Цели урока:
- обучение навыкам самостоятельно получать новые знания;
- формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;
- развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- формировать навыки сотрудничества в процессе совместного познания.
Задача урока:
- установить от чего зависит сила Архимеда, и вывести формулу для её расчета.
- Тип урока: урок изучения нового материала.
- Форма урока: поисково - исследовательская.
- Оборудование: на каждом столе, согласно заданиям
- демонстрационное ведерко Архимеда;
- карточка задание (для каждого ученика).
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Актуализация знаний: (в форме беседы, 2 мин.). На последнем уроке мы с вами опытным путем обнаружили выталкивающие действие жидкости на погруженное в нее тело. А в физике действие одного тела на другое характеризуется физической величиной - сила. Сила - это векторная физическая величина, и это значит, что результат его действия зависит от:
- Точки приложения;
- Направления;
- Модуля.
Где точка приложения и как направлена выталкивающая сила, мы выяснили на прошлом уроке (ответы учащихся). А вот на этом уроке мы с вами выясним, как определить модуль этой силы.
В науке, теория считается справедливой, если она отвечает трем критериям:
- теория должна объяснять множество факторов и явлений, наблюдаемых в природе;
- теория должна быть доказана экспериментально;
- теория должна давать вперед идущие выводы.
По этому, сегодняшний урок мы построим в соответствии с этими критериями.
Но в начале попробуйте спрогнозировать, от чего должна зависеть выталкивающая сила, если это сила с которой жидкость действует на погруженное в него тело (ответы детей). Если вдуматься, это, по-видимому, действие каких-то физических характеристик жидкости и тела.
III. Экспериментальная часть: (10 мин.)
Итак, вам необходимо экспериментально установить от каких физических величин зависит сила Архимеда, а от каких нет (приложение).
(Учащиеся выполняют задания, анализируют результаты, а выводы выносят на доску) А сейчас в целом проанализируем, что мы получили:
Сила Архимеда зависит от плотности жидкости ();
От объема тела (Vт), и зависимость эта прямо пропорциональная.
IV. Теоретическая часть (7 мин.)
А что по этому поводу скажет нам теория. (учитель делает чертеж и выводит формулу Силы Архимеда).
Вывод: теория подтверждает результаты эксперимента.
Значит, сила Архимеда зависит только и только от плотности жидкости и объема тела.
V. Вперед идущий вывод (7 мин.):
Демонстрация - объем вытесненной жидкости равен объему погруженной части тела. Следовательно, в формуле вместо объема тела можно подставить объем вытесненной жидкости. А произведение плотности жидкости на объем вытесненной жидкости - есть масса вытесненной жидкости.
А произведение массы вытесненной жидкости на постоянную величину - q, есть вес вытесненной жидкости.
ВЫВОД: Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.
Опыт - демонстрация вывода (учебник стр. 118, рис. 139(в)).
Если подобный опыт проделать с телом, погруженном в какой либо газ, то мы получили бы тот же результат.
VI. Факты и явления, которые объясняет теория (3 мин.) (учащиеся приводят примеры).
VII. Рефлексия (8 мин.) Упр. №24 (1-2).
VIII. Домашнее задание параграф 49 + О.К. П 48 (2 мин.).
Дополнительно п. 8 (материал для дополнительного чтения).
Литература: Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.Дрофа 2009 год.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Установите на опыте, от каких величин зависит Fa, а от каких не зависит.
№ | Зависит + Не зависит - Как? |
Оборудование | |
1. | От формы тела. | 1. динамометр; 2. сосуд с водой; 3. полоска пластилина (из которой будут делать фигуры разной формы). |
|
2. | От глубины погружения. | 1. динамометр; 2. сосуд с водой; 3. тело. |
|
3. | От объема тела. | 1. динамометр; 2. сосуд с водой; 3. тела разного объема. |
|
4. | От массы тела. | 1. динамометр; 2. сосуд с водой; 3. тела равного объема, но разной массы. |
|
5. | От плотности жидкости. | 1. динамометр; 2. сосуды с разными жидкостями; 3. тело. |
ВЫВОД: Fa зависит от _____________________
Чем больше ______________________________
Тем ___________________________________ Fa