Цель: Формирование представлений о составе числа 8.
Задачи :
- Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, основанного на знании состава чисел.
- Развитие правильной математической речи и кругозора учащихся.
- Воспитывать уважение друг к другу. Формировать умение слушать каждого.
Оборудование :
- Учебник “ Математика 1 класс, I часть”.
- Карточки со словами, числами.
- Индивидуальные доски , мел (3 шт.).
- Математический веер (24 шт.).
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Проверка готовности к уроку.
б) Разминка.
- Назовите какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько выходных в неделе? Какие это дни?
- Сколько рабочих дней?
- Среда – это ...
Поэтому сегодня мы и работаем.
2. Математический диктант.
(В тетрадь записываются только ответы.)
Откройте тетради, найдите сегодняшнее число.
- Запишите число, которое состоит из 2 и 1.
- Если из 5 – 4, то...
- Если к 2 + 3, то ...
- Какое число находиться между числами 6 и 8.
- Если 1 увеличить на 1, получится ...
- Если 7 уменьшить на 1 , получится ...
- Запишите маленькое двузначное число.
- Следующее число для 3.
- Предыдущее число для 10.
Проверка : (1 называет, остальные проверяют)
3 1 5 7 2 6 10 49
– Какое задание можно предложить? (Расставить числа по порядку.)
– Девочки записывают эти числа в порядке убывания. Как? (От самого
большого до самого маленького.)
– Мальчики – в порядке возрастания ? Как? (От самого маленького до самого
большого.)
Проверка: (чтение совместно вслух).
Девочки:
10 9 7 6 5 4 3 2 1
Мальчики:
1 2 3 4 5 6 7 9 10
– Чей ряд можно продолжить ? Почему ?
– Что заметили ?
– Какое число пропущено?
– Почему важно при счете ничего не пропускать ?
– Для чего нужно знать порядок при счете ?
3. Постановка цели урока.
– Что вы знаете о пропущенном в этом ряду чисел числе 8?
Вопросы – помощники:
- Какой цифрой обозначается?
- Сколько цифр участвуют в записи числа 8?
- Как называется такое число? (Однозначное.)
- Назовите числа между которыми оно расположено в числовом ряду? (7 и 9)
- Какое число будет предыдущим для числа 8? (7)
- Назовите следующее число после 8? (9)
- Какие числа будут меньше 8? (Те, которые до 8)
- Какие числа будут больше 8? (Все числа, которые при счете называем после 8.)
- Из каких чисел можно получить число 8 ?
– Все пары чисел трудно назвать, потому что знаний ещё
недостаточно.
– Какие цели можете поставить перед собой на уроке математике сегодня?
(Узнать из каких пар чисел можно получить число 8.)
Моя цель на уроке : Помочь вам в этом и познакомить с составом числа 8.
4. Новая тема.
а) Работа по учебнику.
Откройте учебник с. 88 № 1
Прочитайте тему урока “ Сколько ног у осьминога?”.
Чтение стихотворения в учебника про осьминога.
Вчитайтесь в слова ОСЬМИНОГ ВОСЕМЬ
– Что заметили? (Есть общая часть.)
– Почему осьминога назвали осьминогом?
Сколько осьминогов на рисунке ?
Внимательно рассмотрите и придумайте, что могут обозначать эти равенства.
Записываем эти равенства в тетрадь.
Равенства в столбик:
1 + 7 = 8 (1 – с газетой, 7 – без газет, всего 8 осьминогов.)
2 + 6 = 8 (2 больших осьминога, 6 маленьких осьминогов. Всего 8.)
3 + 5 = 8 (3 сидят на скамейке, 5 на асфальте. Всего 8.)
4 + 4 = 8 (4 красных, 4 синих. Всего 8 осьминогов.)
– Что получили ?
Вспомните правило суммы:
От перестановки чисел сумма не изменяется.
Пользуясь этим правилом суммы запишите 2 столбик на сложение.
(2 примера вместе, остальные самостоятельно, 3 человека на инд.досках.)
Проверка.
Почему для равенства 4 + 4 = 8 не нашлось равенства, в котором числа бы поменялись бы местами.
Зачем объясняли эти равенства? + проговаривание.
5. 3акрепление.
а) Из пары каких чисел может состоять число 8?
б) Работа с математическим веером.
Покажите число, которое нужно поселить в числовой домик
8 – это 1 и ...
8 – это 6 и ...
8 – это 3 и ...
8 – это 4 и ...
8 – это 2 и ...
8 – это 5 и ...
8 – это 7 и ...
В) Фильм из жизни осьминога.
Сколько же ног у осьминога?
6. Итог урока.
Что нового узнали о числе 8?
Что захотелось рассказать родителям?
Что показалось очень интересным?
А зачем надо знать состав числа 8?
7. Рефлексия “ Собери пазлы”.
Задания по колонкам
1-я к. – красная 8.
2-я к.– желтая 8.
3-я к. – синяя 8.
Если было интересно, и теперь знаете состав числа 8, то собираемся на 1-й
колонке.
Если не все ещё понятно идем на 2-ю колонку.
Если трудно сказать, все ли понятно , идем на 3-ю колонку...