Цели и задачи:
- расширить знания учащихся о растительном мире нашего края.
- познакомить с лекарственными растениями нашей местности, показать их целебную роль.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оформление и необходимые материалы:
- рисунки, иллюстрации ягод, грибов, лекарственных и ядовитых растений нашей местности.
- декорация лесной поляны.
- музыкальная фонограмма: голоса птиц, запись песни " Вместе весело шагать".
- костюмы для ведущих: Ягодная ведьма, Гриб-Боровик, Земляничка, Зайчик, Доктор Айболит, Старичок-Лесовичок, Ромашка.
Ведущие: учащиеся средних классов.
План подготовки:
1. Изучение литературы.
2. Составление сценария.
3. Распределение ролей.
4. Подбор костюмов.
5. Подготовка декорации и оборудования.
Ведущий: Растительный мир нашей Родины чрезвычайно богат. Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником существования и вдохновения. Общее количество видов лекарственных растений достигает 20 тысяч. Из них пока изучены и применяются в медицине лишь около 250 растений. Значительно больше видов - около 2 тысяч- используются в народной медицине. Растительный мир нашей местности также разнообразен и богат. Сегодня мы познакомимся с лекарственными растениями нашего края, узнаем много полезного и интересного. А для этого отправимся в удивительный сказочный лес. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в лесу, чтобы не напугать лесных жителей.
- Какие же это правила?
(дети вспоминают)
- Молодцы, теперь мы смело можем отправиться в путешествие. Чтобы нам было веселее, исполним знакомую песню "Вместе весело шагать".
1-я остановка. Встречает Старичок - Лесовичок.
Ведущий:
- Здравствуй, Старичок - Лесовичок! Ребята хотят побывать в твоём сказочном лесу, узнать много интересного. Разреши нам путешествовать по лесным тропинкам.
Старичок-Лесовичок : Я согласен, но сначала ответьте на мои вопросы.
- Вы заблудились в лесу. Как правильно найти дорогу домой без компаса?
- Почему растения в лесу не мешают друг другу расти?
- Какое растение "говорит", где оно растёт?
Продолжи поговорку: Много леса - не губи, нет леса -:. .
- Почему лес называют "легкими планеты"?
- Молодцы, ребята! Правильно ответили на мои вопросы. Теперь вас можно пускать в незнакомый лес, таких хороших следопытов. С пути вы не собьетесь. Удачного путешествия!
(ребята исполняют песню "Вместе весело шагать")
Ведущий: Вторая остановка Ягодная. На лавочке сидит Ягодная ведьма и протягивает ребятам корзиночку.
Ягодная ведьма:
Как же я вам рада!
Слаще шоколада
И вкусней, чем ананас
Эти ягоды для вас!
(Выбегает Земляничка и отнимает корзину)
Земляничка:
Не сошла ли с ума!
Здесь паслён, вороний глаз!
Гибель ты несёшь для нас.
Убери свою корзину!
(обращается к ребятам)
Посмотрите на картинку:
Эти ягоды, друзья,
Собирать в лесу нельзя.
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придётся вам лечиться.
(Земляничка показывает рисунки ягод, объясняет, почему их нельзя есть)
Земляничка :Скажите, ребята, а какие ягоды растут в наших лесах?
(дети перечисляют, а Земляничка объясняет, чем полезны эти ягоды)
Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, ребята, кто нас встречает? Да это Гриб-Боровик.
(Гриб-Боровик отгоняет прутиком шныряющих вокруг Поганок. Поганки стараются утащить рисунки с нарисованными на ней ядовитыми грибами.)
Боровик:
Эй, ребята, подождите!
Хорошенько посмотрите:
В белых точечках убор
Надевает мухомор,
А поганка - бахрому,
Вдруг понравиться кому.
Это вот опёнок ложный-
Отравиться ими можно.
(Поганки хватают рисунки, Боровик обращается к ребятам)
Боровик:
Как же мне прогонит поганок,
Этих шустрых хулиганок?
Помогите, мне, друзья!
Ведущий:
Слушай, средство знаю я:
Назовем сейчас подробно
Имена грибов съедобных.
(По мере того, как ребята кричат: лисички, белые, рыжики, и др., поганки "умирают".) На доске иллюстрации съедобных грибов.
Боровик:
Много знаете грибов!
Победили всех врагов!
А теперь прошу сказать,
Как грибочки собирать.
(Ребята отвечают, что грибы надо осторожно срезать ножиком, беречь грибницу.)
Боровик:
До свиданья, в добрый час.
Жду в лесу под ёлкой вас.
Ведущий:
А сейчас у нас привал.
Отдохнем и поиграем.
Загадаю вам загадки.
Слушайте внимательно-
Отгадывайте старательно.
- О каком дереве говорят "Красавица русского леса"? (берёза)
- Какое дерево называют "медовым"? Почему? (липа)
- Ягода красна, да не так вкусна;
А пришёл мороз- сахарку принес.(рябина)
- Я на розу так похож,
Разве что не так хорош;
Но зато мои плоды всем пригодны для еды.(шиповник)
- Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
- Растение от 99 болезней? (зверобой)
- Это травянистое растение весной зацветает первым? Чем она полезна?(мать - и- мачеха)
Ведущий: Поиграли, отдохнули. Продолжаем наше лесное путешествие.
Звучит заставка песни "Вместе весело шагать:")
(На лавочке сидит Зайчик.)
Ведущий:
Что, ты Зайчик, так не весел
Низко голову повесил?
Зайчик:
Нет ни сил, ни аппетита
Помогите мне, друзья?
Ведущий: Может доктора позвать?
(Входят Витамины А,В,С.)
Витамин А:
Доктора не надо,
Витамины - вот что надо!
Витамин В:
Добрый день, друзья!
Чтобы были вы красивы.
Витамин С:
Чтобы были не плаксивы.
Витамин А:
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело.
Витамин В:
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней!
Витамин С:
Витамины как всегда -
Ваши лучшие друзья!
Ведущий: Витамины обычно человек получает с пищей. Поэтому она должна быть разнообразной. Чаще всего нехватку витаминов мы ощущаем весной, поэтому в это время нужно позаботиться о своём здоровье.
Витамина А полезен для глаз. Содержится он в рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.
Если у вас нет аппетита, часто утомляетесь, принимайте витамин В. Он содержится в печени, молоке.
При нехватке витамина С, человек часто болеет простудными заболеваниями. Больше всего витамина С содержится в шиповнике, лимоне, черной смородине, капусте.
Витамин Д - нужен для костей. Он имеется в рыбьем жире.
Ведущий: Много полезного мы узнали на этой остановке. Пора нам двигаться дальше по удивительным лесным тропинкам.
Следующая остановка Санитарная. Встречает Доктор Айболит.
Доктор Айболит:
Лес, как сказочное царство.
Здесь кругом растут лекарства.
В каждой траве, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить -
Я могу вас научить.
Больные спрашивайте - я отвечу на ваши вопросы.
1-й больной. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор Айболит: Ответить на этот вопрос поможет вот эта загадка
Он знаменитый, золотой,
Постарел да стал седой,
А как только поседел
Вместе с ветром улетел. Что это?
Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.
2-й больной: Я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?
Доктор:
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом.
Дети: Ромашка.
Доктор:
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь себе кружку,
В котором дымиться,
Слегка горьковатый душистый отвар.
3-й больной: А какое растение поможет излечиться от болезни желудка?
Доктор:
Вам поможет тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки:
Подсчитай-ка, долек сколько?
0,10,20,30:
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
4-й больной: А какое растение поможет при ранении?
Доктор:
Путника друг - подорожник.
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропках у ног.
Ведущий: Спасибо тебе Доктор Айболит, за твои полезные советы.
А нам пора идти дальше.
(исполняют песню)
Ведущий: Посмотрите, ребята, какая красивая поляна. Каких только растений здесь нет.
(появляется Ромашка)
Ромашка:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной,
Помогает от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Я хочу вас познакомить с целебными свойствами некоторых растений (показывает и рассказывает о землянике, зверобое, полыни, календуле, чистотеле, пижме).
Ведущий: Спасибо, Ромашка. Я думаю, что ребята узнали много полезного и интересного.
Наше путешествие по сказочному лесу подходит к концу и мы возвращаемся домой.
Подведём итог нашего путешествия.
- Что же нового и полезного вы узнали сегодня?
- Как нужно вести себя в лесу? Почему это важно?
- Что нужно делать, чтобы наша Родина стала краше?