1. Введение
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу “шумов”, глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.
2.Факторы, определяющие склонность подростков к девиантному поведению.
Перечислим основные факторы, ведущие к девиантному поведению подростков.
Таблица 1
№ | Факторы | |
1. | Биосоциальный | Физические влечение к противоположному полу (либидо), стремление удовлетворить половую потребность, раннее начало полового созревания и пробуждение сексуальных устремлений. |
2. | Средовой | Влияние друзей, знакомых наличие ориентации на негативную компанию. Нарушение эмоционального контакта с родителями, натянутые взаимоотношения, невозможность откровенных бесед. Стимуляция отклоняющегося поведения окружающей средой: получение негативной информации через книги, кино и видеофильмы, от друзей, знакомых и т. д. |
Раннее начало курения, приема наркотиков, употребление алкоголя и т.д. | ||
3 | Социально-психологический | Потребность в эмоциональной близости и способы ее удовлетворения, употребление спиртных напитков в кругу компании. |
4 | Социальной дезадаптации. | Нарушение социальной адаптации, натянутые отношения с родителями (конфликты, наказания). |
Последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времяпрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности. | ||
5. | Нравственно-этический | Диссоциация нравственных установок. Интериоризированные (усвоенные) общественные нормы. |
6. | Реакция эмансипации. | Стремление стать взрослее, завоевать уважение друзей, подруг. |
7. | Неблагополучная семья. | Воспитание в условиях деформированной и неполной семьи. |
3. Ролевой блок личности у трудных подростков
Девиантное поведение подростков во многом обусловлено их характерологическими особенностями. Поэтому важным профилактическим мероприятием является коррекция поведения подростка.
Следует подчеркнуть, что акцентуация характера представляет собой хотя и крайний, но вариант нормы. Поэтому она не может быть психиатрическим диагнозом. Акцентуация – это фон, на котором могут возникать различные психические расстройства, психотические нарушения поведения и т. п. Как правило, риск этого значительно повышается при неправильном, неадекватном воспитании.
Своевременное обращение к специалистам позволяет родителям и педагогам получить соответствующие рекомендации по воспитанию подростка, исходя из присущего ему типа акцентуации. Это в свою очередь даст возможность предупредить отклонения в поведении.
Наиболее характерными признаками трудных подростков являются: слабое усвоение роли члена учебного или трудового коллектива, ярко выраженная ориентация на развлечения в досуговой деятельности, стремление к лидерству в межличностном общении, отклонения в сексуальном поведении, инфантильность представления о взаимоотношениях мужчины и женщины и др.
Приобретенные отрицательные черты личности определяют сексуальное поведение подростков, приводят к формированию отрицательного стереотипа полового поведения.
Досуговая деятельность трудных подростков носит пассивный характер и заметно преобладает над учебной и производственной. Если обычные подростки большую часть своего свободного времени посвящают полезным занятиям, повышающим их культурный, духовный и физический уровень, то трудные подростки – в основном встречам с друзьями и подругами, и чаще всего на улице.
Для трудных подростков в системе межличностных отношении довольно типично стремление к лидерству. Наиболее выражено это у несовершеннолетних, имеющих характерные черты гипертимного и эпилептоидного типа. Умение гипертимных подростков быть всегда впереди, в случае необходимости рисковать, оказать сопротивление, богатая фантазия в организации похождений поднимет их авторитет и позволяет руководить в неформальных группах сверстников.
Важной составляющей личности человека является полоролевая ориентация, сформирование которой в конечном итоге определяет, как будет в последующем у подростка происходить усвоение роли семьянина, от которой в свою очередь зависит устойчивость брака, способность правильно воспитывать детей и др.
Трудные подростки часто воспитываются в неблагополучных и неполных семьях. Это во многих случаях сопровождается полной безнадзорностью, что неблагоприятно сказывается на подростках с гипертимной и неустойчивой акцентуациями характера.
При воспитании в семьях, где имеются отчим или мачеха, наблюдается неблагоприятный психологический климат в связи с натянутыми отношениями между подростком и приемными родителями. Особенно это выражено, когда заключается новый брак, когда ребенок уже находится в подростковом возрасте.
Уровень образования родителей сам по себе не играет решающей роли как фактор, способствующий девиантному поведению подростков. Даже при высоком уровне образования в отношениях между супругами часто возникают разного рода неудовлетворенность. Это порождает натянутые отношения, неискренность, порой открытую вражду. У таких родителей нет единства в воспитании детей, чаще всего оно отодвигается на второй план, что остро чувствуют и переживают дети..
Раннее начало половой жизни, распущенность расцениваются подростками как признак зрелости, становятся своеобразным самоутверждением. Все воспитательные меры, предпринимаемые родителями, педагогами, врачами, милицией, чаще воспринимаются негативно. Реакция оппозиции проявляется в фо рме ухода из дома.
4. Практическая часть
Несмотря на то, что многие программы и проекты имеют международный и республиканский статус, приоритетной мы считаем воспитательную работу с трудными, неблагополучными подростками. Это направление сегодня, на наш взгляд, в большей степени отвечает интересам общества, чем развитие творческих способностей небольшой группы детей. Поиск эффективных форм работы трудными подростками стал нашей постоянной “головной болью”. Три года назад возникла идея организовать летний лагерь для трудных подростков. Конечно, нам не хватало опыта Антона Макаренко, который применял метод педагогического взрыва, чтобы “встряхнуть” беспризорных ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. И тогда мы решили открыть лагерь с суточным пребыванием детей. Его назвали военно-патриотический лагерь “Старт”. В наш лагерь вошли дети из неблагополучных семей, состоящих на учете КДН и ПДН, а также на внутришкольном учете. Перед нами предстали совершенно расхлябанные парни, с которыми нам предстояло каким-то образом договариваться. Разговаривать с ними на повышенных тонах было бесполезно – к окрикам взрослых они уже привыкли. Впрочем, с нецензурной бранью мы справились на второй день “награждая” ребят штрафными очками, сигареты также быстро закончились, и наши пацаны были обречены до закрытия лагеря вести здоровый образ жизни. Каждый день проходили разнообразные соревнования, интеллектуальные викторины, творческие мероприятия. Время в лагере пролетело быстро, ведь каждый день, проведенный на природе, был наполнен приключениями. И конечно ребята не могли оценить доброжелательную обстановку, которую обеспечивали им воспитатели, психолог, физический инструктор, повар.
Туристические походы в наших экстремальных условиях стали той победой над собой, которая необходима трудным подросткам, чтобы попробовать изменить свою жизнь.
1. Продолжительность работы и место расположения:
1 сезон продолжительностью 3 недели.
Место расположения: П.Чокурдах ул. Ленина 16а здание МУ МСЦ “Эрчим”.
2. Цели и задачи:
– Совершенствование теоретических знаний и навыков НВП.
– Патриотическое воспитание, привитие любви к родине (республике, улусу)
– Формирование, развитие у воспитанников морально-психологических качеств, сознательного ответственного отношения, личной безопасности к себе, к товарищам и окружающим людям.
– Приобретение воспитанниками практических навыков и умений поведения в экстремальных условиях, тур-походах.
– Пропаганда ЗОЖ, укрепление и развитие физического здоровья.
3. Руководство и организация:
Общее руководство осуществляется администрацией МР Аллайховский улус (район), улусный отдел образования. Непосредственная организация и работа возлагается на отдел молодежи и спорта, МУ МСЦ “Эрчим”, военный комиссариат, ОВД.
4. Финансирование
Финансирование производится на основании утвержденной сметы расходов. Источники финансирования: Бюджет УОО, бюджет МР Аллайховский улус, министерство по молодежной политике РС (Я).
5. Штатная структура лагеря:
– руководитель лагеря – общее руководство, организация всей работы лагеря. Контроль за осуществлением учебно-воспитательных, спортивно-массовых работ, за соблюдением санитарно-гигиенического режима ТБ и ППБ;
– воспитатель-отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, по воспитательной культурно-массовой работе;
– тренер – отвечает за проведение и организацию спортивных мероприятий, тренировки по физ. подготовке и туризму;
– мед. работник – отвечает за соблюдение необходимых санитарно-гигиенических условий. Предупреждает возникновение инфекционных заболеваний. Оказание мед помощи при травмах и острых заболеваниях.
– Повар – обеспечение режимного питания и составления меню.
– Психолог– оказание психологической помощи.
6.Основные направления учебных занятий:
– изучение общевойскового устава по программе
НВП;
– физическая подготовка;
– туристическая подготовка;
– патриотическое воспитание;
– профилактика правонарушений.
7.Личное снаряжение воспитанников ВПЛ “Старт”:
– туалетные принадлежности;
– нитки с иголкой;
– 2 тетради и ручка.
Форма одежды:
– спортивный костюм;
– кеды;
– камуфляжный костюм;
– головной убор.
В первый год нашей было трудно, но в дальнейшем мы набрались опыта. Средствами нам помогает наше улусное управление образование, отдел молодежи. В этот же год мы выиграли грант, и полученные средства ушли на улучшение материальной базы. Каждый год ребятам покупается новая форма (камуфляжные костюмы, спортивные костюмы, кроссовки), постельное белье и все необходимые принадлежности для проведения различных мероприятий, конкурсов и т.д.
План работы военно-патриотического лагеря “Старт” на 2 сезон.
5. Заключение
Во время работы в лагере мы сделали для себя простой вывод – для того чтобы выполнить программу, ребята, прежде всего, должны быть сыты. Это благотворно влияет на состояние их психики и нервной системы. Поэтому в лагере мы кормили их до отказа. Для нас крайне важно было найти адекватную форму “обратной связи”. Ведь трудные дети не очень любят говорить красивые и умные слова. Но когда закрывался сезон ребята с интересом и удовольствием давали нам интервью. Таким образом, мы получили возможность узнать о тех проблемах, которые действительно волнуют подростков. Находясь в лагере, ребята не раз могли убедиться, что в жизни есть много интересных видов деятельности, где они могут реализовать себя. Но выбор между одурманиванием и здоровым образом жизни каждый должен сделать сам.
Кроме того, каждому участнику была оказана максимальная педагогическая поддержка. Работа специалистов позволила им найти пути решения подростковых проблем, поэтому реабилитационная программа была продолжена и после лагеря. Многих учащихся сняли с учета. Сегодня наш проект по работе с трудными подростками можно считать педагогической технологией, поскольку благодаря отработанным формам и методам он решает главную задачу – формирует сплоченное детское сообщество, ориентированное на позитивные жизненные ценности, а значит на будущее.
6. Список использованной литературы
- Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1989 г.
- Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г.
- Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 1997
- Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 1994
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 6.Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970
- Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского. М., 1985
- Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965
- Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 1996
- Махов Ф.С., Когда подростку интересно. Ленинград, 1986
- Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
- Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 1995
- Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование – №1, 1997
- Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996
- Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992
- Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - №1, 1998.