Цели:
- закреплять знания детей о временных представлениях, количественных отношениях между числами;
- закреплять навыки составления арифметических задач;
- совершенствовать навыки счета (прямого и обратного) в пределах 20;
- упражнять детей в измерении массы и площади условной меркой;
- закрепить состав чисел 6 и 7 из двух меньших;
- закреплять счет двойками, тройками, десятками;
- развивать логическое мышление.
Предварительная работа: дидактические игры, экспериментальные игры, занятия в индивидуальных тетрадях, настольные игры, игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Материал: цифры от 0 до 9, мяч, схематическое изображение 2-х домиков для цифр, наборы блоков Дьенеша, наборы палочек Кюизенера, карточки с записью примеров для составления условий задач, 2 «коврика» из цветного картона, горох, весы, таблица и карточки с изображенными на них фигурами, фишки, грамоты командам, запись песни «Дважды два – четыре».
Содержание:
Под мелодию песни «Дважды два – четыре», две команды: «Умники» и «Всезнайки» заходят в зал. Садятся. Ведущий представляет команды и их капитанов.
Ведущий. Мы собрались сегодня здесь, чтобы узнать, как вы умеете считать, думать, решать арифметические задачки. Каждая команда будет получать свое задание. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать вот такую красивую фишку. Победит та команда, которая получит большее количество фишек. Ребята, готовы показать свой ум, смекалку, внимание. Тогда начинаем наше соревнование. Начнем его мы с разминки.
Разминка
Задачка для команды «Умники»:
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Задачка для команды «Всезнайки»:
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
Ведущий. Молодцы ребята, а сейчас мы переходим к конкурсу.
1 задание. «Обратный счет».
(Дети той и другой команды выполняют обратный счет от заданного числа в пределах 20.)
2 задание. «Последующее, предыдущее число».
(Дети называют последующее или предыдущее число заданному.)
3 задание. «Отвечай – не зевай».
(Команды по очереди становятся в круг. Ведущий задает вопрос и бросает мяч – ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч ведущему.)
Вопросы для команды «Умники»:
- Сколько дней в неделе?
- Какой день следует за вторником?
- Сколько времен года?
- Сколько месяцев в году?
- Назови летние месяцы.
- Сколько граней у параллелепипеда?
- Сколько ушей у двух зайцев?
- Сколько углов у квадрата?
- В какое время суток светает?
- Сосчитай двойками
Вопросы для команды «Всезнайки»:
- Сколько дней в месяце?
- Назови самый короткий месяц.
- Сколько планет в солнечной системе?
- Какая планета стоит первой относительно солнца?
- Какая планета стоит девятой относительно солнца?
- Сколько углов у овала?
- Сосчитай тройками.
- Какое из чисел больше: 7 или 5?
- Как называется линия, у которой есть углы?
4 задание. Конкурс капитанов «Засели домик»
(Капитаны должны записать все варианты состава чисел 6 и 7.)
5 задание. «Найди нужную посылку»
(Дети получают кодовые карточки и по ним они должны найти нужную фигуру с набора «Логические блоки Дьенеша».)
6 задание. «Составь задачу по записи»
(Ребенку дается «запись» и по ней он должен составить условие задачи и поставить вопрос. Команда противника должна дать правильный ответ.)
7 задание. «Измеряем площадь»
(Каждой команде предлагается «коврик». Дети должны измерять площадь данного «коврика» при помощи условной мерки – белой палочки Кюизенера.)
8 задание. «Кто больше»
(Команды должны за две минуты перенести как можно больше гороха из мешка в пакет. Переносить горох строго по одной горошине. По окончании времени капитаны взвешивают пакеты с горохом. Выигрывает та команда у которой масса гороха больше.)
Ведущий. Ребята, вот и подошло наше соревнование к концу. Сейчас мы с вами узнаем результаты. (Подсчитываются фишки, объявляется результат. Награждаются команды)
Ведущий. Ребята, у меня для вас есть еще новость. Я узнала, что Д.М для вас приготовил еще дополнительный приз, но этот приз находится за дверью с секретным кодом. Если хотите получить приз Д.М., то вы должны этот код разгадать.
Задание. «»Подбери верный код»
(Дети выполняют логическую задачу на поиск недостающей фигуры. Подбирают нужную фигуру, «открывают» замок и находят «за дверью» приз.)