Урок-зачет "Законы Ньютона"

Разделы: Физика


Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., “Физика. 10 класс”.

Дополнительная литература:

  • Нестандартные уроки. Физика. 7-10 классы. С.В.Бобров. – Волгоград: Учитель, 2002.
  • Физика.10 класс: дидактические материалы. А.Е. Марон, Е.А. Марон.– М.: Дрофа, 2005.
  • Качественные задачи по физике в средней школе. М.Е. Тульчинский – М.: Просвещение, 1972.

Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.

Задачи:

  • Образовательные:
    • в интересной форме повторить, закрепить знания по теме;
    • контроль уровня усвоения теоретического материала, умения применять знания при решении задач различной степени сложности как количественных, так и качественных.
  • Развивающие:
    • развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий;
    • совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры сотрудничества при работе в группах;
    • воспитание толерантности, культуры речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение учителя о порядке работы на уроке.

2. Вступительное слово учителя

Краткое обобщение темы “Законы Ньютона ”.

3. Зачет

Первый тур «Цепочка»

Работа проходит в 3-х группах.

Второй тур «Качественные вопросы»

  1. Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
  2. Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
  3. К потолку каюты равномерно движущегося теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет: а) ускоренно (замедленно); б) повернет в сторону; в) внезапно остановится?
  4. На движущийся по прямолинейному горизонтальному пути поезд действует постоянная сила тяги тепловоза, равная силе трения. Какое движение совершает поезд? Как проявляется в данном случае закон инерции?
  5. На брусок, лежащий на столе, поставили гирю. Брусок сохраняет состояние покоя, хотя на него действует вес гири. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?
  6. Какое физическое явление наблюдается при выколачивании зерна барабаном комбайна?
  7. Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его руками?
  8. С высокого обрыва безопаснее прыгать в рыхлую песчаную насыпь, чем на твердую почву. Почему?
  9. Как будет двигаться ракета, если на нее действует: а) постоянная сила? б) постоянно убывающая сила?
  10. Два вагона разных масс движутся с одинаковой скоростью. Как изменится скорость вагона, если приложить к ним одну и ту же силу, препятствующую движению? Какой из вагонов раньше остановится?
  11. Почему тяжелогруженый 50-тонный вагон, прицепленный к пассажирскому поезду, делает ход поезда более плавным?
  12. На весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда?
  13. Почему автомобиль трудно тронуть с места на обледенелой улице?
  14. Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 100 Н. Что показывает динамометр?
  15. В известных опытах Отто Герике с магдебургскими полушариями с каждой стороны полушарий впрягалось по 8 лошадей. Получилась бы более сильная тяга, если прикрепить одно полушарие к стенке, а к другому припрячь 16 лошадей?

Третий тур «Интересные вопросы»

1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?

Ответ:Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.

2. Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару – во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение, настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.

3. История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз ззялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем:

...Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.

Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.
Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.

4. Контроль знаний

Вариант 1

1. Шарик массой 1 кг движется с ускорением 50 см/с2. Определите силу, действующую на шарик.
2. На тело массой 5 кг действуют силы 3 Н и 4 Н, направленные на юг и запад соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?

Вариант 2

1. Сила 2 мН действует на тело массой 5 г. Найдите ускорение, с которым движется тело.
2. Санки массой m = 10 кг движутся на восток с ускорением a = 0,5 м/с2 под действием двух сил, одна из которых F1 = 20 Н направлена на запад. Куда направлена и чему равна сила F2, действующая на санки?

Вариант 3

1. Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобретает ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело массой 10 кг под действием такой же силы?
2. На груз, движущийся вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2, действуют две силы: F1 = 8 Н, направленная вертикально вверх, и F2 = 3 Н, направленная вертикально вниз. Какова масса груза?

Вариант 4

1. Определите массу тела, которому сила 50 мН сообщает ускорение 0,2 м/с2.
2. На брусок массой m = 200 г действуют две силы: сила F1 = 1 Н, направленная на юг, и сила F2 = 1,5 Н, направленная на север. С каким ускорением движется брусок?

Вариант 5

1. Сила 60 Н сообщает мячу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому мячу ускорение 2 м/с2?
2. Автомобиль движется с ускорением a = 2 м/с2 под действием двух сил: силы тяги двигателя F1 = 10 кН и силы сопротивления движению F2 = 4 кН. Сила F1 направлена на юг, сила F2 – противоположна направлению движения автомобиля. Чему равна масса автомобиля?

5. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя. За работу на уроке все учащиеся получают по две оценки: одна – за работу в группе, другая – за индивидуальную работу.