Пояснительная записка
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “ выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Родительскому комитету важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
На основании нормативных правовых документов наш педагогический коллектив стремится к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего с семьей. Актуальным оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах ребенка.
Основные пути реализации программы:
- Составление характеристик семей обучающихся.
- Организация диагностической работы по изучению семей.
- Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
- Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований; объединений родителей по семейным проблемам.
- Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, библиотекаря, заместителей директора по воспитательной и учебной работе.
- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни. Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, уголок семейных традиций).
- Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Взаимодействие школы и родителей через:
- Приобщение родителей к педагогическому процессу.
- Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении.
- Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомится со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.
- Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка.
- Проявление понимания, терпимости в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
- Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Цель программы: повышение ответственности родителей в воспитании детей через взаимодействия со школой.
Задачи:
- Привлечение родителей в воспитательной деятельности школы;
- Организация открытой школы;
- Создание координационного совета.
Основные направления:
- Сотрудничество в управлении школой. Цель: содействие родителей в выполнении социального заказа школой.
- Работа с классными руководителями, психолого-социальной службой. Цель: создание условий для личностного роста ребенка.
- Проведение конференций, собраний по актуальным проблемам воспитания. Цель: повышение мотивации родителей к самообразованию и обобщению опыта.
- «Школа родителя». Цель: повышение уровня родительской компетентности.
- Работа «А5а субэтэ». Цель: укрепление роли отца, повышение ответственности в воспитании детей.
- Занятия клуба матерей «Кубэй». Цель: повышение уровня значимости материнства, обмен опытом, помощь молодым матерям.
- Индивидуальная работа с семьями. Цель: развитие социальной инициативы семей.
- Организация мероприятий, конкурсов, соревнований. Цель: повышение авторитета родителей, массовой активности, укрепление связи со школой.
- Пропаганда ЗОЖ. Цель: формирование у детей, родителей, педагогов потребности ЗОЖ.
- Меценатство, спонсорство. Цель: улучшение материально-технической базы школы, стимулирование учащихся, учителей, родителей.
- Акции милосердия, помощь семьям. Цель: благотворительная помощь и поддержка семей, находящихся в социально опасном положении.
- Общественное воспитание. Цель: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Содержание работы по реализации программы
Ученик |
Педагог |
Родитель |
|
Сотрудничество в управлении школой | – Участие в работе Совета Учреждения по
рациональному расходованию бюджета; – Целенаправленная работа ученического самоуправления «СYБЭ»; – участие в разработке законов, положений, Устава школы, дополнительного образования |
– Участие в работе педагогических
советов, в Совете Учреждения; – Участие в разработке нормативно-правовых документов школы – Анализ социокультурной ситуации в с.Едяй, родительского запроса в образовании с участием депутатов наслежного Совета; |
– Активная работа в Совете Учреждения; – участие в разработке Устава, нормативно-правовых документов школы; – Разработка и внедрение социального проекта (Организаторы: родкомитет) – Добровольные родительские пожертвования, взносы. |
Меценатство и спонсорство | – Участие в конкурсах «Лучший класс года» т.д., по плану ВР | – Назначение премий «Лучший классный
руководитель», «Лучший класс начальных классов»,
«Лучший класс года». – Стимулирование учителей, учащихся и родителей к творческой деятельности; |
– Укрепление материально-технической
базы школы – Назначение премий учащимся и учителям, отличившимся родителям, семьям по итогам года; – Проведение текущих ремонтов классных кабинетов; – Проведение акций милосердия «Собери в школу», «Доброе сердце», «Поддержка юных талантов» для малообеспеченных, неполных семей. – Проведение ярмарок; – Спонсорство в мероприятиях; – Поощрения лучших родительских активов школы. |
Повышение уровня компетенции | – Классные часы совместно с родителями; – Классные собрания с приглашением администрации, учителей-предметников; – Научно-исследовательская деятельность; – Краеведческие, научно-практические конференции; – Интеллектуальные игры, конкурсы, проекты; – Элективные курсы – Музейные уроки – Правовое просвещение; навыки» с 1-11 кл. – Информационные стенды «Знаешь ли ты свои права и обязанности», классные уголки, «В мире интересного» и т.п. |
– Работа в методических объединениях,
научно-исследовательская деятельность; – Школа молодого учителя; – МО классных руководителей; – Педконсилиумы, психологические консультации, семинары, НПК; – обобщение опыта; – проведение мастер классов; – организация тематических родительских собраний с привлечением различных специалистов; – использование информационно-иллюстрированных стендов, памяток, рекомендаций по воспитанию детей, видеоматериалов, мультимедийных в просвещении учащихся и родителей. |
– Родительский
психолого-педагогический лекторий, практикумы,
тренинги; – Родительские конференции, – Индивидуальные консультации; – Участие и помощь в научно-исследовательской деятельности учащихся; – проведение уроков, классных часов, бесед; – Организация «Школы родителей» – Презентация опыта семейного воспитания; |
Общественное воспитание | – участие в общественно-полезной
деятельности школы, наслега, улуса; – посещение кружков, секций, клубов по интересам; – клуба старшеклассников, – взаимодействие с молодежной организацией «Дабаан», культурно-спортивным комплексом «Чэбдик», участковой больницей, администрацией наслега; – шефство с ДОУ «Чэчир», Советом отцов, матерей, женсоветом. |
– психолого-медико-педагогическое
сопровождение; – выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасных ситуациях; – вовлечение общественности наслега, специалистов ОВД, ПДН, КДН, центра семьи и детства к работе по профилактике и реабилитации несовершеннолетних; – организация выходов на местное телевидение |
– назначение общественных
воспитателей из числа опытных родителей; – родительский и педагогический патруль по охране общественного порядка среди несовершеннолетних; – участие в комплексных операциях; – адресная помощь семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях; – налаживание работы с неблагополучными семьями; – обеспечение занятости детей общественно-полезной деятельностью, летнего отдыха; |
Повышение авторитета отца | – Совместные субботники, – Участие в конкурсах «А5а уолунаан», «Сайдам дьиэ кэргэн», в спортивно-прикладной игре «Байанай баайдара» с участием отцов, в мероприятиях «Недели отцов»; – Включение в творческую работу: сочинения, стихотворения, рисунки, фотовыставки, стенгазеты, видео зарисовки; – демонстрация положительного опыта отцов в воспитании: встречи с отцами, реклама, изготовление планшетов, альбомов; |
– изучение взаимоотношений отцов и
детей, положительного опыта, влияния отцов на
детей; – организация тематических классных часов, родсобраний; – создание благоприятной атмосферы общения; – привлечение отцов к активному участию в жизни школы; – организация проведения совместного досуга отцов и учащихся; |
– накопление, обобщение и
распространение достойного опыта, традиций,
ценностных ориентаций отцов в воспитании; – активная работа «А5а субэтэ» – участие отцов в конкурсах «Бастын а5а», «А5а уолунаан», «А5а баЬылык»; – организация соревнований по поколениям в разных видах спорта в школе и в наслеге; – наставничество над детьми «группы риска» |
Пропаганда ЗОЖ |
– посещение спортивных секций школы и
КСК; – участие в школьных, наслежных, улусных соревнованиях, – организация КТД по ЗОЖ; – Участие в семейных конкурсах «Мама, папа и я – спортивная семья», «Чэгиэн дьиэ кэргэн»; – Спортивные соревнования по волейболу, настольному теннису, шашкам, стрельбе из малокалиберной винтовки и т.д.; – Конкурс «Чэбдик салгыннаах дьиэ кэргэн»; – Школьный этап республиканского соревнования «Классы свободные от курения»; – Акция «Мы за ЗОЖ»: конкурсы плакатов, сочинений, видеороликов, реклам и т.п. |
– посещение спортивных секций; – Работа центра формирования здоровья по пропаганде ЗОЖ; – посещение фитнесс занятий; – создание условий для формирования культуры сохранения собственного здоровья; – способствование преодолению вредных привычек учащихся, коллег и родителей; – мониторинг здоровья всех участников программы; – организация мероприятий, пропагандирующих ЗОЖ; – чествование семей; – просвещение по данной теме; |
– помощь и контроль за обеспечением
условий для сохранения здоровья всех субъектов
школы; – привлечение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни; – поощрение родителей, поддерживающих деятельность в данном направлении; – организация совместных праздников, соревнований, спартакиад, разных мероприятий; – организация конкурса «А5а уолунаан» Неделя родителей:
|
Организация досуга | – Посещение кружков, секций, студий,
клубов по интересам; – демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме; – проявление инициативы по организации досуговой деятельности; – участие в предметных неделях, совместных мероприятиях, праздниках: концертах, конкурсах и т.д. – туристические походы, соревнования по туризму, – совместный выход на природу; – Военно-полевой поход к местности |
– изучение интересов и запросов
учащихся и родителей в развитии талантов
учащихся; – создание кружков, секций, студий, клубов с учетом интересов, индивидуальных возможностей, возрастных особенностей учащихся и запросов родителей, этно-краеведческой направленности школы; – соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности |
– сотрудничество с общественными
организациями для воспитания стремления к
полезному времяпровождению; – посещение и участие во внеклассных мероприятиях; – совместное планирование и общение по вопросу участия детей в досуговой деятельности; – проведение силами родителей конкурсов, праздников, реализация проектов;
|
Перспективный план работы родкомитета на 2010-2011 уч.год
Направления работы |
Содержание |
Срок |
Ответственные |
Привлечение родителей, семей к проблемам ОУ. | Организация участия в мероприятиях: – Планирование работы родкомитета на
2009-2010 учебный план; |
сентябрь октябрь январь декабрь февраль март апрель май в течение года |
Родком, Родком, Родком, кл.рук. Родком, кл.рук., Родком, Учителя физкультуры, родком Совет отцов, админ. Школы Родком, родители Родители, учителя Родком, психолог, соц.педагог Библиотекарь, родители |
Оказание различной помощи семье. | 1. Родительские дни по решению проблем
школьной жизни; 2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей 3. Организация психологической помощи; |
Еженедельно По возможности В течение года По необходимости |
Соц.педагог, родком. Администрация, родком Администрация наслега, соц.педагог Психолог |
Повышение педагогической культуры родителей. | 1. Классные тематические родительские
собрания; 2. Всеобуч родителей с привлечением различных специалистов; 3. Информационно-иллюстрированные стенды; 4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей; |
4 раза в год 1 раз в полугодие По мере возможности По возможности |
Кл. рук., психолог, соц. педагог, мед. работнк психолог, соц.педагог, мед. работник |
Профилактика негативного семейного воспитания. | 1. Индивидуальные встречи, беседы; 2. Рейды в семьи «проблемных» учащихся и неблагополучных родителей; 3. Консультационные дни специалистов; 4. Вызов на Совет по профилактике КДН; |
В течение года В течение года По необходимости |
Кл.рук., админис. Соц.пед., психолог, кл.рук. Специалисты разл. орган. Администрация наслега, КДН; |
«Школа родителя». | 1. Индивидуальные консультации
психолога; 2. Участие в семейных конкурсах, спартакиадах; 3. Клуб матерей «Кубэй»; 4. Совет отцов «А5а субэтэ» |
По необходимости По необходимости 1 раз в квартал 1 раз в квартал |
Психолог Родком Родком Совет школы |
Совместные мероприятия | 1. «Праздник урожая» 2. День Матери 3. «Байанай кунэ» 4. Новогодний Бал-маскарад 5. День открытых дверей 6. «Мама, папа и я – спортивная семья» 7. «Смотр песни и строя» 8. Родительские чтения 9. «Ийэ кыыhынаан» 10. «А5а уолунаан» 11. День Пионерии 12. Общешкольное итоговое мероприятие |
Октябрь Ноябрь |
Содержание работы:
- Анализ социокультурной ситуации в 4-м Мальжегарском наслеге, родительского запроса в образовании с участием депутатов наслежного Совета;
- Разработка и внедрение социального проекта (Организаторы: родкомитет и «А5а субэтэ», «Кубэй»)
- Добровольные родительские пожертвования, взносы членов «Открытой школы»
- Системная работа Совета Учреждения по рациональному расходованию бюджета
Предполагаемый результат
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- Реализация личностно-профессионального роста педагогов;
- Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.