Построение графиков и диаграмм в Excel. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели:

  • Обучающие:
    • повторить пройденный материал по теме: "Электронные таблицы Excel" и познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel;
    • научить строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel;
    • закрепить знания по теме при выполнении практического задания.
  • Развивающие:
    • формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
    • развивать умение выделять главное, находить ошибку;
    • развивать способности сравнивать, сопоставлять.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ;
    • формировать умение преодолевать трудности;
    • способствовать развитию умения оценивать свои возможности.

Тип урока: комбинированный урок.

Обеспечение урока:

  • техническое: персональные компьютеры класса;
  • программное: табличный процессор Excel

План урока.

  1. Организационный момент. (3 мин.)
  2. Повторение ранее изученного материала.(7мин.)
  3. Изучение нового материала (13 мин)
  4. Закрепление нового материала.(15 мин.)
  5. Подведение итогов урока. (5 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

(Приложение 3, слайд 1)

Учитель. Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Как вы видите у нас на уроке сегодня присутствуют гости, и я надеюсь, что вы меня не подведете и мы достигнем тех целей, которые поставим на уроке. Вы видите перед собой бланки, отметьте то изображение, которое соответствует вашему настроению. Итак, начинаем.
Эпиграфом нашего урока станет китайская пословица

«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»

Китайская пословица

Я неслучайно взяла эпиграфом к уроку китайскую пословицу. Сегодня глаголы слышу, вижу, делаю будут сопутствовать нам весь урок. Вы будите слушать, видеть и делать.

2. Повторение ранее изученного нового материала.

Приступая к работе помните правила техники безопасности, они есть в ваших папках на 1 листе (Приложение 1).
На предыдущих занятиях мы познакомились с табличным редактором, научились производить вычисления. Проверим наши знания и домашнюю работу. Сегодня, как и всегда, вы будите зарабатывать баллы, по количеству которых в конце урока получите отметки. Ребята у каждого на парте лежат папки разного цвета. Если у вас папка красного цвета, то вам необходимо пройти компьютерное тестирование. В папку вложена инструктивная карта, в которой есть алгоритм выполнения задания. Перед вами стоят ноутбуки и вы можете приступать к выполнению задания. Желтая – выполните задания, которые я вам предлагаю (в папке у вас на листе 2 представлены задания) (Приложение 2), ответы запишите на бланках (Приложение 4) ответов, под копирку, а зеленого – работаем со мной вместе, мы будем разгадывать кроссворд. В ваших папках есть слова ответы. Из предложенных вы выбираете правильный ответ и показываете его мне. Все эти задания нам необходимы, чтобы узнать, на сколько хорошо вы усвоили материал. (5 мин.).
Ребята, каждый получил задание. Начинаем его выполнять.

(Приложение 3, слайд 2)

Разгадай кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

  1. Блок ячеек таблицы.
  2. Вид графики, который  дает возможность построения диаграмм и графиков по числовым данным в таблице.
  3. Основной структурный элемент таблицы.
  4. Один из типов данных, вносимых в ячейку
  5. Сноска на определенную ячейку.
  6. Запись, используемая для выполнения операций над содержимым ячеек.
  7. Переменная величина, значение которой зависит от значений других величин.
  8. Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и номера строки.

Ответы: 1. Диапазон. 2. Деловая. 3. Ячейка. 4. Число. 5. Ссылка. 6. Формула. 7. Функция. 8. Адрес.

Итак, время на выполнение заданий истекло. Давайте посмотрим как вы с ними справились.  Кто работал письменно, оригиналы сдайте мне, а другой экземпляр проверьте с помощью ключа (Приложение 5). Кто работал за компьютером по вашей оценке вы получили баллы.

3. Изучение нового материала

– Ребята я увидела, что вы справились с заданиями, поэтому мы можем перейти к изучению новой темы. Давайте откроем тетради запишем сегодняшнее число (25.10.2010 год), и тему нашего урока (Приложение 3, слайд 3)
Построение диаграмм в Excel  (тема, число записано на доске). (Приложение 3, слайд 4)
Учитель формулирует цель урока: сегодня на уроке мы с вами изучим принцип построения диаграмм в Excel с помощью мастера диаграмм.
(Приложение 3, слайд 5)
– Скажите, а вам когда-нибудь приходилось  уже сталкивались с диаграммами? (Ответы детей: да).
– А где вы с ними встречались? (В курсе математики, физике, химии  и др.).
– Ребята, скажите, а для чего нам нужны диаграммы? (Ответы детей)
(Приложение 3, слайд 6)
– Верно, Диаграммы наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов. (записать в тетради).
Вспомните, какие диаграммы вы строили? (Ответы ребят)
Ребята, а что нужно было для того чтобы построить и диаграммы? (Ответы детей)
Молодцы. Сколько для этого нужно было приложить усилий, надо было находить и строить точки, нужна была линейка, карандаш если это график, при построении диаграммы нужен был транспортир, цветные карандаши, циркуль, резинка.
Сегодня на уроке мы упростим нашу задачу. Мы научимся с помощью компьютера строить диаграммы очень быстро и просто.
(Приложение 3, слайд 7)
– Ребята, на прошлом уроке я вам дала задание подготовить сообщение о типах диаграмм, которые были ранее вами изучены. И сегодня Коренной Сергей нам представит свой мини-проект «Диаграммы и ее типы».
(Приложение 3, слайд 8)
– Сергей, спасибо. Присаживайся за парту.
(Приложение 3, слайд 9)
Для того, чтобы построить диаграмму, в первую очередь нам необходимо (Приложение 3, слайд 10) создать таблицу с данными и выделить диапазон ячеек. (Приложение 3, слайд 11)
Затем нужно вызвать Мастер диаграмм. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.

После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастер диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.
(Приложение 3, слайд 12)
Шаг 1: выбор типа диаграммы.
Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Для того, чтобы выбрать один из типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.
Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм.
(Приложение 3, слайд 13)
Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.
Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.
Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.
Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.
Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.
(Приложение 3, слайд 14)
Шаг 3: задание параметров диаграммы.
Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.
(Приложение 3, слайд 15)
Шаг 4: размещение диаграммы.
В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.
(Приложение 3, слайд 16)
Вот какие результаты мы получили.
(Приложение 3, слайд 17)
– Итак, давайте составим алгоритм построения графиков и диаграмм в программе Excel и запишем его в тетради.

Для создания диаграммы нам необходимо:

  • Создать таблицу с числовыми данными.
  • Выделить необходимый диапазон данных.
  • Запустить мастер диаграмм.
  • Выбрать тип диаграммы.
  • Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1-4).
  • Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо.

– А сейчас, мне хотелось бы проверить задание №2, которое называется «Восстанови порядок», поднимите руки, кто выполнял это задание. Ребята, вы выполняли это задание используя только логическое мышление и знания полученные на прошлых уроках, проверьте, правильно ли вы составили цепочку. (Ключ на доску). поднимите руки те, кто справился без ошибок. Молодцы.

(Приложение 3, слайды 18-20)

Физминутка для глаз.

(Приложение 3, слайд 21)

– А теперь, я считаю, что наши теоретические знания можно закрепить на практике. 4.

4. Закрепление нового материала

– Сейчас, ребята давайте с вами перейдем за компьютеры. Не забывайте правила ТБ, и распишитесь в бланках.
На рабочем столе у вас есть документ «Построение диаграмм» (Приложение 6), откройте его пожалуйста. Учащиеся открывают документ Excel. (Приложение 3, слайд 22)
Ребята вы видите на экране круговую диаграмму соотношения площадей различных озер. Таким образом, наглядно можно определить какое озеро занимает большую  площадь. Скажите, пожалуйста, какое озеро самое большое? (Озеро Байкал).
– Молодцы.
(Приложение 3, слайд 23) Откройте второй лист книги. На нем представлен график функции у = х2 + 4х – 5.
– Функция какого вида представлена? (Квадратичная). Верно.
(Приложение 3, слайд 24)
– Откройте, пожалуйста, следующий  третий лист книги. На нем вы видите линейчатую диаграмму, на которой представлен прогноз соотношения мужчин и женщин пенсионного возраста в 2002 году, 2012 году, 2022 году.
(Приложение 3, слайд 25)
– Ребята, при просмотре презентации, мы с вами записали в тетрадь алгоритм построения диаграммы. Давайте его повторим:

  • Создать таблицу с числовыми данными.
  • Выделить необходимый диапазон данных.
  • Запустить мастер диаграмм.
  • Выбрать тип диаграммы.
  • Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4).
  • Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо.

(Приложение 3, слайд 26)
– Ребята, прежде чем перейти к следующему задаю я прошу встать тех, кто после 9 класса останется в школе, кто будет поступать в специальные учебные заведения (техникум), в профессиональные учебные заведения (училище), кто пойдет работать.

Останутся в школе –
Техникумы  –
Училище –
Работа –

Результаты давайте запишем в лист опроса (Приложение 7). Теперь самостоятельно откройте 4 лист книги и внесите полученные данные в таблицу, а потом постройте диаграмму того типа, который вы выберите самостоятельно.

5. Практическая работа

(Приложение 3, слайд 27)
Ребята, вы учитесь в классе «Спасателей», и знаете, что работа спасателей  трудна и они сталкиваются с опасностями. Я  предлагаю вам проанализировать данные таблицы «Участие спасателей в ликвидации последствий по видам чрезвычайных ситуаций» (Приложение 8). Результаты представить с помощью диаграммы. Все необходимые данные вам представлены в папках. Напоминаю вам, что вы можете воспользоваться подсказкой «Пошаговое построение диаграммы» (Приложение 9).

№ п/п Ликвидация последствий

Кол-во (%)

1. крушения поездов

18%

2. крушения самолетов

13%

3. стихийных бедствий

53%

4. терактов

40%

5. землетрясения в Гаити

5%

– Молодцы. Все справились с заданием. Релаксация (ролик).
– Теперь, ребята, пересядьте за парты.

6. Подведение итогов. Рефлексия

– Подведем итоги сегодняшнего занятия. (Приложение 3, слайд 28)
– Скажите, что же такое диаграмма? (Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных). Какие типы диаграмм вы знаете? (круговая, гистограмма, столбчатая, график и т.д.). молодцы.
Все вы сегодня поработали хорошо,  справились с заданиями: научились строить диаграммы. А сейчас давайте подсчитаем количество набранных вами баллов. Встаньте те, кто набрал от 8 до 11 баллов – вы получаете «3», от 12 до 15 – «4», от 16 до 20 – «5».
Оставить на память данные опроса о дальнейшей учебе.

7. Домашнее задание: (Приложение 3, слайд 29, Приложение 10)

1. § 21 повторить, конспект учить.
2. Построить диаграмму Факторов, влияющих на здоровье человека. (Результаты  представить на следующий урок на любом носителе.)

Факторы, влияющие на здоровье человека
Образ жизни

50%

Наследственность 20%
Экологическая обстановка 20%
Здравоохранение 10%

3*. Ребята, вы все знаете, что сегодня последний день Всероссийской переписи населения 2010 года. И в качестве домашнего задания  я предлагаю вам самостоятельно из материалов прессы или из Интернета, выбрать данные о последней переписи населения 2002 года в Ростовской области и построить разные типы диаграмм.

Можно выбрать следующие критерии: национальный состав (% от общей численности населения), городское и сельское население, соотношение мужчин и женщин, трудоспособное население, уровень образования населения.
(Приложение 3, слайд 30)
Вы видите перед собой бланки, отметьте то изображение, которое соответствует вашему настроению.