Форма проведения: литературная композиция
Цели:
- Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
- Расширение знаний учащихся о подвиге односельчан во время Великой Отечественной войны.
- Развитие чувства патриотизма за нашу страну, за нашу малую родину.
- Знакомство с музыкальными произведениями, посвящёнными войне.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово учителя о приближающемся празднике
9 мая вновь прозвучит салют победы. 66 лет назад закончилась долгая, страшная Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней людей. В нашей стране не осталось ни одной семьи, которую бы не коснулось горе: кто-то потерял мужа, сына, брата, сестру, мать, дочь. Тяжело приходилось и в тылу. Все, как могли помогали фронту, вносили свой посильный вклад в приближение долгожданной победы. Очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Об этом никогда нельзя забывать.
2. Литературная композиция
Ученик: 22 июня 1941 года памятно
всему нашему народу – это один из самых
трагических дней в истории нашей страны.
22 июня был выходной день. Спали города и сёла,
после выпускных вечеров гуляла молодёжь.
Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не
предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет,
часы показывали 4 часа утра. (Приложение
1. Слайд 2)
Ученик: И вдруг эту утреннюю тишину
нарушило мощное вторжение боевой техники: гул
самолётов, лязг танков, пулемётные очереди.
Зазвучала незнакомая речь.
К этому времени германские войска уже покорили
многие страны Европы: Чехословакию, Польшу,
Венгрию, Болгарию, Югославию. Враг был жестоким и
сильным. Плечом к плечу встали на защиту Родины
вместе с её армией советские люди: народное
ополчение, мужественные партизаны, бесстрашные
подпольщики.
Звучит песня «Священная война».
Ученик: Одно из первых сражений войны
произошло у пограничников Брестской крепости.
Около месяца героически сражался её гарнизон.
Если бы камни могли говорить, они рассказали бы
всему миру о том, как мужественно стояли
пограничники! Но силы были неравны. (Приложение
1. Слайды 3-6)
Ученик: Неся большие потери,
гитлеровцы продолжали наступление вглубь
Советского Союза. Они захватили Белоруссию,
Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области
Украины, вышли на подступы к Одессе, Киеву и
другим крупным городам…
Пройдут долгие дни и недели и на помощь
защитникам Москвы пойдут войска из Сибири, с
Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего
Востока.
Ожесточённые бои шли под Москвой (30.09 –
05.12.1941).Враги любой ценой хотели захватить Москву
– столицу СССР, тем самым решить исход войны. Но
этого не случилось. Враги получили отпор. (Приложение 1. Слайды 7-9)
Битвы шли за каждый кусочек земли.
Звучит песня «На безымянной высоте».
Учени : Вся страна от мала до велика поднялась на битву с врагом… И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Ученик:
Нет! – сказали мы фашистам. –
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолёты –
За Родину!
Ученик:
Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина? –
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь» –
Родина.
Ученик:
Кровью закат окрашен,
Молча идём без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Ученик:
Путь наш тяжёл и длинен –
В горе, в слезах, в огне.
Немец занял Калинин,
Рвётся уже к Москве.
Ученик:
Мы по дорогам пыльным с боем шли,
От боли земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Звучит песня «Журавли».
Ученик: Переломным моментом войны
стала Сталинградская битва (13.09.1942 –
02.02.1943).Сталинград особенно привлекал
гитлеровцев. Это крупный промышленный центр
страны, где было много заводов, в том числе и
производящих тяжёлые танки; это крупный
транспортный узел, именно через него
доставлялась с Кавказа нефть.
Варварские бомбардировки превратили город в
сплошное море огня.
«Враг будет остановлен и разбит! За Волгой для
нас земли нет!» Бои шли за каждый дом. (Приложение 1. Слайды
10-13).
Ученик: Воевали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Ветры в походные трубы трубили.
Дождь отбивал барабанную дробь.
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
Нынче в разведку идут следопыты
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли!
Учитель: Ребята, назовите героев-пионеров.
Учитель: Наше село не осталось в стороне от войны. 15 июня 1941 года наша школа сделала свой первый выпуск десятиклассников, а 22 июня началась война. Все вчерашние десятиклассники пошли в военкомат и в бой. Были призваны 800 старорачейцев, 373 из них не вернулись с поля боя. Большинство семей не дождались своих родных и близких, редко какую семью обошла похоронка. Не дождалась мужа и старшего сына Николая Веденеева Прасковья Семеновна, которая одна после гибели мужа вырастила семерых детей. Четверых детей подняла на ноги одна Евсеева Мария Прохоровна, шестерых детей – Пиганова Евдокия Николаевна.
Ученик: Много погибло старорачейцев, но они не уронили чести Рачейки и родины. Герой Советского Союза Теплов Сергей Тимофеевич родился и вырос в Рачейке. Здесь он начал трудиться, затем служил в милиции г.Сызрани. Участвовал в боях за Сталинград, дважды там был ранен, а когда вышел из госпиталя, догнал свою часть на левобережье Днепра. Здесь в составе группы смельчаков-добровольцев под покровом ночи старший лейтенант Теплов возглавил переправу 22 добровольцев. Группа благополучно переплыла реку и сразу же вступила в бой, захватив небольшой плацдарм. Немцы открыли ожесточенный огонь по горстке храбрецов. Неравный бой длился несколько часов. Сергей Тимофеевич показывал бойцам пример стойкости и мужества. И они выстояли. К утру через Днепр переправились воины почти всей части. Совместными усилиями была прорвана оборона противника. За этот подвиг Сергею Тимофеевичу Теплову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик: Упорно трудились рачейцы в
тылу: женщины, старики и дети трудились в колхозе,
на производстве, в госпитале. В 1941 году на базе
отдыха был открыт эвакогоспиталь 32/75. Школьники
выходили к поездам встречать раненых воинов, на
носилках доставляли их в госпиталь,
систематически работали в госпитале
массажистами, читали выздоравливающим доклады,
газеты, писали им письма, выступали для них с
концертами. Многие юноши и девушки школы были
донорами, отдавая свою кровь для спасения жизни
воинов.
Ребята Старорачейской школы ежегодно выполняли
весь областной план аптекоуправления по сбору
мха-сфагнума, который в годы войны заменял вату
пери перевязках ран воинов. Школа сдавала
ежегодно около 2000 кг мха, а собирали его ребята,
стоя по пояс в воде.
Ежегодно школьники занимались сбором
лекарственных трав, сдавая их центнерами. В 1945
году за активную работу по сбору лекарственного
сырья получили благодарность Пиганова,
собравшая 80 кг трав, Уварова(56 кг), Рябышева(66 кг),
Майорова(60 кг). Ребята помогали и колхозу. Они
помогали ухаживать и за посевами, за животными.
В 1943 году школьница – дочь фронтовика, ученица 10
класса Катя Лашкина, предложила собрать
средства на постройку самолета «Сызранский
комсомолец». Предложение Лашкиной встретило
горячий отклик. Собрание учащихся единодушно
поддержало патриотическое предложение.
Вот такой вклад внесли наши
школьники-односельчане для того, чтобы
приблизить победу, чтобы одолеть фашистов.
Ученик:
И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточённый бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей
Победы знамя вознеслось.
Ученик: В 1945 году враг был окончательно разбит. 9 мая – День Победы. (Приложение 1. Слайды 14-16).
Звучит песня «День Победы». (Приложение 1. Слайд 17)
Ученик:
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко.
Земной поклон за ваших сыновей!
Ученик:
Встречайте трепетную весну, люди земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, –
Заклинаю, помните!
3. Подведение итогов
Учитель:
– Почему 9 мая называют всенародным праздником?
– У кого из вас родственники были на этой
страшной войне?
– Почему нам необходимо помнить об этой войне
всегда?