Понятия "истина" и "ложь", по учебнику Матвеева Н.В. и др. 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Тип урока – изучение нового материала.

Форма проведения урока – комбинированный урок с применением ИКТ.

Цель урока: познакомить с понятиями “истина” и “ложь”;

Задачи урока:

  • Обучающие: научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности, с назначением инструмента «пипетка» в графическом редакторе Paint.
  • Развивающие: развивать способности анализировать и синтезировать.
  • Воспитательные: воспитывать положительные качества личности в образовательном процессе.

Предварительная подготовка:стихи-загадки, сигнальные карточки.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация (Power Point)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент (1 мин.)

Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые…
Милости просим,
Будьте, как дома,
Знакомьтесь со всем,
Что ещё незнакомо.
Здравствуйте, мои друзья!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

(В руках у учителя стихи-загадки).

2. Подготовка к восприятию нового материала  (3 мин.)

Вы прослушали стихи,
Чем особенны они?
Где здесь правда,
А где ложь –
Всё ты сразу разберёшь?

(Учитель читает стихи-загадки)

Поля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Поле… рожки (ножки)
Поля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Поле… щучки (ручки)
Поля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Поле… сушки (ушки)
Поля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Поле… шубки (зубки)

3. Постановка цели (2 мин.)

4. Новый материал (5 мин.)

Приложение 1. Слайд 1

Сегодня два понятия
Подробно разберем,
Правда и неправда
Мы в жизни их зовем.
Но в математике,
То “истина” и “ложь”

– “Истина” и “ложь” относятся к понятиям. Давайте вспомним, что такое понятие? (Дети отвечают.)
– Понятие – это объект внутреннего и виртуального мира, т.е. мира идей и мыслей человека.
– Молодцы!
– Ребята, на какие группы делятся понятия?
Ответы детей: Совместимые и несовместимые понятия.

Приложение 1. Слайды 3-4

– Совместимые: связаны отношением равнозначности, пересечения, подчинения.
– Несовместимые: не пересекаются, находятся в отношении противоположности и противоречия. Привести примеры.
– Молодцы, мы сегодня более подробно будем говорить о несовместимых понятиях. мы разберем понятия “истина” и “ложь”.

Работа с учебником. СТР.82 (4 мин.)

Выполнение задания в тетради №1.

Приложение 1. Слайды 5-6

Цель задания: запомнить ключевые слова темы, в которых заключаются сведения об истинности и ложности высказываний.

– Ребята, какой вывод можно сделать об истине и лжи?

Выполнение задания в тетради №2.

Цель: вспомнить высказывания, представленные языком математики, и научиться определять ис­тинные высказывания.

Приложение 1. Слайд 9

Определи истинные высказывания.

2 + 2 = 4
2 + 2 = 5
2 + 3 = 5

Выполнение задания в тетради №3.

Цель: повторить и закрепить знания о ложных вы­сказываниях, умения различать истинные и лож­ные высказывания.

Приложение 1. Слайд 10

– Укажи ложные суждения:

  • Все крокодилы летают.
  • Компьютер – помощник человека при счете.
  • Телефон служит средством связи.
  • 10 делится на 3 без остатка.

Выполнение задания в тетради №4.

Цель: сформировать представление о том, что вы­сказывание может быть представлено в различных формах. ПИСЬМЕННО. Выбери нужное.

Результатом обработки информации может быть устное высказывание, высказывание в виде текста, рисунка, схемы, формулы.

  ДА        НЕТ

Приложение 1. Слайды11-14

Выполнение задания в тетради №5. (3 мин.)

Цель: научиться определять истинность и ложность высказываний на основе анализа графически или текстом представленной информации.

Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные суждения буквой «И», а ложные суждения – буквой «Л» по образцу. ИЛИ  в информатике истина записывается 1, а ложь – 0. Запишите с помощью цифр.

5. Физминутка (1 мин.)

Игра “Истина – ложь”  

– Устали? Выпрямитесь, сядьте ровно.

Разотрите все ладошки,
Приготовьте для хлопков,
Если, правда – вы топайте,
Если ложь – то хлопайте.

  1. Земля круглая.
  2. Ботаника – наука о животных.
  3. Сегодня на дворе лето.
  4. 8 X 5 = 40.
  5. Предложение состоит из слов.
  6. Клён, тополь, берёза – хвойные деревья.
  7. Александр Иванович Пушкин.

Хлопать все вы мастера,
А составить предложение
Трудно, будет вам, друзья?
Истина всегда важна
И придумать предложение

Не составит вам труда?
Ложь вредна, но станем мы
На минутку все лгуны
И составим предложение,
В нём неправду ты найди.

6. Выполнение задания  в рабочей тетради  с помощью рисунка САМОСТОЯТЕЛЬНО. (2 мин.)

Цель: научиться формулировать высказывание по рисунку, удовлетворяющее заданным требованиям истинности или ложности. Придумать 1 предложение истинное, другое ложное.

– Молодцы ребята!

Много вы уже узнали,
Мы играли и решали,
Выясняли, где здесь ложь,
А где, правда,
Ты поймешь?

– Выполним задание в графическом редакторе Paint.

7. Компьютерный практикум (10-12 мин.)

НАДО ПОМНИТЬ ТБ на уроке.
Не трогать экран монитора. 
ОТКРЫТЬ РИСУНОК с помощью Paint. Определить истину и ложь и исправить, если есть ложь на истину. С помощью инструментов графического редактора Paint.
С помощью инструмента «пипетка».

Поразмыслить должен сам.
Выполняй задание тихо,
И соседу не мешай.

8. Физкультминутка для глаз (1 мин.)

9. Домашнее задание (2 мин.)

– Написать сказку-небылицу.

10. Итог занятия (2 мин.)

– С чем вы познакомились? (Ответы детей)
– Что такое истина, ложь? (Ответы детей)
– Чему научились вы сегодня? (Работать с инструментом пипетка)

11. Выставление оценок за урок (2 мин.)

Вы истину нам расскажите,
А ложь вы в себе сохраните.
Подошёл к концу урок,
Заливается звонок.
Дружно выйдем из-за парт
Глубоко вздохнём, вот так…