Тип урока. Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Крестики-нолики".
Цель:
1. Воспроизведение, актуализация прежних знаний по теме "Формулы"; применение знаний при решении нестандартных задач;
2. Развитие познавательного интереса, расширение кругозора учащихся;
3. Воспитывать коммуникативное отношение друг к другу.
Ход урока
_. Организационный момент.
Правила игры: класс разбивается на две команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды - "крестик" или "нолик". Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры - начинать с конкурса "Вспомни".
Оформление: на доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определенное задание.
Слайд 2
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды - "крестик" или "нолик", так участники могут следить за ходом игры.
II. Актуализация опорных знаний.
Слайд 3
Конкурс "Вспомни". Каждой команде предлагается вспомнить все формулы и записать их на листке, которые были изучены в теме "Формулы". Та команда, которая больше вспомнит формул - выигрывает в этом конкурсе.
___. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно "крестик" или "нолик", поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс "Помоги другу". В этом конкурсе каждой команде предлагается заполнить таблицы. Слайд 4
Конкурс "Реши задачу". Слайд 5
Длина и скорость поезда
Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 с, а мимо будки стрелочника - за 15 с. Вычислите длину поезда и его скорость.
Конкурс "Отгадай". В этом конкурсе надо отгадать 3 ребуса. Слайд 6
задача
минус
отрезок
Конкурс "Черный ящик". Слайд 7
Каждой команде предлагается решить задачу: "Камнерезные машины вырубили камень для стройки, а когда сложили вырубленные камни в виде прямоугольного параллелепипеда, то его длина оказалась 4 м, ширина -3 м, высота -2 м. Сколько необходимо трехтонных грузовиков, чтобы вывезти этот камень, если масса 1 кубометра камня 2500 кг".
Конкурс "Сосчитай!". Слайд 8
Задание: Сколько прямоугольников имеют площадь равную 12 см2?
Конкурс "Составь задачу". Слайд 9 Каждой команде предлагаются уравнения, по которым надо составить условие задачи, например:
2(а + 8) = 40.
Конкурс "Космическая задача". Каждой команде предлагается решить задачу: Слайд 10
Летчик-космонавт Павел Романович Попович находился в полете 70 часов, скорость его корабля была 8 км/с. Какой путь прошел его космический корабль?
Конкурс "Подбери пару". Слайд 11. Для этого конкурса предлагается следующее задание:
Задание: подобрать пару из левого столбца правому и в результате записать восьмизначное число.
P=4a 1.Объём кубу
S=ab 2. Скорость
S=vt 3. Путь
P=2(a+b) 4. Периметр квадрата
S=a2 5. Объём параллелепипеда
V = s:t 6. Площадь прямоугольника
V= abc 7. Площадь квадрата
V= a3 8. Периметр прямоугольника
_V. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда - на балл ниже. Учителю дается право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от их активности на уроке.
V. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме "Формулы".
VI. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.
Литература.
1. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы/ авт.-сост. О.В.Бощенко. - Волгоград: Учитель, 2005.-69с.
2. Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.- 21-е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2007.- 280с.