Тема | С лукошком за грибами |
Цель темы | 1. Уточнить детские представления
о грибах. 2. Познакомить со съедобными и ядовитыми грибами. 3. Сформулировать и запомнить правила сбора грибов. 4. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе. 5. Совершенствовать навык чтения на материале урока. |
Планируемый результат | Знать названия распространенных
съедобных и ядовитых грибов, встречающихся в нашей местности, уметь их различать; запомнить правила сбора грибов. |
Основные понятия | Понятия: съедобные грибы, несъедобные грибы, шляпка, споры, ножка, грибница. |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Ресурсы: – основные – дополнительные |
Учебник О.Н.Федотова,
Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов « Наш мир» 1 класс Тема: «С лукошком за грибами» Учебник, хрестоматия «Давай знакомиться, мир.» наглядный и раздаточный материал, «Тетрадь для самостоятельных работ» к учебнику, методическое пособие «Я познаю мир. Грибы». |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группе. |
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
– Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
II этап. Актуализация знаний
Учитель. Сегодня мы с вами
отправляемся на лесную поляну с лукошком за
грибами. (Приложение
1. Слайд 2)
Кто ходил в лес за грибами?
Какие грибы вы собирали?
III этап. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику с. 58-59
– Прочитайте тему урока. О чем мы сегодня с вами
будем говорить?
Наша задача познакомиться со съедобными и
несъедобными грибами, научиться их распознавать,
узнать почему их так назвали.
Рассмотрите иллюстрацию на страничке учебника.
2. Фронтальная беседа
А какие грибы, вам знакомые, вы видите на поляне?
(Приложение 1.
Слайд 3) Гриб – это не растение. По некоторым
свойствам грибы близки к растениям, по другим
– к животным. Они образуют особое царство
природы – грибы.
Как и растения, грибы неподвижны, но, как и
животные, питаются готовой пищей (органическим
веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У
грибов в строении тела нет таких частей, которые
свойственны
растениям. Отсутствует стебель, лист, цветок.
Самая главная часть гриба – это грибница,
которая находится в земле.
То, что вырастает над землей и что мы кладем в
корзинки, только плодовое тело гриба. В плодовом
теле находятся споры, которыми размножаются
грибы.
Рассмотрите части гриба. (Приложение
1. Слайд 4).
А какая польза от грибов? (Питательная
ценность, польза пеших прогулок на свежем
воздухе в тишине леса, масса радостных
впечатлений от грибных находок )
(Приложение 1.
Слайд 5)
Учитель: Белая прохладная незрелая
мякоть съедобного гриба раньше заменяла
пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана
быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще 300
лет назад применяли при обморожениях.
(Приложение 1.
Слайд 6) И еще много интересного вы сможете узнать
о белом грибе из текста Г. Кученевой.
(Чтение текста «Царь грибов» из хрестоматии с.
69.)
3. Групповая работа
– А сейчас мы с вами узнаем, почему так названы
грибы. Для этого разделимся на группы.
Прочитать, пересказать текст. (с.70-72, хрестоматия)
I гр. – «Почему подосиновик – подосиновик» (Приложение 1. Слайд
7)
II гр. – «Почему подберезовик растет под
березой» (Приложение 1.
Слайд 8)
III гр. – «Разноцветные сестрички» (Приложение 1.
Слайды 9-10)
4. Работа по учебнику с. 58.
1. Учитель: Все ли грибы можно
употреблять в пищу? Учебник с.58.
Съедобные грибы. (Приложение
1. Слайды 11-15).
Несъедобные грибы. Приложение
1. Слайды 16-18)
А вот, что о них рассказывает Г. Кучевая и В.
Жаров. с. 72.Чтение статьи «Опасный красавец».
Рассказ учителя «Главная среди поганок».
Физминутка
2. Составление правил сбора грибов. (Приложение 1. Слайды 19-20)
- Нельзя грибы вырывать из грибницы, их срезают ножом у основания ножки или шляпки.
- Старые перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами
- Не надо вырывать из земли молодые, крошечные грибы, они еще должны подрасти
- Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы
3. Польза грибов. (Приложение
1. Слайд 21).
– Как ты считаешь, о какой пользе говорила Маша?
– Несъедобные грибы собирают белки, едят олени,
ими лечатся лоси. А червивые грибы – это дом для
личинок насекомых. Например, мухи откладывают в
грибы яйца, их которых вылупляются личинки (такой
гриб мы обычно называем червивым).
Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб –
это склад питательных веществ. Личинки едят гриб,
а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей
чужих деток, и не забывая о росте своей грибницы.
На следующий год на этом месте будут молодые,
красивые и не червивые грибы.
IV этап. Закрепление изученного
Игра «Кто больше наберет грибов». (Приложение 1. Слайд 22)
На «столе-поляне» лежат картинки съедобных и несъедобных грибов. Ученик в лукошко должен положить « съедобные грибы». Оценить сбор грибов.
V. этап. Формирование умений и навыков
Самостоятельная работа в тетради №36, с.37.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Понравилось вам быть на лесной поляне, где
много грибов? (Приложение 1.
Слайд 23)
Расскажите по схеме: (Приложение 1. Слайд 24)
VII. Оценка работы детей.
– Молодцы! (Приложение 1. Слайд 25)