I раздел. Цели и задачи программы
Рабочая программа по курсу «Россия и мир в XX – начале XXI века» составлена на основании федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы общеобразовательных учреждений по истории, является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, анализировать формы человеческого взаимодействия, а также показать единство мира в XX – начале XXI века.
Цели программы:
- обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне;
- ориентация способных к гуманитарному образованию обучающихся к дальнейшему изучению истории на профильном уровне;
- воспитание гражданственности и национальной идентичности, развитие мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторических явлений и событий;
- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.
Задачи программы: в результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мировой истории в изучаемый период;
- причины и последствия изучаемых событий, явлений, делать исторический прогноз на развитие изучаемой страны или мировой истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
- истоки проблем и противоречий современного российского общества, мирового развития в целом, перспектив их решения.
В первой главе «Витязь на распутье» освещаются основные события и проблемы российского общества на рубеже 19 – начала 20 века. Во второй главе «Потрясения и последствия Первой мировой войны» анализируются события первой мировой войны, ее влияние на мировую историю. Третья глава «Революционный взрыв (Россия в 1914-1922гг)» показывает кризис российской государственности в 1917 году, влияние первой мировой войны на историю страны, становление советского социалистического государства. Четвертая глава раскрывает противоречия строительства социализма в 1922-1939гг, формирование тоталитарной системы в СССР. Пятая глава «Мир между войнами» показывает развитие мировой истории между войнами, зарождение и формирование фашизма, как один из выходов из мирового кризиса. В главе шестой анализируются причины и ход величайшей трагедии человечества – Второй мировой войны, роль советского народа в войне, ее влияние на дальнейший ход истории. Глава седьмая «Во времена «холодной войны» содержит следующие темы: «Разделенный мир», «Капиталистический Запад», «Социалистический Восток», показывает мир в период противостояния капитализма и социализма. В главах восьмой и девятой раскрывается история послевоенной истории, кризис застоя, распад Советского Союза и современная история России.
Формы и методы преподавания:
- Проблемный диалог;
- Лекции учителя;
- Работа с учебником;
- Работа с модулями на печатной основе;
Формы контроля: тестовые работы (по типу ГИА, ЕГЭ); практические работы по историческим документам и текстам; исторические диктанты; повторительно-обобщающие уроки. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
- Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. История России 9 класс, XX – начало XXI века, М: Баласс, 2010;
- Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история 9 класс, история новейшего времени. М: Баласс, 2010.
Дополнительные ресурсы:
- История России 1861-1917. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра, 1998.
- История Современной России 1985-1994гг. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра,
- В.В.Кириллов, М.Н.Чернова. История России 1800-2002 гг. поурочные методические разработки и сценарии уроков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Материалы подготовки к единому государственному экзамену по истории;
- Материалы подготовки к ГИА по истории;
- Тестовые материалы и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ;
II раздел. Календарно-тематическое планирование
III раздел. Содержание курса включает в себя ЗУН:
Глава 1. «Витязь» на распутье (Россия на рубеже 19-20 веков)
- Особенности социально-экономического развития России в начале ХХ века;
- Предпосылки и причины первой русской революции, становление российской государственности;
- причины, ход, итоги русско-японской войны, её влияние на развитие революционных настроений в России.
- Третьеиюньская монархия как политической система, ее характерные черты;
- Особенности процесса формирования политических партий в России;
Глава 2. Потрясения и последствия Первой мировой войны (мир в 1014-1923 годах)
- Причины, ход, итоги и значение Первой мировой войны.
- Значение Версальско-Вашингтонской системы.
- Россия в Первой мировой войне.
Глава 3. Революционный взрыв (Россия в 1914-1922гг)
- Октябрьские революция и ее значение для российской истории.
- Причины и итоги Гражданской войны.
- Гражданская война как попытка решения материальных и духовных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор.
Глава 4 Строительство социализма (СССР в 1922-1939гг)
- Причины перехода к НЭПу, его сущность, значение для дальнейшего развития
- страны, причины его свертывания.
- Механизм образования единого государства путём объединения республик.
- Особенности советского метода индустриализации, итоги и цена индустриализации.
- Причины, ход и итоги коллективизации.
- Тоталитарная система и командная экономика, ее черты и роль в развитии страны;
Глава 5. Мир между войнами (1922-1939 гг):
- Особенности развития европейских стран и США в 20-е гг,
- Становление тоталитарной системы в Италии, Германии, Испании в 30-е гг., ХХ века.
- Международные отношения, назревание Второй мировой войны.
Глава 6. Пожар Второй мировой войны (1939 – 1945 гг).
- Причины, хронология Второй мировой войны.
- Великая Отечественная война – этап Второй мировой войны;
- Цели Германии в войне против СССР; причины военных неудач Красной Армии в начальный период войны;
- События на Западном и Восточном фронтах; значение каждого из фронтов.
- О роли тыла в ходе войны; о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; о взаимоотношениях общества и власти и некоторых изменениях тоталитарной системы под воздействием военного времени.
- О роли СССР в разгроме фашизма.
- Итоги и уроки войны.
Глава 7. Во времена «холодной» войны.
- Сущность «холодной войны».
- Причины формирования военно-политических блоков, хронология гонки вооружений.
- Политическое и социальное развитие стран Запада.
Глава 8. Через тернии к звездам (СССР в 1945 – 1985гг)
- Периодизация и содержание периода.
- Незавершенность и непоследовательность мероприятий проводимых Н.С.Хрущевым; причины непоследовательной политики.
- Противоречивость внешнеполитического курса; влияние «оттепели» на внешнюю политику СССР.
- Особенностях общественно-политического развития СССР в изучаемый период.
Глава 9. Испытание свободой (от СССР к современной России 1985-2010 гг)
- Предпосылки и объективная неизбежность перестройки: ее задачи, ход и результаты.
- Причины неудач в реформировании экономики 80-х 90-х гг.
- Причины и последствия событий в августе 1991 г.
- Проблемы, сопровождающие развитие РФ на современном этапе.
- Экономическое развитие современной России, противоречивость осуществляемых экономических преобразований.
- Россия в современном мире, поиск собственного пути;
- Глобальные проблемы человечества в новом тысячелетии.
Умения (в том числе и ОУУН):
1. Хронологические умения:
- составлять хронологические и синхронистические таблицы;
- характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий, выделяя основные черты и отличия.
2. Работа с источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- 2..5 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
3. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно), об исторических событиях, их участниках;
- на основе текста учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
4. Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- называть характерные, существенные черты минувших событий, явлений;
- классифицировать исторические события: а) по указанному признаку; б) определяя основание самостоятельно;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия:
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
5. Версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Виды самостоятельной работы учащихся в ходе изучения курса:
- работа с дополнительной, справочной литературой и другими информационными источниками
- подготовка докладов, сообщений, рефератов;
- составление плана исторического текста, тезисных конспектов, таблиц для систематизации учебного материала;
- анализ исторических источников, исторического текста;
Средства обучения: учебники, электронные учебники, модули на печатной основе, компьютеры,мультимедиапроектор, исторические карты и атласы.
Подготовка к ГИА, ЕГЭ
Концентрический принцип изучения
истории, позволяет готовить учащихся к такой
форме государственной (итоговой) аттестации как
ЕГЭ уже в основной школе. Прежде всего, это
выражается в отработке практических навыков в
решении тестовых задач, анализе документов,
определении по ним эпохи, исторических
персоналий, значения тех или иных событий в
истории страны, систематизации и изложении
материала, рассмотрении версий и оценок событий
прошлого. В ходе изучения курса «Россия и мир»
используются задания в соответствии с
кодификатором элементов содержания образования
по истории. Во время контроля знаний
используются задания единого государственного
экзамена для 9-х классов. В модули на печатной
основе включены задания для самопроверки так же
по типу ЕГЭ.
Наряду с историческими умениями и общеучебными
навыками, у учащихся основной школы формируются
такие умения и навыки как: умения выделять
существенные стороны в каждом вопросе, отделять
их от второстепенных, умения оперировать фактами
и положениями, вырванными из общего контекста.
Определять для себя в какой последовательности
будут решаться задачи, выработка «внутренних
часов», чтобы успеть выполнить максимальное
количество заданий.
Для учащихся рекомендованы следующие ресурсы для подготовки к экзамену в новой форме (используются учителем для подготовки к егэ):
- Алексашкина Л.Н. История. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, самостоятельная подготовка к экзамену. М: Экзамен, 2009г;
- Владимирова О.В. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, в 2-х частях. М: Астрель, 2009;
- Корсаков Г.Г. История: тесты, задания, лучшие методики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Симонова Е.В. Государственная итоговая аттестация в новой форме, 9 класс, практикум. М: Экзамен, 2008;
- Тренировочные варианты экзаменационных работ по истории, изданные ФИПИ, 2008-2010гг.
- Варианты ЕГЭ по истории 2002-2010гг (сеть ИНТЕРНЕТ);
Литература:
- Новые государственные стандарты школьного образования. М: Астрель, 2006;
- Программы общеобразовательных учреждений. История «Академический школьный учебник», 5-11 классы. М: Просвещение, 2009;
- Рабочие программы по истории 5-11 классы. Линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово», М: Глобус, 2009.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр.– М.: Прогресс, 1992.
- Варианты ЕГЭ по истории 2002-2010гг ;
- Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. История России 9 класс, XX – начало XXI века, М: Баласс, 2010;
- Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история 9 класс, история новейшего времени. М: Баласс, 2010.
- История России 1861-1917. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра, 1998.
- История Современной России 1985-1994гг. Экспериментальное учебное пособие. М.: Терра, 1998;
- Корсаков Г.Г. История: тесты, задания, лучшие методики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Симонова Е.В. Государственная итоговая аттестация в новой форме, 9 класс, практикум. М: Экзамен, 2008;
- Тренировочные варианты экзаменационных работ по истории, изданные ФИПИ, 2008-2010гг.