Волшебные" слова помогут в жизни, надо только всегда помнить о них и вовремя говорить.
Делайте людям добро и Добро к вам обязательно вернется!
Наш тематический праздник подошел к концу, и закончим мы его.