Сетевое сообщество как среда развития ИКТ-компетентности педагога

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации методической службы системы повышения квалификации работников образования приобретает все более инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории, невозможно представить вне сетевых коллективов.

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Сегодня для решения данной задачи все шире начинает использоваться Интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте, формированием сетевых профессиональных педагогических сообществ учителей, которые общаются между собой, не выходя из школы. Большая часть данных инициатив еще достаточно молода, как и сам российский образовательный Интернет, они требуют развития и поддержки.

Задача сетевого сообщества организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.

Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.

Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ. На форумах специально создана рубрика, на которой учителя могут задать интересующие их вопросы по использованию ИКТ в учебном процессе вообще, и в частности о приемах работы в том или ином программном продукте.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Рассмотрим некоторые сетевые сообщества, а именно, виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом, в которых с удовольствием работают учителя нашей школы. Это – Содружество методических объединений (СОМ) http://center.fio.ru/som/, Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет http://pedsovet.alledu.ru, «Интернет – государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), некоторые региональные объединения учителей России и Еропейская Школьная Сеть www.eun.org.

Педагоги нашей школы в настоящее время успешно работают на сайте Федерации Интернет Образования, Московского центра интернет-образования http://center.fio.ru/som/ СОМ – Содружество методических объединений – это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы. На страницах, посвященных любому учебному предмету, можно найти: минимумы или стандарты образования; рекомендованные МО РФ или авторские программы; примерные поурочные планы; методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке; методические рекомендации по преподаванию конкретных тем; аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними; интересные научные факты и открытия; варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ; учебную и методическую литературу по предметам, а также аннотации новых публикаций (как электронных так и традиционной печатной продукции); биографии ученых; аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения; интересные исследовательские работы учащихся; информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое. СОМ для нас – это профессиональное сообщество учителей, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе, ведь стремительное развитие общества, глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному учителю. И при помощи такого сообщества мы стремимся идти в ногу со временем, и думаем, что у нас это уже получается.

Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования предлагают другую форму общения работников образования. Накануне нового учебного года глобальная сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на очередной Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет http://pedsovet.alledu.ru . Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Интернет-педсовет – это сетевое сообщество работников образования. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сёл делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учёными, специалистами системы образования. Важно отметить, что процент участников из сельской местности ежегодно увеличивается. Сегодня темы педсовета волнуют все педагогические коллективы. Благодаря реализации государственной программы «Компьютеризация сельских школ», учителя многих сельских школ, в том числе и наша, получили возможность активного участия в интернет-педсовете. В прошлом году учителя нашей школы тоже были участниками Всероссийского интернет-педсовета. Мы обсуждали актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делились своими успехами в школе, районе.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей это проект «Интернет – государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, издательства «Просвещение». Основная цель проекта – Создание сетевого сообщества творческих учителей. 60% учителей нашей школы второй год активно участвуют в работе данного сообщества.

Сайт http://www.intergu.ru развивается и совершенствуется. Сегодня в ИнтерГУру существует 11 территорий:

1. Инфотека
2. Педсовет
3. Педагогический класс
4. Коллекция фактов
5. Профи-консультант
6. Тест-центр
7. CD-маркет
8. Академия
9. Конкурсный зал
10. Проект ИСО
11. Детская территория:

  • Детский интернет-фестиваль
  • Конференция увлечений "Умник"

Творческая группа наших учителей, работающая в ИнтерГУру дистанционно, стремится создать такую модель виртуального педагогического сообщества в нашей школе, которая бы смогла отразить все сферы деятельности учителя: методическую подготовку к урокам (территория "Инфотека", "CD-маркет"), общение с коллегами (территория "Педсовет"), решение психологических проблем (территория "Педагогический класс"), консультации профессионалов (территория "Профи-консультант"), самообразование (территория "Тест-центр"). Но при этом в сообществе создана привлекательная игровая система, которая заинтересовывает участников и создаёт мотивацию к деятельности. В основе игровой системы лежит экономическая схема, реализуемая через баллы рейтинга и виртуальные деньги (гурики). На основании баллов активные граждане государства награждаются званиями. В течение двух лет 25 учителей нашей школы были удостоены следующих званий: (имеются свидетельства)

Звание

Количество граждан
Учитель 13
Учитель – специалист 8
Учитель – профессионал 2
Учитель – мастер 1
Учитель – методист 1
Учитель – наставник
Учитель – мэтр
Народный учитель
ГуРу

За 3 года граждане ИнтерГУру определили, что для всех нас наиболее интересно и полезно в проекте. Результаты социологического опроса на тему "Что вас привлекает в ИнтерГУру?" таковы:

N п/п Виды деятельности граждан Территории ИнтерГУру %
1. Возможность получить квалифицированную помощь от коллег Педсовет, Педагогический класс, Профи-консультант 36 %
2. Возможность самообразования, повышения квалификации Инфотека, Педсовет, Педагогический класс, Тест-центр 17%
3. Возможность приобретения методических материалов Инфотека, CD-Маркет, Коллекция фактов 14%
4. Возможность реализации своего педагогического багажа Инфотека, Коллекция фактов, Тест-центр 13%
5. Возможность профессионального общения Педсовет, Педагогический класс, Профи-консультант 12%
6. Возможность реализации творческого потенциала (создание творческих групп, участие в фестивале, конференции с учениками) Конкурсный зал
Детская территория
8%

В среднем посетителей на сайте государства в день насчитывается около 600 человек. Каждое государство имеет свою столицу. Недавно она появилась и у ИнтерГУру. Это Федеральный институт развития образования (ФИРО) в г. Москва. В общежитии Учебного Центра ФИРО по паролю "Интернет-государство учителей" можно остановиться в любое время. Летом планируется проведение очного форума граждан ИнтерГУру.

Интернет-государство учителей – это стремительно развивающееся педагогическое сообщество, живущее по демократическим принципам! В нём живут, общаются и работают все – воспитатели, учителя школ, родители, преподаватели вузов, работники системы образования, ученики и студенты! Присоединяйтесь к нам!

Тематические форумы дают возможность нам получить квалифицированную консультативную помощь. В роли методистов выступают ведущие ученые и педагоги-практики, внесшие значительный вклад в современные частные методики обучения.

Эта форма работы стала доступна преподавателям и школьникам, живущим в отдаленных территориях. Также мы принимаем участие в сетевых конкурсах, объявляемых в рамках сетевых сообществ проекта «Открытый класс – Сетевые образовательные сообщества» и журнала «Интернет и образование», что всегда привлекает творческих людей больше, чем простое обсуждение в форумах.

В результате работы в сетевых сообществах нашими учителями созданы «методические копилки», как в области традиционной педагогики, так и в области современных образовательных и информационно-компьютерных технологий.

Таким образом, изучение сетевых сообществ это – изучение основной формы человеческих сообществ ближайшего будущего. Во всем мире существуют исследовательские программы и предпринимаются практические шаги, направленные на построение сетевых сообществ на базе не только центров образования, науки и культуры, но и целых городов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сетевые сообщества предоставляют разные возможности педагогам в зависимости от их уровня ИКТ компетентности: начинающим пользователям – общение, материалы, методику; опытным– вхождение в международное сообщество новаторов в образовании.

Литература:

  1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.–171 с.
  2. Лаврентьева О.А. Организация сетевого взаимодействия педагогов в Ставропольском крае: Доклад XV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2008»// http://www.relarn.ru/conf/conf2008/section6/6_25.html.
  3. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и образование // http://school-sector.relarn.ru/efim/3please/2005/pl_2005_20.htm.
  4. ИнтерГУру www.intergu.ru
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие.– М., 2007.– 638 с.

Приложение 1