Цели урока:
- ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства;
- развитие фантазии, наблюдательности и внимания;
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас, развитие навыков работы с художественными материалами.
Оборудование : изобразительный ряд – различные предметы народного орнаментального искусства; различные ёлочные игрушки; образец педагогического рисунка « Новогодние игрушки», макет елки; литературный ряд – стихотворение-игра (доскажи словечко) «Елочка», загадки. Мультимедийная установка.
Материалы: шаблоны ёлочных игрушек (снеговик, шар, сосулька), краски гуашь, фломастеры, кисти, палитра.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вход детей в класс под музыку «Маленькой ёлочке холодно зимой» (Приложение 2), деление коллектива детей на группы методом ранжирования: ребята берут жетоны шарики красного, синего, зелёного цвета и рассаживаются за парты по группам.
II. Основная часть
1. Вступительная беседа учителя. (Приложение 1, слайд 3)
Отгадайте загадку.
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне надевают всего лишь раз в году. (Ёлка.)
– Вам нравится праздник Новый Год?
– Почему вы любите этот праздник?
– Как вы готовитесь к его приходу?
– А вы знаете, почему в России наряжают именно
ёлку?
2. Рассказ учителя: (Приложение 1, слайд 4)
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась
на Руси три столетия назад. До этого у русского
народа январь ничем не отличался от других
месяцев, так как церковный год по библейским
канонам начинался 1 марта, а светский – 1
сентября. И вот русский царь Петр I издал указ, в
котором говорилось, что Новый год необходимо
отмечать 1 января.
В петровском указе писалось: "По большим и
проезжим улицам знатным людям и у домов
духовного и мирского чина перед воротами учинить
некоторые украшения от древ сосновых и
можжевеловых, а людям скудным каждому хотя бы
по деревцу или ветке". В указе речь шла не
конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале
деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и
даже овощами. Наряжать елку стали немного
позднее – в середине XIX века. Наряженная ель
впервые засветилась огоньками более 150 лет назад
в Петербурге. С тех пор в каждом доме люди стали
наряжать новогоднюю ёлку.
– А чем украшают ёлочки в современных домах? (Ответы
детей)
– Елочные игрушки изготавливают на фабрике,
которая так и называется «Фабрика ёлочных
игрушек». Давайте отправимся на экскурсию по
фабрике… (Приложение 1,
слайды 5-12)
– Сегодня в нашем классе открывается фабрика
новогодних игрушек. Нам предстоит выполнить
заказ Деда Мороза (Приложение 1,
слайд 13)
Каждая группа получает задание-заказ в конвертах.
– Чтобы получить заказ вам необходимо отгадать загадку….
1-я бригада:
Видим морковку, ведро и метёлку,
Так нарядили мальчики...
(Не ёлку, а снеговика.)
2-я бригада:
Расцветает ландыш в мае,
Астра осенью цветёт.
А зимою расцветаю
Я на ёлке каждый год.
Целый год лежал на полке,
Все забыли про меня.
А теперь вишу на ёлке,
Потихонечку звеня.
(Ёлочный шар.)
3-я бригада:
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец – ...
(Сосулька.)
– Но сосулька не простая, а ёлочная.
III. Творческая практическая работа учащихся
– В каждом конверте у вас есть шаблоны новогодних игрушек, их нужно разрисовать. Вспомните игрушки, которые мы рассматривали, пофантазируйте сами.
Учащиеся выполняют задание (Приложение 3). Учитель оказывает индивидуальную помощь. (Приложение 1, слайд 16)
IV. Итог урока
Оформляется выставка работ и их анализ. Игрушки помещаются на макет ёлки. (Приложение 1, слайд 17)
V. Рефлексия
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идет,
Скоро праздник….(Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт… (от ёлки).
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …. (блестят).
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки, … (хлопушки).
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики, … (шары).
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы, … (Снегурки).
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед … (Мороз).
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как … (красива).
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в … (пляске).
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех …
Поздравляю с … (Новым годом!)
С новым счастьем сразу … (всех).
Уборка рабочего места. (Приложение 1, слайд 18)