Учебное занятие на уроках ИЗО "Объем в цвете"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: "Объем в цвете"

Раздел: Зимние фантазии.

Цель: Развитие умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи.

Задачи:

  • изучить последовательность и художественные приемы выполнения объема в цвете;
  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты в объеме;
  • развивать художественно-творческие способности, фантазию, зрительно-образную память;
  • формировать пространственные представления, творческую индивидуальность;
  • создать условия для активного экспериментирования в цвете, использование учащимися в набросках собственных впечатлений и наблюдений за зимней природой;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность при составлении композиции.

Оснащение:

  • план-конспект "Объем в цвете";
  • варианты работ учащихся, педагога;
  • раздаточный материал к игре "Рисовалка", (фломастеры, писчая бумага);
  • приложение № 1, приложение № 2 (контур окошек фонаря);
  • форэскизы фонарей, сюжета;
  • раздаточный материал по теме: "Сказка".

Материал и оборудование:

  • Бумага, простые карандаши, писчая и альбомная бумага, краски, кисти, скотч, силуэты фонарей.

План.

1.Организационный момент

2. Игра-упражнение "Рисовалка" (на развитие моторики, создание рабочего микроклимата)

3. Повторение пройденного материала.

4. Изучение нового материала

5. Выполнение практической части

6. Физ. минутка

7. Демонстрация работ, анализ и самоанализ работ, подведение итогов.

Ход занятия

Педагог должен помнить о том, что на каждом занятии важно создавать ситуацию успеха для учащегося, а тот учиться осознавать свою победу (успех). Это позволяет установить наиболее тесный и доверительный контакт.

1. Организационный момент

Приветствие присутствующих. Сообщение темы, задачи данного занятия. Знакомство с ходом занятия.

2. Игра упражнение "Рисовалка" (на развитие моторики, создание рабочего микроклимата).

Материал: Альбомные листы, несколько пачек фломастеров.

Задание: Учащиеся берут в обе руки фломастеры, разного цвета одновременно с педагогом под его рассказ, необходимо нарисовать картину. Руки должны рисовать вместе, одновременно.

Рисует художник
Пейзаж у реки:
Рисует деревню,
Рисует мосты,
Фонари расставляет,
По вечерам их включает,
Выводит дороги,
Деревья, кусты.
Рисует сугробы,
Рисует, рисует,
Снежинки, пургу и метель:

Примечание: Нельзя поочередно рисовать руками.

Самоанализ готовых работ учащимися:

- Интересно, рисовать двумя руками?

- Ваше впечатление?

- Какая работа лучше всех, почему?

3. Изучение нового материала

На наших занятиях мы используем синтез искусств: живопись, графику, архитектуру, дизайн.

На предыдущих занятиях мы говорим о новом направлении в искусстве: дизайне. Как искусство оно возникло в XX веке. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, космических кораблей и т. д.

Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются, носителями духовной культуры и так было всегда - с далекой древности до наших дней. Дизайнеры работают над красотой окружающих вещей.

Вопросы на повторение:

Что включает в себя "декоративность":

  1. Единство стиля, (связь с окружением, с историей);
  2. Символика цвета в украшениях;
  3. Символика объема в цвете;
  4. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура).

Объем в цвете.

  1. Какие приемы используют в живописи, чтобы показать объем?
  2. Через что передаете объем в форэскизах?
  3. Как показан, объем в фонарях?
  4. Можно показать объем в живописи, графике?

4. Выполнение практической части

Вам предлагаю поделиться на 2 дизайнерских бюро. Каждое бюро - команда получает готовый фонарь, листы на которых нарисованы контур стекла.

На предыдущем уроке вы смотрели иллюстрации известных художников. Мы говорили о том, что может отражаться на стеклах уличного фонаря. Работали над форэскизами, набросками. Размышляли о том, как объемно через цвет, показать обьем.

Этапы выполнения нашего "Социального заказа":

  • Разработка форэскиза;
  • Подмалевок в цвете;
  • Прорисовка по планам;
  • Детализирование;
  • Обобщение работы, анализ.

Задание: Необходимо выполнить социальный заказ. Скоро Новый год. Для празднования мы каждый год в клубе украшаем актовый зал, наряжаем елку. Новые элементы декора необходимы для новогоднего спектакля. Это декоративные уличные фонари. В них отражается новогодняя сказка.

Необходимо учитывать следующее:

  • Соответствие зимней тематике;
  • Выполнение в холодных тонах или яркими цветовыми акцентами;
  • Триптих (гармонично сбалансированная форма трех объемных композиций),
  • Простота и выразительность;

(работа на 5-10 минут)

5. Физ. Минутка

Встал художник у окошка повернулся,
Потянулся словно кошка.
Всем прохожим улыбнулся,
И в мир фантазий окунулся.

Выберите три форэскиза, которые можно вставить в силуэт уличного фонаря. На уроке вы должны выполнить в цвете, в красках.

6. Анализ выполненной работы (подведение итогов, выводы)

Используемая литература.

1. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись (практическое пособие) / Ю. М. Кирцер. - М.: Высшая школа, 2002 . - 150 с.

2. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 2003. - 245 с.

3. Кэмпбелл Смит, Р. Перспектива / Р. Кэмпбелл Смит. - М, Кристина & Ко, 2001, 238 с.

4. Ньютон, У. Акварельная живопись / У. Ньютон. -М.: Кристина & Ко, 2001. - 230 с.

5. Баррас Д. Свет в акварели / Д. Баррас. -М.: Кристина & Ко, 2001. - 300 с.

8. Демонстрация работ, анализ и самоанализ работ, подведение итогов. Что было интересного на занятии, что получилось лучше всего, какие сложности у вас были и почему?