Урок русского языка по теме "Лексические и грамматические значения имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить лексические и грамматические значения имен прилагательных, научить пользоваться именами прилагательным в устной и письменной речи.
  • Формировать орфографическую грамотность, творческие способности учащихся.
  • Развитие навыков каллиграфически правильного письма.
  • Воспитывать любовь к природе, гуманные качества, самостоятельность.

Оборудование: учебник "Русский язык. 4 класс" Р.Н. Бунеева, фонограмма мелодии курая, картины природы, карточки.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка, где мы узнаем много интересного и удивительного!

2. Проверка домашнего задания.

Краткий блиц-опрос:

- Что обозначают имена прилагательные?

- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

- Какими членами предложения являются прилагательные?

3. Постановка целей и задач урока.

- Отвечая на вопросы домашнего задания, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (о прилагательных).

- Сегодня мы уточним лексические и грамматические значения имен прилагательных. А еще мы поговорим о легких нашей планеты. Догадайтесь сами, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

- Откроем наши тетради и вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свой открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я - вот так держу,
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

4. Минутка чистописания.

- Отгадайте, что это? Зеленые, клейкие, нежные, легкие?

- Верно, это листочки на деревьях. Запишем следующие элементы букв, похожие на листочки:

СС с/с Сс оо Со со ОО

5. Словарная работа.

Вспомним изученные виды орфограмм. Разгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь и подчеркните орфограммы.

Кто живет в лесу?

1)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней? (Соловей)

2)

У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

3)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

4)

Летом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)

6. Решение целей и задач урока.

а) Постановка целей и задач урока.

Скажите, о чем идет речь?

Стоит Алена
Платок зеленый.
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)

- Какие два значения можно выделить у слова? Верно, лексическое и грамматическое.

Береза

Лексическое Грамматическое

- Поговорим о лексическом значение этого слова. Для этого заглянем в "Толковый словарь" С.И. Ожегова.

Береза - лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

б) Работа в группах. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

------ береза считается символом России. На ------ шаре насчитывается около 120 видов берез. Весной ------ березка распускает ------ сережки. Из ----- березы течет много сока - к ------ лету.

Вывод. Слова из какой части речи помогли украсить наш текст? (прилагательные). Прилагательные делают нашу речь красивее, выразительнее, богаче.

в) Работа в парах. Вспомним грамматические значения прилагательных. Исключите лишние прилагательные.

Береза ( какая?) белая, красная, карликовая, черная, стройная, городская, целебная, полезная, кудрявая.

Вывод.

- Что обозначают эти слова? (признак предмета).

- На какие вопросы отвечают? (какая?)

г) Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

д) Вспомним грамматические признаки прилагательных. Работа в тетрадях.

Подберите прилагательные к словосочетаниям, выделите окончания.

Лес (какой?) ------

Трава (какая?) ------

Небо (какое?) ------

- Чем отличаются эти прилагательные, кроме лексического значения? (разного рода)

Вывод. Прилагательные изменяются по родам, имеют разные окончания.

  • Ж.р. - ая, яя
  • М.р. - ой, ый, ий
  • Ср.р. - ое, ее

е) Работа в учебниках.

Следующий грамматический признак: изменение по числам и падежам. Найдите в учебнике упражнение 209. Выпиши из предложения имена прилагательные, определите число и падеж. Комментированное письмо по цепочке.

Вывод. Прилагательные изменяются по числам (ед.ч., мн.ч.), склоняются по падежам.

ж) Физкультминутка. Гимнастика для глаз (звучит мелодия курая в современной обработке. Исп. Р.Шарипов).

- Итак, все закрыли свои глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу. Веет легкий ветерок, тихонько звенят синие колокольчики, шепчутся листья берез. На желтоглазой ромашке вы заметили красивую бабочку. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. Откройте глаза, посмотрите на горизонт, а теперь друг на друга и улыбнитесь.

з) Работа по учебнику.

Упражнение 211.Задание: просклоняй словосочетание ( сущ. + прилаг). Понаблюдай за тем как, изменяются имена прилагательные. Взаимопроверка.

Вывод: Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.

7. Закрепление и обобщение изученного материала.

а) Проверим свои знания. Вы должны свой ответ записать цифрой.

1 тайный 2 хитрая 3 косолапый
4 теплое 5 сухой 6 красивые

1. Прилагательное ж.р ед.ч., выражающий характер лисы.

2. Синоним к слову секретный.

3. Антоним к слову мокрый

4. Прилагательное во множественном числе.

5. Прилагательное м.р. ед.ч, характеризующий медведя.

6. Прилагательное ср.р. ед.ч

Правильные ответы: 2,1,5,6,3,4.

б) Работа в группах. Выпиши из текста словосочетания прил. + сущ., укажи род, число и падеж. На доске текст:

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько прекрасных песен и стихов сложено о ней. Часто она упоминается в мудрых пословицах и поговорках, в интересных сказках. Из белоствольной березы делают прочную фанеру, красивую мебель, много необыкновенных сувениров. А береста? Это готовая природная бумага.

От многих болезней помогает добрая березонька. Сердечный поклон и большое спасибо родной березке!

8. Подведение итогов урока.

- Какую тему мы закрепили на уроке?

-Что нового для себя узнали? Оцените работу своих друзей.

-С какими трудностями столкнулись на уроке? Как их можно исправить?

-Как правильно нужно относиться к лесу? Почему?

9. Домашнее задание. Подготовьте и запишите рассказ о березе, используя имена прилагательные.

Использованная литература.

  1. Ахмедов Р.Б. Одолень - трава. Уфа: Башкирское издательство "Китап", 2001
  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. - М.: "Баласс"
  3. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999
  4. Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир".- Москва "ВАКО, 2005