Цели:
- познакомить с рассказом С. Романовского "Москва";
- учить слушать научно-познавательный текст; воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и культуре России;
- уважительное отношение к одноклассникам и их работам;
- учить моделировать обложку;
- отрабатывать навык чтения.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
- У поэта Михаила Матусовского есть хорошие стихи:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять:
- С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но одно ясно, что Родина - это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
Работа с книжками-самоделками со стихотворениями о Родине.
- Рассмотрите книжки-самоделки на выставке. Что объединяет произведения в книжках? (В книжках - самоделках стихи о Родине и иллюстрации к ним.) Верно. Вы прочитали разные стихи, но на одну тему - о Родине.
- Составим модель обложки к книжкам-самоделкам. (Учитель составляет модель обложки на доске.)
- У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.
- Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
- Как с помощью "заместителя" показать, что в книжке стихи? (В середине треугольник.)
- Каким цветом закрасим треугольник? Почему? (Красный треугольник - стихи о Родине.)
Чтение наизусть стихотворений о Родине подготовленными детьми.
- Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед прочтением фамилию автора и заголовок.
Работа с выставкой детских рисунков.
Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изображено и почему.
- Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
- Как называется наша Родина? Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа С. Романовского "Москва". Беседа после чтения.
- Послушайте, я буду читать.
- На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы - реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово "Москва"?
Слайд: Москва, Россия, Родина.
- Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?
- У русского народа есть такая поговорка: "Москва всем городам мать". Почему так говорят? (Москва - столица нашей Родины. Когда-то, много - много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стала главным городом русской земли.)
Словарная работа.
Уроженец - человек, родившийся в каком-либо месте.
Вековые деревья - живущие, существующие столетия, века, очень долго.
Пригляден для жилья - хорошо подходит для житья.
Пригревки - место, согретое освещенное солнцем.
Росчисть - вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.
Крепостца - небольшая, незначительная крепость.
Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон:
Повторное чтение текста. (Если возникнет необходимость.)
Составление модели обложки.
Учитель работает на доске, а ученики - на своих листах.
- Положите перед собой лист для моделирования обложки.
- Кто написал рассказ, который вы прослушали? Романовский - это фамилия автора. Заменим фамилию красной рамочкой вверху. Вот так.
- Как называется рассказ Романовского? Это ? заголовок. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
- Ведите пальчиком, "прочитайте" заголовок.
- Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова "рассказ".
- О чем этот рассказ? Рассказ о Родине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.
- Сравните свою работу с образцом на доске.
- Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются "заместителями" жанра.)
- Как на модели обложки обозначается стихотворение? Рассказ? Каким цветом замещаем тему произведения? Почему на разных моделях цвет темы одинаковый - красный? (Произведения о Родине.) Какое произведение (Романовского "Москва" или стихи о Родине) дало вам новые сведения о Москве? Какое затронуло ваши чувства?
Физкультминутка
2. Работа по учебнику.
Работа с иллюстрацией.
- Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?
Упражнение в чтении.
Слайд: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.
- Прочитайте слова. Почему слова Москва, Родина написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.
3. Работа в тетради.
- Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)
Кремль
Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.
Да и само слово город в старину означало ограду, стену, а не само поселение.
Спасская башня
Самая главная и самая красивая - Спасская башня. На ней установлены главные часы страны - куранты - они показывают точное московское время.
Москва - это Красная площадь.
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой в честь реки, около которой он был заложен.
III. Итог урока.
- Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто автор рассказа? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите заголовок и "прочитайте" хором. (Москва.)
- Мы познакомились с рассказом о Родине.
Для самостоятельной работы (по желанию): найдите книгу о Москве или книгу с рассказами о Родине, о природе; рассмотрите с родителями иллюстрации в учебнике; раскрасьте рисунок к рассказу в тетради.
Литература
- Бескоровайная Л., Перекатьева О., Шин С. Сценарии школьных праздников. 2 класс. (Серия "Школа радости") ? Ростов-на-Дону "Феникс", 2002. ? с. 277?294.
- Касаткина, Н. А. Уроки знаний, классные часы. ? Волгоград: Учитель, 2007.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Кертес О. Д., Шихирина Г. Г. Устный журнал "Символы России". Ресурсный материал: https://urok.1sept.ru/articles/587018/
- Никулина, М. Ф. Открытый урок. Литературное слушание в 1-м классе (Начальная школа XXI века) Ресурсный материал: https://urok.1sept.ru/articles/211961/
- Горовая В. И., Дробот Н.И. и др. Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 кл.: пособие для учителя. ? М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007 - 207 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка)? Ростов-на-Дону: Издательство "Учитель", 2004.- 176 с.
- Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: Литература. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001.