Урок математики в 1-м классе (УМК "Планета знаний") по теме "Число 8. Состав числа 8. Сколько ног у осьминога?"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование представлений о составе числа 8.

Задачи :

  1. Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, основанного на знании состава чисел.
  2. Развитие правильной математической речи и кругозора учащихся.
  3. Воспитывать уважение друг к другу. Формировать умение слушать каждого.

Оборудование :

  • Учебник “ Математика 1 класс, I часть”.
  • Карточки со словами, числами.
  • Индивидуальные доски , мел (3 шт.).
  • Математический веер (24 шт.).

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Проверка готовности к уроку.

б) Разминка.

  • Назовите какое сегодня число?
  • Какой день недели?
  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько выходных в неделе? Какие это дни?
  • Сколько рабочих дней?
  • Среда – это ...

Поэтому сегодня мы и работаем.

2. Математический диктант.

(В тетрадь записываются только ответы.)

Откройте тетради, найдите сегодняшнее число.

  • Запишите число, которое состоит из 2 и 1.
  • Если из 5 – 4, то...
  • Если к 2 + 3, то ...
  • Какое число находиться между числами 6 и 8.
  • Если 1 увеличить на 1, получится ...
  • Если 7 уменьшить на 1 , получится ...
  • Запишите маленькое двузначное число.
  • Следующее число для 3.
  • Предыдущее число для 10.

Проверка : (1 называет, остальные проверяют)

3 1 5 7 2 6 10 49

– Какое задание можно предложить? (Расставить числа по порядку.)
– Девочки записывают эти числа в порядке убывания. Как? (От самого большого до самого маленького.)
– Мальчики – в порядке возрастания ? Как? (От самого маленького до самого большого.)

Проверка: (чтение совместно вслух).

Девочки:
10 9 7 6 5 4 3 2 1

Мальчики:
1 2 3 4 5 6 7 9 10

– Чей ряд можно продолжить ? Почему ?
– Что заметили ?
– Какое число пропущено?
– Почему важно при счете ничего не пропускать ?
– Для чего нужно знать порядок при счете ?

3. Постановка цели урока.

– Что вы знаете о пропущенном в этом ряду чисел числе 8?

Вопросы – помощники:

  • Какой цифрой обозначается?
  • Сколько цифр участвуют в записи числа 8?
  • Как называется такое число? (Однозначное.)
  • Назовите числа между которыми оно расположено в числовом ряду? (7 и 9)
  • Какое число будет предыдущим для числа 8? (7)
  • Назовите следующее число после 8? (9)
  • Какие числа будут меньше 8? (Те, которые до 8)
  • Какие числа будут больше 8? (Все числа, которые при счете называем после 8.)
  • Из каких чисел можно получить число 8 ?

–   Все пары чисел трудно назвать, потому что знаний ещё недостаточно.
– Какие цели можете поставить перед собой на уроке математике сегодня?

(Узнать из каких пар чисел можно получить число 8.)

Моя цель на уроке : Помочь вам в этом и познакомить с составом числа 8.

4. Новая тема.

а) Работа по учебнику.

Откройте учебник с. 88 № 1
Прочитайте тему урока “ Сколько ног у осьминога?”.
Чтение стихотворения в учебника про осьминога.
Вчитайтесь в слова ОСЬМИНОГ ВОСЕМЬ
– Что заметили? (Есть общая часть.)
– Почему осьминога назвали осьминогом?

Сколько осьминогов на рисунке ?

Внимательно рассмотрите и придумайте, что могут обозначать эти равенства.
Записываем эти равенства в тетрадь.

Равенства в столбик:

1 + 7 = 8 (1 – с газетой, 7 – без газет, всего 8 осьминогов.)
2 + 6 = 8 (2 больших осьминога, 6 маленьких осьминогов. Всего 8.)
3 + 5 = 8 (3 сидят на скамейке, 5 на асфальте. Всего 8.)
4 + 4 = 8 (4 красных, 4 синих. Всего 8 осьминогов.)
– Что получили ?

Вспомните правило суммы:
От перестановки чисел сумма не изменяется.

Пользуясь этим правилом суммы запишите 2 столбик на сложение.

(2 примера вместе, остальные самостоятельно, 3 человека на инд.досках.)

Проверка.

Почему для равенства 4 + 4 = 8 не нашлось равенства, в котором числа бы поменялись бы местами.

Зачем объясняли эти равенства? + проговаривание.

5. 3акрепление.

а) Из пары каких чисел может состоять число 8?

б) Работа с математическим веером.

Покажите число, которое нужно поселить в числовой домик

8 – это 1 и ...
8 – это 6 и ...
8 – это 3 и ...
8 – это 4 и ...
8 – это 2 и ...
8 – это 5 и ...
8 – это 7 и ...

В) Фильм из жизни осьминога.
Сколько же ног у осьминога?

6. Итог урока.

Что нового узнали о числе 8?
Что захотелось рассказать родителям?
Что показалось очень интересным?
А зачем надо знать состав числа 8?

7. Рефлексия “ Собери пазлы”.

Задания по колонкам

1-я к. – красная 8.
2-я к.– желтая 8.
3-я к. – синяя 8.

Если было интересно, и теперь знаете состав числа 8, то собираемся на 1-й колонке.
Если не все ещё понятно идем на 2-ю колонку.
Если трудно сказать, все ли понятно , идем на 3-ю колонку...