Формирование коммуникативных умений даже на элементарном уровне подразумевает параллельное обучение всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо).
Общеизвестно, что чтение и письмо являются важными компонентами обучения и платформой для развития коммуникативных навыков и умений. Одним из приемов, позволяющим сделать процесс обучения чтению и письму интересным, лёгким для восприятия и эффективным является пиктокодирование.
Основным элементом пиктокодирования является
пиктограмма. Пиктограмма – своего рода
«закодированное» письмо, (рисунок), или иначе,
зрительная метафора, обозначающая не отдельные
слова, а целые сообщения.
В алфавите пиктограммы выполняют несколько
функций:
- стимуляция развития интереса к изучению английского языка;
- профилактика речевых нарушений при произнесении звуков и буквосочетаний.
- исправленме речевых ошибок при чтении и на письме, в том числе, решение проблемы реверсивного чтения и написания, с которой сталкиваются учащиеся при изучении таких букв, как , b – d , p – q, f – t, s – z.
- когнитивная
- развитие творческих способностей детей.
Таким образом, пиктокодирование позволяет «видеть» звуки и представляет мнемоническую систему «встроенных ключевых картинок». Причем аллитерация строится на имени героя, исходя из правильного звука, который буква «даёт» в словах.
Работа с пиктокодированием предполагает следующие этапы:
1. Презентация буквы
Презентация буквы происходит с помощью приёма рассказывания историй (story telling) и предъявления запиктокодированной буквы, предcтавляющей собой некий образ. Затем следует работа со звуком, который произносит данная буква в словах. Далее идёт сравнение запиктокодированного образа буквы с её чёрно-белым изображением.
2. Работа с формой буквы и направлением ее чтения и написания
Учащимся объясняется особенность изображения буквы. Детям предлагается обвести букву кончиком пальца по направлению её написания. Здесь же проводится сравнительный анализ изображения заглавной и строчной буквы.
3. Пиктокодирование буквы
Учащимся предлагается образец запиктокодированой буквы, обсуждается особенности изображения образа буквы, одновременно происходит проговаривание имени и звука. Следующим шагом является пиктокодирование, т.е. «оживление» черно-белого изображения буквы английского алфавита самими учащимися. Учащиеся вслед за учителем подрисовывают элементы образа буквы к её черно-белому изображению.
4. «Прописывание» буквы в воздухе
Учащиеся «прописывают» буквы в воздухе с целью запоминания её формы, направления написания и исключения ошибок при письме в дальнейшем.
5. Прописывание буквы на доске
Сначала учащиеся обводят образец буквы маркером. Затем учащийся обводит букву, написанную пунктирной линией, следуя направлению написания, а потом, каждый раз прописывая следующую букву, дописывает её недостающие элементы. В конце строки ребёнок должен самостоятельно написать букву, учитывая предыдущий опыт.
6. Работа с чтением буквы в словах
Учащимся предлагается чтение слов с новой буквой, находящейся в разных позициях (в начале, середине и конце слова).
7. Проектная деятельность
Пиктокодирование учащимися целых слов и их прочтение.
Пример работы с пиктокодированим вы можете увидеть в презентации (Приложение 1). Эта презентация может быть использована в работе на интерактивной доске.
В Приложении 2 представлены рисунки, которые Вы можете использовать для создания собственных презентаций.