Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Живые участники круговорота веществ" (УМК "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Познакомить учащихся со взаимной зависимостью живых организмов различных "профессий". Научить приводить примеры живых организмов разных профессий, выделять звенья круговорота веществ, объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека.
  • Развивать логическое мышление, речь, умение сравнивать, сопоставлять.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения:

  • Учебник "Окружающий мир"
  • Учебник-тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли". Часть 1. (Авторский колектив: А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан).
  • Презентация к уроку.
  • Карточки для работы в группах, парах; карточки с основными терминами.
Этапы урока Учитель Ученики
I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Совместное открытие знаний и объяснение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV ф и з м и н у т к а

V Самостоятельное применение знаний

Проверка работы в парах на мультимедийном проекторе

 

 

 

 

Проверка самостоятельной работы на мультимедийном проекторе

 

 

VI. Использование сети интернет: естествознание. Роль насекомых:. (http://www.portal-slovo.ru)

 

VII.Подведение итогов, рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Д/З

- Мы сегодня будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать:.

- Посмотрите на схему. б

(Слайд 4)

- Что можете сказать?

- Почему эти превращения можно назвать круговоротом?

- Как понимаете понятие "большой круговорот веществ"

- Что можете сказать, глядя на вторую схему? (Слайд 5)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воздух?

- Что можете сказать, глядя на третью схему?

(Слайд 6)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воду.

- Как в природе происходит процесс превращения отходов в продукты? Расскажите по схеме.(Слайд 7)

- Живые организмы каких профессий участвуют в большом круговороте веществ?

- Я хочу рассказать вам сказку.

Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком.

Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст ожил и заговорил:

- Зачем ты меня бьёшь?

- Просто так, - ответил Ваня.

- А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе?

- Так не бывает!

Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки.

Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит.

- А Вы, ребята, можете помочь Ване?

- Объясните, как куст наказал мальчика.

- О чем должен задуматься мальчик?

 

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

1. Выполнение задания учебника. С30.

- Организмы каких профессий забыли поместить ученики 2 класса в свои экосистемы?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

- "Мусорщики", "едоки", "кормильцы" в экосистеме существуют независимо друг от друга?

- А как?

- Как они связаны?

- Чтобы найти правильный ответ, давайте проведем исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах.

 

 

1. Работа в группах. (3 ряда -3 группы).

Задание для первой группы(на карточке):

1. Какова роль "кормильцев"? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.31(учебник)

2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?

3. На, что расходуются произведенные вещества?

4. Выберите ключевые слова для своих ответов.

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для второй группы (на карточке):

1. Какова роль "едоков"? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник)

2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?

3.Что происходит с веществами?

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для третьей группы (на карточке):

1. Какова роль "мусорщиков"?

2. Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник)

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

3. Составление обобщающей схемы.

(Слайд 11)

- Найди на схеме живые организмы определите их "профессию".

- Что обозначают стрелки?

(называть можно в любом порядке)

- Почему две стрелки?

- Приведите примеры производителей.

- После производителей, кто будет следующим?

 

 

- Какая связь еще будет между разрушителями производителями?

 

4. Игра по схеме. (Слайды 12-15)

- Продолжите по своему усмотрению: Что было бы, если бы исчезли:.

- А теперь давайте вернемся к нашему герою- Ване. Можем ли мы ответить на вопрос, что же с ним произошло?

Чтение вывода с. 33

Гимнастика для глаз

1. Работа в парах

У каждой пары карточки: мухомор, сосна, ястреб, трава, муравей, редис, крот, микробы, окунь:

Расположить карточки на группы по "профессиям", составить цепь питания (экосистему) (Слайд 16)

2. Самостоятельная работа

В рабочей тетради выполнить задание на выбор с. 13,  № 2 или с.14 № 3

(С.17-18)

- На нашем уроке, о роли каких живых организмах в круговороте веществ мы говорили меньше всего?

- Информацию о них мы можем найти в сети интернет.

(демонстрация материала на сайте)

- Какова же роль маленьких живых организмов?

- О насекомых каких "профессий" вы узнали?

- Для чего человеку необходимо изучать природные процессы.

- С какими понятиями(ключевыми словами) мы работали на уроке?

- Какую проблему решали?

- Какие трудности вы встретили на уроке?

- Как вы их преодолели?

- Чтобы вы посоветовали Ване и всем людям?

- Давайте поможем нашему кустику "одеться". У вас на партах лежат листочки.

  • Зелёные - всё понятно, не возникло трудностей.
  • Жёлтые - возникли трудности, не всё ясно.
  • Коричневые - не получилось, тема не понятна.

С.30-33, задание № 4. Найти информацию в справочной литературе в сети интернет о роли бактерий в круговороте веществ.

 

 

Круговорот веществ в хозяйстве, доме.

Эта цепочка заканчивается одним и тем же веществом.

Процессы превращения веществ происходят на всей планете и участвуют все вещества.

Изображен процесс очищение воздуха

 

Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. В доме становится душно и мы его проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать.

 

Изображен процесс очищения воды

 

С грязной водой в очистных сооружениях борются микробы, и ее снова могут употреблять растения, животные и люди.

Микробы разрушают также отходы деятельности человека . Из них получаются питательные вещества, нужные растениям для их роста. Например, корова поедает растения на пастбище и дает мясо и молоко. Питаясь растительной и живой пищей, человек опять получает необходимые ему органические вещества.

 

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Куст лишил его продуктов питания.

- Как дальше он будет жить, что ему необходимо для жизни?

- Почему жизнь человека зависит от порядка в природе?

- Как и почему в природе все взаимосвязано?

- О связях в природе.

- О круговороте веществ.

Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга.

- О связи живых организмов природы.

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

1 рисунок - "кормильцы", едоки"

2 рисунок - "едоки"

3 рисунок - "мусорщики"

- На каждом рисунке экосистемы должны присутствовать представители всех трех " профессий".

- Нет.

-Они существуют совместно.

Предположения учащихся

 

Ключевые слова

  • Кормильцы
  • Производители
  • Углекислый газ
  • Минеральные питательные вещества
  • Органические вещества

"Кормильцы"- это растения. Они поглощают из почвы воду и соли(минеральные питательные вещества), а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому их профессию можно назвать "производители". Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела.

Ключевые слова

  • Едоки
  • Потребители
  • Органические вещества
  • Углекислый газ

"Едоки"- это животные, они получают вещества, поедая растения и других животных. Поэтому их называют потребителями. Получая органические вещества,они возвращают растениям углекислый газ.

Ключевые слова

  • Мусорщики
  • Разрушители

- Мусорщики это разные живые организмы: грибы, бактерии, жуки навозники, дождевые черви. Они питаются умершими живыми организмами. Их называют разрушителями.

- Производители. Они - источник питания для всех живых организмов, в том числе и для человека.

 

 

- Есть два пути.

Растение может быть съедено потребителем, либо погибнуть и им займутся разрушители.

- Пшеница, дуб, клевер:.

Потребители. Они получают вещества необходимые для жизни от производителей.

Хищники. Это тоже потребители. Животные, которые не питаются растениями. Они питаются другими живыми организмами.

Разрушители - это разные живые организмы: грибы, дождевые черви, жуки могильщики, микробы. Они питаются только умершими живыми организмами. (Растениями, животными:)

Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. (перегной)

Учащиеся рассказывают о нарушениях в круговороте, при исчезновении одного из компонентов. Порядок выбора (по щелчку "мышки") компонента схемы может быть любым.

 

 

 

Нарушился большой круговорот веществ. Ваня уничтожил куст. Куст- производитель. Исчезнет производитель - исчезнут потребители, которые потребляя органические вещества, являются источником жизни человека и других живых организмов, далее исчезнут разрушители, которые являются источником жизни для производителей. Превращение веществ должно идти по замкнутому кругу.

работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О насекомых и бактериях.

(другие версии)

-Ответы учащихся

 

 

 

 

Учащиеся прикрепляют листочки к модели куста.